Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Посол Антонов уличил США в увеличении рисков столкновения России и НАТО
Экономика
Молдавия возобновила потребление российского газа
Общество
Добровольцев СВО обяжут пройти дактилоскопию
Мир
Белый дом допустил исключительно мирные протесты после призывов к ним Трампа
Политика
Захарова уличила Запад в зависти и злости из-за речи лидеров России и Китая
Мир
Университет Хельсинки удостоил Грету Тунберг звания почетного доктора наук
Мир
Байден подписал закон о рассекречивании данных о происхождении COVID-19
Мир
Конгрессмен США инициировал отмену нормализованных торговых отношений с КНР
Общество
В типовых новостройках предложили ввести стандарты отделки
Общество
Синоптики пообещали москвичам до 10 градусов тепла 21 марта
Культура
Кинорежиссер Константин Бронзит отметил расцвет российской мультипликации
Общество
Вильфанд предупредил о подтоплениях из-за весеннего паводка в девяти регионах РФ
Общество
Станция «Аэропорт Внуково» метро Москвы готова почти на 60%
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

18 марта 1974 года в советский прокат вышел фильм «Невероятные приключения итальянцев в России». В Италии картина Рязанова стала доступна на полтора месяца раньше, 31 января, — только для того, чтобы с треском провалиться в прокате. А вот в Советском Союзе «итальянцев» ждал оглушительный фурор. О том, как случайно появившаяся на свет картина завоевала сердца советских зрителей и почему Эльдар Рязанов впоследствии отказывался снимать в своих картинах животных, вспоминают «Известия».

Итальянские долги

Сценарий комедийного фильма с рабочим названием «Спагетти по-русски» Эльдар Рязанов и его постоянный соавтор Эмиль Брагинский представили Госкино еще в 1970 году. Однако чиновники не дали добро на съемки: итальянцы в сценарии были сплошь жуликами и мафиози, что могло не лучшим образом сказаться на советско-итальянской дружбе, в том числе в сфере культуры. Но, как ни парадоксально, именно эта дружба в итоге помогла картине увидеть свет. После грандиозного, но, увы, не окупившегося в прокате фильма Сергея Бондарчука «Ватерлоо» (1970) итальянская сторона осталась должна советским партнерам существенную сумму, которую было решено пустить на съемки совместной картины. Сценарий Рязанова и Брагинского внезапно оказался к месту — картине был дан зеленый свет.

Кинорежиссер Эльдар Рязанов

Кинорежиссер Эльдар Рязанов

Фото: РИА Новости/Юрий Иванов

Съемками занялся знаменитый итальянский продюсер Дино Де Лаурентис. Впрочем, к съемкам картины о приключениях итальянских жуликов в России Де Лаурентис относился, мягко говоря, с прохладцей. Для него это была проходная картина — немудрящая эксцентрическая комедия, в которой смешные трюки и гэги были куда важнее сценарной основы. Рязанов, как мог, отстаивал свое видение фильма — и всё же сценарий по итогам был перекроен до неузнаваемости. По слухам, когда финальная версия была готова, он вздохнул: «Бедный режиссер, которому придется всё это снимать!» Известие о том, что съемками предстоит руководить ему самому, явно было для него не слишком радостной вестью.

Модель, кукольник и другие

К подбору актеров советская сторона подошла с большой ответственностью. На роль обаятельного милиционера Васильева требовалась настоящая звезда. Изначально на роль предложили Иннокентия Смоктуновского, но Рязанов счел, что в милицейской форме тот будет выглядеть слишком серьезно для комедии и предложил кандидатуру Андрея Миронова, блиставшего в комедийных ролях в «Бриллиантовой руке» и «Берегись автомобиля». Экранной мамой милиционера Васильева стала Ольга Аросева. Известная актриса сомневалась, соглашаться ли ей на эпизодическую, по сути, роль, но когда она узнала о двухнедельных съемках в Италии, все сомнения отпали.

Андрей Миронов в художественном фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»

Андрей Миронов в художественном фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»

Фото: РИА Новости

Итальянцы поступили иначе, решив по максимуму сэкономить на актерах. На роли незадачливых кладоискателей пригласили тех, кто был согласен на скромные гонорары. В итоге из относительно известных итальянских актеров в картину попал лишь Нинетто Даволи, сыгравший обаятельного курчавого Джузеппе. Ранее он снимался в картинах Пьера Паоло Пазолини и Бернардо Бертолуччи, а свою роль в совместной постановке считал творческой неудачей.

Андрей Миронов, Антония Сантилли Нинетто Даволи и Алигьеро Носкезе в художественном фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»

Андрей Миронов, Антония Сантилли, Нинетто Даволи и Алигьеро Носкезе в художественном фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»

Фото: РИА Новости

Остальные исполнители имели довольно опосредованное отношение к кино. 24-летняя Антония Сантилли, сыгравшая Ольгу, была известна как эротическая модель и актриса «фильмов для взрослых». После съемок в картине Рязанова она вышла замуж за состоятельного бизнесмена и навсегда ушла из кинематографа. «Санитар» Алигьеро Носкезе был известным в Италии пародистом, владельцем фармацевтической компании и, по слухам, видным руководителем масонской ложи. Позднее он снялся еще в одной картине на родине, впрочем, не снискавшей успеха. Несколько лет спустя, после тяжелого развода, Носкезе впал в депрессию, оказался в психиатрической клинике, а в 1979 году покончил с собой. А исполнитель роли экспрессивного мафиози Розарио Агро и вовсе был актером-кукольником, и в кино снимался лишь эпизодически и исключительно в ролях мафиозо — благодаря своей яркой внешности. В дальнейшем он зарабатывал на жизнь изготовлением кукол и скончался в бедности и забвении на Сицилии в возрасте 86 лет.

Исполнителя роли жулика-инвалида со сломанной ногой итальянская сторона подобрать и вовсе не смогла. Именно поэтому в фильме нашлось место для Евгения Евстигнеева, предложенного советской стороной. Его участие стало несомненной творческой удачей для съемочной группы: пожалуй, именно профессионализм Евстигнеева создает законченный образ комического ансамбля незадачливых искателей сокровищ.

Летающие машины

Не меньше, чем на актерах, итальянская сторона экономила на остальных моментах съемочного процесса. По прибытии в Рим съемочную группу поселили в третьеразрядных гостиницах, а некоторые сцены на римских улицах приходилось снимать украдкой — чтобы не тратиться на разрешения. Единственная сцена, о которой пришлось договариваться официально, — съемки на пьяцца Навона, одной из центральных площадей Рима, по которой, согласно сценарию, должна была на полной скорости проехать скорая помощь. Для съемок площадь перегородили машинами участников съемочной группы, а участников массовки рассадили за опустевшие столики уличных кафе. Как вспоминал позднее Эльдар Рязанов, итальянская полиция дала добро лишь на один дубль, и никто из участников съемок не верил, что столь сложную сцену удастся снять с первого дубля. Но чудо всё же произошло: всё было проделано с филигранной точностью.

Скорая помощь на пьяцца Навона в Риме. Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

Скорая помощь на пьяцца Навона в Риме. Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

Фото: Dino de Laurentiis Cinematografica

Итальянские актеры, несмотря на свои более чем скромные послужные списки, оказались достаточно капризными. Они жаловались на слишком тяжелые съемочные условия и с трудом подстраивались под российских партнеров при съемке диалогов. Как вспоминала позднее Ольга Аросева, однажды ей даже пришлось заткнуть рот Даволи полотенцем, чтобы он наконец сделал паузу и дал ей вставить свою реплику. Кроме того, итальянцы отказывались выполнять трюки. На их фоне Андрей Миронов выглядел просто суперменом: он самостоятельно спускался из окна гостиницы по ковровой дорожке, на скорости перебирался по лестнице пожарной машины на крышу легковушки и даже висел на руках на 30-метровой высоте в съемках сцены с разводным мостом: сам трюк исполнили цирковые артисты, но Рязанову для достоверности требовался крупный план.

Посадка самолета Ту-134 среди автомобилей в кадре из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

Посадка самолета Ту-134 среди автомобилей в кадре из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

Фото: Dino de Laurentiis Cinematografica

Самые впечатляющие автомобильные трюки в картине исполнил итальянский автогонщик и каскадер Серджио Мионе. Именно он перелетел на «Жигулях» через Клязьму, с трамплина преодолев по воздуху около 40 м и благополучно приземлившись на другом берегу. А вот посадку самолета на шоссе исполнил советский летчик, заместитель директора Ульяновского училища пилотов гражданской авиации Иван Таращан. Для съемок взлетно-посадочную полосу ульяновского аэродрома замаскировали под автостраду, а за рулем машин, проезжавших в кадре, сидели профессиональные пилоты, знавшие, как реагировать на любую нештатную ситуацию. Киношники сняли шесть дублей — и каждый раз Таращан филигранно сажал тяжелый Ту-134 среди автомобилей.

Львиная доля

Самыми сложными для всей съемочной группы оказались эпизоды со львом. Это был знаменитый Кинг, питомец дрессировщика Льва Берберова. Его доставили из Баку за месяц до съемок, чтобы животное могло акклиматизироваться. Прочитав сценарий, Берберов заявил, что авторы слишком мало используют способности Кинга, по его словам, способного сделать любой трюк. В результате роль льва по настоянию Де Лаурентиса расширили по максимуму, создав серьезнейшие проблемы съемочной группе. По словам Рязанова, «сонный, добродушный и симпатичный» зверь категорически не желал подчиняться воле режиссера и даже дрессировщика. Он категорически не хотел работать по команде, и требовалось несколько дублей, чтобы снять элементарные действия — например, заставить Кинга посмотреть в камеру или пробежаться по улице. Между тем время для работы со львом было строго ограничено: его снимали на улицах Ленинграда в период белых ночей, ночью и перед рассветом. Однажды Рязанов, устав от непослушания Кинга, раздраженно заявил, что, если зверь не будет идти, куда требуется, его придется тащить трактором на веревке.

В довершение проблем все актеры до смерти боялись Кинга, несмотря на уверения дрессировщика в его безобидности. Как вспоминал позднее Рязанов, при появлении льва на площадке у Антонии Сантилли начиналась истерика, даже если он был крепко привязан вдалеке от актрисы. А во время съемок одного из эпизодов лев решил слегка приобнять Даволи — и хотя животное явно не хотело причинять вред актеру, ему пришлось оказывать медицинскую помощь.

Положение в очередной раз спас Андрей Миронов. Он первым решился на съемки со львом. Режиссер отснял три дубля сцены, в которой капитан Васильев сползает со спины сфинкса прямо на Кинга — и, ко всеобщему облегчению, всё прошло благополучно. Тогда уже и остальные артисты, преодолевая страх, стали сниматься в сценах со львом. Однако для режиссера это испытание оказалось чрезмерным: по окончании съемок он заявил, что больше никогда не станет снимать в своих картинах животных.

Путевка в жизнь

По окончании съемок ими были недовольны практически все участники. Даже гонщик Серджио Мионе не раз жаловался, что продюсеры не смогли обеспечить его всем необходимым: площадки для приземлений во время автопрыжков были не подготовлены должным образом, в окнах машины вместо специальных стекол стояли обычные, осыпавшиеся в лицо каскадеру, а сейф, который должен был падать при столкновении автомобиля с будкой, удалось сбросить лишь с четвертой попытки. Де Лаурентис, с самого начала не веривший в успех картины с никому не известными итальянскими актерами, был только рад покончить с проектом. Для Эльдара Рязанова картина оказалась единственной в его творческой биографии эксцентрической комедией без социального подтекста и психологической составляющей — и этот опыт, по признанию режиссера, не доставил ему никакого удовольствия. Во всяком случае, по свидетельствам очевидцев, Рязанов не считал картину своей творческой удачей и не любил вспоминать о ее съемках.

Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

Фото: РИА Новости/В. Кречет

В Италии картина, вышедшая под названием «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России» — парафразом названия популярной комедии Стэнли Крамера, — не вызвала никакого интереса у публики. А вот в Советском Союзе «Невероятные приключения итальянцев в России» встретили на ура: картину посмотрело более 50 млн зрителей только за первый год проката, что обеспечило ей 4-е место в общесоюзном прокатном рейтинге по итогам 1974 года. Вероятно, зрителя привлекло в ней именно то, что не нравилось режиссеру: возможность от души посмеяться, не погружаясь в социальную проблематику, которой в советском кино и так было предостаточно. Ну и, конечно, зрители шли посмотреть на Андрея Миронова. Кстати, всего через полгода после выхода картины в прокат, в октябре 1974 года, Андрей Миронов получил звание заслуженного артиста РСФСР — и вряд ли это было простым совпадением.

Читайте также
Реклама