Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО ликвидировали 64 украинских БПЛА над территорией России за ночь
Общество
Число погибших при ударе ВСУ по Херсонской области выросло до 27
Общество
Суд отказался взыскать 15 млн рублей с умершего дроппера по делу Долиной
Происшествия
Два человека пострадали при ракетном ударе ВСУ по центру Белгорода
Мир
В ДНР рассказали о требовании «Волков да Винчи» ВСУ о выводе из-под Гуляйполя
Общество
Сайт администрации Херсонской области восстановил работу после хакерской атаки
Происшествия
Уничтожен летевший в сторону Москвы беспилотник
Мир
Трамп заявил о готовности помочь протестующим в Иране
Спорт
Дубль нападающего Михеева принес «Чикаго» победу над «Далласом» в матче НХЛ
Мир
Президент Швейцарии назвал пожар в Кран-Монтане одной из самых страшных трагедий
Армия
ВС России за неделю освободили девять населенных пунктов в зоне СВО
Мир
Посол РФ заявил о закреплении антироссийского курса Нидерландов после выборов
Происшествия
Установлены личности еще двух погибших при ударе ВСУ по Херсонской области
Армия
Стало известно о доукомплектовании ВСУ подразделений для контратак у Лимана
Общество
Синоптики спрогнозировали метель и до –9 градусов в Москве 2 января
Спорт
Овечкин не отметился результативными действиями в матче «Вашингтона» и «Оттавы»
Общество
Основателя РДК Капустина переобъявили в розыск по новому делу
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Китай и Саудовская Аравия официально стали всеобъемлющими стратегическими партнерами. И подкрепили слова сделками — в ходе завершающегося 9 декабря трехдневного визита в Эр-Рияд председателя КНР Си Цзиньпина, встреченного с огромными почестями, стороны подписали свыше трех десятков соглашений. Эта «новая эпоха в развитии традиционной дружбы между Китаем и арабскими странами», как ее окрестил товарищ Си, стала явным сигналом Штатам, что Ближний Восток намерен диверсифицировать свои внешние связи, в том числе и за счет сближения с главным соперником Вашингтона. Впрочем, свои подводные камни есть и у сотрудничества Эр-Рияда и Пекина.

Новая эпоха

Все последние годы отношения Китая и Саудовской Аравии оставались крайне успешными. В первую очередь за счет торгово-экономических связей: саудиты были для небогатого собственными энергоресурсами Пекина главным поставщиком нефти, тогда как Китай уверенно занимал в последние годы первое место по объемам импорта и экспорта в торговле с Саудовской Аравией.

В 2022 году, согласно статье председателя КНР Си Цзиньпина для саудовской газеты «Аль-Эр-Рияд», пришло время «унаследовать тысячелетнюю дружбу и вместе создать лучшее будущее», а еще «открыть новую эпоху в развитии традиционной дружбы между Китаем и арабскими странами, странами Персидского залива и Саудовской Аравией».

Председатель КНР Си Цзиньпин и король Саудовской Аравии Салман ибн Абдель Азиз Аль Сауд

Председатель КНР Си Цзиньпин и король Саудовской Аравии Салман ибн Абдель Азиз Аль Сауд

Фото: Global Look Press/Xinhua

С этой целью товарищ Си и направился 7 декабря в Эр-Рияд с трехдневным визитом, в ходе которого он успел не только повидаться с королем Сальманом бен Абделем Азизом Аль Саудом и наследным принцем Мохаммедом бин Салманом, но и принять участие в китайско-арабском саммите и заседании членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. «Это будет крупнейшее дипломатическое мероприятие самого высокого уровня между Китаем и арабским миром с момента основания КНР. Это станет эпохальной вехой в истории китайско-арабских отношений», — загодя настраивал общественность на успех мероприятия МИД Китая. Официальный представитель ведомства Ван Вэньбинь и вовсе решил ознаменовать дружбу между Пекином и Эр-Риядом публикацией в соцсетях известного хадиса Пророка Мухаммада «Ищи знания, даже если за ними придется отправиться в Китай».

Если китайцы не жалели слов, то саудиты, в свою очередь, оказались весьма щедры на помпезный церемониал. Встретив самолет с председателем Си в своем воздушном пространстве четырьмя истребителями королевских ВВС, после приземления борта номер один в международном аэропорту имени короля Халида в Эр-Рияде семь саудовских самолетов совершили облет, оставляя за собой в небе красные и желтые дымовые шлейфы — в цвета флага КНР. А когда нога китайского гостя ступила на пурпурную ковровую дорожку, где его встречали сразу два принца (пусть в королевстве их несколько тысяч) — губернатор региона Эр-Рияд Фейсал бен Бандар Аль Сауд и глава МИД королевства Фейсал бен Фархан Аль Сауд, раздался салют из 21 орудия.

Ну а после теплой встречи, включавший путь к королевскому дворцу в сопровождении всадников с флагами двух государств и осмотр почетного караула, Си Цзиньпина удостоили еще и почетной докторской степени в области менеджмента в Университете короля Сауда, первом академическом учреждении страны, основанном в 1957 году.

Председатель КНР Си Цзиньпин и наследный принц и премьер-министр Саудовской Аравии Мухаммед бен Салмана Аль Сауд

Председатель КНР Си Цзиньпин и наследный принц и премьер-министр Саудовской Аравии Мухаммед бен Салмана Аль Сауд

Фото: Global Look Press/Xie Huanchi

Столь помпезный прием китайского гостя, разумеется, высветил резкий контраст с тем, как нынешним летом саудиты встречали главу Белого дома Джо Байдена. И большинство американских СМИ, ревностно следящих за нынешним визитом Си, не преминули это отметить. «Неулыбчивый наследный принц Мухаммед бен Салман приветствовал президента ударом кулака, а затем публично поставил его в неловкое положение во время транслируемого по телевидению заседания за круглым столом, объявив лишь об ограниченном увеличении добычи нефти», — напомнила на этой неделе CNN о том, как Байден приезжал просить у Эр-Рияда увеличить объемы добычи, которую саудовцы месяцы спустя, напротив, решили сократить.

Неудивительно, что в Белом доме не удержались от шпильки в адрес своего геополитического противника по случаю визита Си Цзиньпина, отметив устами представителя Совета национальной безопасности США Джона Кирби: хотя Америка, мол, не просит никого выбирать между Вашингтоном и Пекином, политика США «лучше подходит для сохранения процветания и безопасности стран по всему миру, чем та, которую демонстрирует или рекламирует Китай».

По всем фронтам

Визит Си Цзиньпина в Эр-Рияд вышел богатым не только по форме, но и по содержанию. Стороны подписали соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между КНР и Саудовской Аравией и договорились проводить встречи глав двух государств каждые два года.

Председатель КНР Си Цзиньпин провел переговоры с наследным принцем и премьер-министром Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом Аль Саудом в королевском дворце в Эр-Рияде, Саудовская Аравия

Председатель КНР Си Цзиньпин провел переговоры с наследным принцем и премьер-министром Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом Аль Саудом в королевском дворце в Эр-Рияде, Саудовская Аравия

Фото: Global Look Press/Huang Jingwen

Кроме того, государственные СМИ Саудовской Аравии объявили о 34 подписанных в ходе визита инвестиционных соглашениях в сфере «зеленого водорода», информационных технологий, транспорта и строительства. Объем сделок не назвали, но, как сообщалось ранее, обе страны готовили к визиту соглашения на сумму $30 млрд. В их число (к явному неудовольствию США) вошел и меморандум с китайской Huawei, которая уже поучаствовала в создании сетей 5G в большинстве стран Персидского залива, об облачных вычислениях и строительстве высокотехнологичных комплексов в саудовских городах.

Кроме того, стороны договорились расширять сотрудничество в цепочках поставок энергии путем создания регионального центра в королевстве для китайских заводов. Эр-Рияд останется надежным энергетическим партнером Пекина, заверили товарища Си в министерстве энергетики Саудовской Аравии. Не исключено, что стороны обсудили и вопрос о переходе на юани в расчетах за поставки нефти — никакой конкретики по итогам встреч объявлено не было, но еще до старта визита многие аналитики предполагали, что этот вопрос будет ключевым.

Ну а «вишенкой на торте» стали планы синхронизировать китайский глобальный инфраструктурный мегапроект «Пояс и путь», давно раздражающий американцев, с саудовским проектом «Видение-2030», который должен позволить королевству отойти от опоры экономики исключительно на нефтяные доходы.

Председатель КНР Си Цзиньпин, находящийся с государственным визитом в Саудовской Аравии, принимает участие в церемонии встречи, организованной наследным принцем и премьер-министром Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом Аль Саудом

Председатель КНР Си Цзиньпин, находящийся с государственным визитом в Саудовской Аравии, принимает участие в церемонии встречи, организованной наследным принцем и премьер-министром Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом Аль Саудом

Фото: Global Look Press/Huang Jingwen

К слову, еще одним знамением желания Эр-Рияда, остающегося ведущим импортером американского оружия, не только диверсифицировать свои внешние отношения, но и выйти в связях с Китаем за рамки традиционного сотрудничества в торговле и энергетике, стало развитие партнерства в области вооружений. Еще в 2017 году Эр-Рияд и Пекин достигли соглашения о создании на Ближнем Востоке завода по производству китайских беспилотников. А уже в этом году, правда, по неподтвержденной информации, после авиасалона в китайской Чжухае саудиты закупили у Пекина оружия на $4 млрд, включая беспилотники, противокорабельные ракеты и лазерные системы против дронов. А еще в прошлом году источники американской разведки заявляли, что Китай помогает Саудовской Аравии развивать свою собственную ракету.

Привечая Си Цзиньпина, саудиты, а с ними и весь Ближний Восток демонстрируют Штатам, что регион намерен диверсифицировать свои внешние связи, в том числе и за счет сближения с главным соперником США. Это, однако, не значит, что связи Эр-Рияда с Вашингтоном не важны, поскольку Китай пока не готов выступать в качестве полноценного военно-политического игрока в Заливе и предложить аравийским монархиям гарантии безопасности, — сказал «Известиям» старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николай Сурков.

Поэтому, по его словам, Саудовская Аравия и ее соседи предпочитают балансировать между Вашингтоном и Пекином, чтобы не оказаться втянутыми в назревающее противостояние двух супердержав. Тем более у Эр-Рияда есть свои претензии и к Пекину: саудиты недовольны активным сотрудничеством Китая с их геополитическими соперниками Ираном и Турцией. Поэтому пока речь идет о «всеобъемлющем стратегическом партнерстве», основанном на энергетике, а не о союзнических отношениях, как с США, резюмировал эксперт по Ближнему Востоку.

Читайте также
Прямой эфир