Послание посла: Бюльбюль снова пишет, Захарова блистает, в джаз берут лучших
Несравненная Шанель и «прочувствованный» Чайковский. Скрипичный концерт Бюльбюля и «Коллаж BACH» Арво Пярта. Балеты, джаз, классика, фольклор. А еще выставки, творческие встречи, мастер-классы и эмоциональная публика. В городах Сибири продолжается Х Транссибирский арт-фестиваль. «Известия», побывав в столице форума Новосибирске и поговорив с участниками, выяснили, почему события фестиваля проходят при аншлагах.
Душевное произведение
Полад Бюльбюль оглы, в прошлом известный композитор и певец, а ныне посол Азербайджана в России, вернулся к композиторскому призванию по инициативе худрука фестиваля Вадима Репина. В Новосибирске прозвучал его Скрипичный концерт, посвященный российскому исполнителю.
С концертом, по словам Репина, связана «очень милая, трогательная история».
— К своей юбилейной дате Полад написал небольшое душевное произведение с прекрасной мелодией, — рассказывал он «Известиям». — Мне оно так понравилось, что я предложил исполнить его на юбилее, а после выступления, невероятно успешного, родилась идея создания концерта. Сын Полада (дирижер Муртаза Бюльбюль. — «Известия») первым сказал, что эта вещь могла бы стать его второй частью. И Полад не заставил себя долго ждать. Получилось очень красивое, открытое и откровенное произведение. Чувствуются и влияние народного творчества, и артистический опыт автора.
Трехчастный концерт (дирижер — Сергей Скрипка) представил две сферы эмоций. Крайние части в духе азербайджанского фольклора получились настолько танцевальными, что хотелось пуститься в пляс, а средняя — лирической, в духе знаменитых песен автора.
В ближайшем будущем Вадим Репин собирается исполнить концерт в Москве, а пока наслаждался бурными аплодисментами публики в Новосибирске.
С любовью, Шанель
На сцене НОВАТа, поражающего своими грандиозными масштабами и непростой историей, был представлен балетный вечер MODANSE. Его главным украшением стала прима-балерина Большого театра Светлана Захарова.
Сокращенная версия балета «Как дыхание» Мауро Бигонцетти, сделанная специально для нее и ансамбля танцовщиков, предстала новым прочтением эстетики барокко. Чувственная и элегантная хореография органично смотрелась под клавирные сюиты Генделя в исполнении Петра Чухнова.
Габриэль Шанель, героиня одноименного балета в хореографии Юрия Посохова, в интерпретации Захаровой получилась превосходной. По словам Вадима Репина, Светлана — центр всей композиции.
— Ей очень дорог этот проект, — подчеркнул худрук и муж балерины. — Балет ставили и в Большом, и в Мариинском театрах, и я очень рад, что мы смогли привезти его сюда, в Новосибирск.
Коллажное оформление сцены, легендарные костюмы (черное платье, твидовый костюм), архивные кадры и цитаты точно отобразили внутренний мир героини и ее окружение. Музыка Ильи Демуцкого, написанная специально для этого балета, прозвучала так, как если бы Респиги с Адамсом писали для Эдит Пиаф. Приятная, но не банальная, она более чем уместна в балетном спектакле.
В абсолютном восторге
Андреас Мустонен во главе Новосибирского академического симфонического оркестра и приглашенные солисты представили джазовую программу. Открыли ее классические образцы — Рапсодия в блюзовом стиле Дж. Гершвина и Сюита для фортепиано Александра Цфасмана (солистка Екатерина Мечетина). Контрастом к ним прозвучал Коллаж BACH Арво Пярта. Мягкая акустика зала сделала его звучание бархатным.
Вадим Эйленкриг (труба) и его группа Eilenkrig Crew исполнили путеводитель по джазу в виде трибьютов Луи Армстронгу и Гленну Миллеру. Звучали также Хоакин Родриго и Эдуард Артемьев с саундтреком из фильма «Свой среди чужих». Эйленкриг настроил всех на одну волну, выровнял звучание и успел сам потанцевать.
— Джазовая идея принадлежит Вадиму Репину, — заметил он после концерта. — А вот с Андресом Мустоненом мы работали впервые, я в абсолютном восторге. Помимо завораживающей энергии у него есть понимание джаза. Было невероятно легко с ним. Он смог всё собрать за несколько репетиций.
Неясным осталось название вечера — «Нежные грезы». Общий настрой был скорее активно-действенный, тем более что Репин и Эйленкриг завершили концерт темпераментной импровизацией на «Чардаш» Монти.
В уютном кругу
— Камерная музыка не продается так, как хотелось бы, — сетовал Репин перед концертом под названием «Вадим Репин и друзья». — У нее есть своя особенность. За 10 лет я столько всего переиграл, что находить новое нелегко. В этой программе Квинтет Франка был ключевым, Николай Луганский уговорил меня выучить его в прошлом году, и я был впечатлен. Сен-Санс тоже стал для меня премьерой. Так и получился вечер французской музыки.
Фантазия для скрипки и арфы Сен-Санса — не самый типичный дуэт. По динамике скрипка превосходит арфу, что требует четко выверенного баланса. Репин и арфистка Александра Тихонова с технической задачей справились. Арфа достойно себя показала и в Кантилене и Скерцо для арфы и струнного квартета Джан Карло Менотти. Играли также Вадим Репин и Елена Таросян (скрипка), Илья Тарасенко (альт) и Александр Князев (виолончель).
Этот ансамбль напомнил публике о фундаментальной советской школе звезд. Прославленные солисты (в их исполнении прозвучал еще Квинтет Сезара Франка) превосходно слышали и чувствовали друг друга.
Удивила исполнительская легкость Вадима Репина. Скрипач позволяет себе много свободы, что дает ему карт-бланш для неповторимых интерпретаций. Как минимум незабываемых.
Свежо прозвучала виолончельная Соната Франка в исполнении Александра Князева и Вадима Руденко. У первого преобладала эмоция и экспрессия. Поразительная игра второго дала возможность пропеть виолончели, но и самому не остаться в тени.
Программа-максимум вечера была выполнена: в копилку фестиваля добавлены новые сочинения и запоминающиеся интерпретации уже известных.
Гарантия качества
Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова привез обширную программу, совместив в одном вечере Пасхальную ораторию Баха, камерную симфонию «Памяти жертв фашизма и войны» Шостаковича, Концерт для гобоя Телемана и Серенаду Чайковского. В качестве вишенки на торте прозвучал объемный и бравурный бис.
Концерт прошел четко и ровно. Порадовал полный сил и энтузиазма Спиваков и кристально чистая игра оркестра. Эталонные сочинения в эталонным исполнении коллектив Владимира Теодоровича, как всегда, гарантировал.
Шостаковича музыканты преподнесли стилистически выверенно. Серенада отличилась идеальной кантиленой — недаром Петр Ильич называл ее прочувствованной вещью. А вот в барочном концерте Телемана балансирование между аутентичным исполнением и точностью современных стандартов убедило не слишком, хотя безупречная игра гобоиста Эмиля Мирославского действительно восхитила.
В ближайших программах фестиваля зрителей ожидает мировая премьера Скрипичного концерта всемирно известного пианиста Михаила Плетнева, спектакль-концерт «Шекспир. Шостакович. Гамлет» с Евгением Мироновым и Юрием Башметом, выступление этно-группы «Намгар», концерт-посвящение Сергею Рахманинову и другие события.