«Если наш «американский спонсор» разрешит дружбу Латвии и РФ, то она состоится»
Перспектива нормализации отношений между Москвой и Ригой во многом зависит от воли США, из-за которой Латвия сейчас живет «в ущерб себе». Об этом заявил латвийский общественный деятель, историк Янис Кузинс. Часть местного населения хранит память об исторических связях обеих стран, продолжает отмечать День Победы и выступать в защиту памятников советской эпохи. Но в республике есть прослойка граждан, которая, по сути, продвигает ультраправые идеи. По его мнению, бороться с этим необходимо в том числе с помощью просветительских проектов о событиях в военные годы. Примером такой работы можно назвать и недавно снятый документальный фильм «Забыть латышского снайпера». О проблеме героизации нацизма и отношении латышей к русским — в интервью Яниса Кузинса «Известиям».
«На стороне Красной армии воевало 100 тыс. латышей»
— Латвия — одна из немногих постсоветских стран, которая не обращает внимание на проблему героизации нацизма. К примеру, 16 марта в Риге регулярно проходит марш легионеров, которые во время Второй мировой войны воевали на стороне СС. Насколько современное латышское общество поддерживает нацистские движения в стране?
— Однозначно ответить, насколько в Латвии сильны националистические идеи, нельзя: кто-то действительно поддерживает, а кто-то выступает против. Конечно, большинство тех людей, которые непосредственно воевали во Второй мировой войне, уже на том свете. Но надо понимать, что у них есть родственники, которые во многом пытаются оправдать действия своих предков. И не будем забывать, что на стороне Красной армии воевало 100 тыс. латышей и у них тоже есть внуки и правнуки, которые берегут эту память, хранят их медали и вспоминают своих дедов. Поэтому даже сейчас, в период сложных отношений между нашими странами, многие люди хранят память об исторических связях с Россией, отмечают День Победы 9 мая, продолжают заботиться о захоронениях советских солдат и гражданского населения, погибшего от нацистов в годы Второй мировой войны. Только на территории Латвийской ССР погибло свыше 300 тыс. мирных жителей. Кроме того, более 270 тыс. было угнано на работы в Германию.
С теми, кто ходит на подобные марши, а также с молодежью, поддерживающую ультраправую идеологию, конечно же, нужно работать. Надо стараться максимально доносить до них правду об исторических событиях в военные годы. Но все-таки нужно понимать, что в Латвии и других прибалтийских республиках таких меньшинство. То есть не всё так однозначно, это касается и эпохи существования СССР: не все придерживаются исключительно одной стороны, как это порой пытаются представить в правительстве.
— Но всё же как так получилось, что в Риге, где снимался знаменитый «Шерлок Холмс» и везде слышен русский язык, организуют марш, чествующий бойцов со свастикой?
— Европа в целом придерживается либеральной политики, в результате чего и легализует порой весьма странные вещи. То есть многие латвийские политики исходят из логики: «Если мы либералы, то мы должны разрешить всё». Впрочем, возникает проблема, когда уже наши власти, придерживаясь либеральной идеологии, начинают принимать довольно жесткие действия в отношении людей с противоположными взглядами. К примеру, власти уже запретили использование в стране георгиевской ленточки, а также проведение массовых мероприятий в честь Дня Победы.
Латвийские власти, по крайней мере я так думаю, воспринимают «борьбу с нацизмом» как некий пример продвижения российской мягкой силы. А учитывая уровень наших взаимоотношений с Москвой, Рига готова, кажется, на всё, что нацелено против РФ. Достаточно вспомнить последнюю российскую резолюцию, которая была принята ГА ООН в декабре прошлого года. Против выступили, в частности, Латвия и Литва. Но всё же это вовсе не означает, что среди латвийских политиков все нацисты. Или что среди обыкновенных латышей идеология нацизма широко распространена. Это не так.
— В феврале вышел документальный фильм «Забыть латышского снайпера», который рассказывает о 43-й гвардейской Латышской стрелковой дивизии и героизме латышей, сражавшихся против гитлеровской Германии. Способны ли такие проекты повлиять на местную аудиторию?
— У нас в Латвии существуют определенные ограничения относительно фильмов, которые производятся в Российской Федерации: здесь в принципе запрещены российские ТВ-каналы и интернет-порталы. Смотреть их можно только через определенные сервисы, но, конечно, далеко не все люди умеют ими пользоваться.
Безусловно, чем больше таких проектов будет появляться, тем сильнее охват их потенциальной аудитории расширится. Сейчас много молодежи просто не знает реальных исторических фактов или вовсе имеет некорректное представление о прошедших событиях. Подобные проекты помогут решить эту проблему. Я лично знаю нескольких людей, которые ранее придерживались антисемитской позиции, но после посещения Освенцима кардинально поменяли свое мировоззрение. Поэтому различные гуманитарные проекты, в том числе и такие фильмы, действительно важны — они дают возможность людям посмотреть на исторические события с другого ракурса.
«Дальнейшая судьба зависит от того, как ее продиктуют американцы»
— Рига продолжает борьбу с советским прошлым путем сноса памятников. Пытаются ли общественные деятели как-то остановить демонтаж монументов?
— Да, действительно люди пытались выступать против сноса советских памятников в Латвии, причем посвященных не только Второй мировой войне, но и достоянию русской культуры, вроде памятника Александру Пушкину. Однако многие из-за этого попадали в тюрьму, соответственно, другие уже просто боялись совершать какие-то похожие действия. Они отказались от этой борьбы, потому что она непосредственно может коснуться их жизни.
— Как в целом сейчас наводить мосты дружбы РФ и Латвии? Ведь так или иначе мы соседи...
— Перспективы дружбы Латвии с Россией — это очень сложный вопрос. Потому что он носит экономический характер. Дело в том, что если наш «американский спонсор» разрешит эту дружбу, а вернее, экономическое сотрудничество и бизнес между Латвией и РФ, то она состоится. Если не разрешит, то, очевидно, нет. Иного варианта тут не может быть. Другой вопрос, что сейчас Латвия живет скорее в ущерб себе: она теряет прибыль, заказы, газовые и нефтяные доходы, словом, всё на свете. Дальнейшая судьба наших отношений, к сожалению, зависит от того, как ее продиктуют американцы.
У нас на фоне введенных ограничений продолжает усиливаться проблема оттока населения. Еще в апреле Рига приостановила выдачу первичных ВНЖ россиянам и белорусам до 30 июня 2023 года, и в зоне риска находится почти 2 тыс. россиян. Также приостановлена возможность продления временного вида на жительство для граждан. Наш туризм, не успев оправиться после ковидных ограничений, столкнулся уже с новыми проблемами: россияне больше не ездят в Ригу, несмотря на то что когда-то это было излюбленное место для путешественников из вашей страны. А число европейцев в столице на этом фоне не возрастает.
Наведение мостов, конечно, возможно. Но многое будет зависеть и от самой России, насколько она сможет стать привлекательной для латышей: что страна может предложить нам в сферах образования и культуры. Так что это взаимный процесс. Пока представить сотрудничество между нашими странами сложно. И может пройти 10–20 лет до того, как Латвия и Россия сделают первый шаг на пути к сближению.