Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике РФ
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Экономика
Путин заявил об уверенности в снижении ключевой ставки ЦБ со временем
Мир
Папа Римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Общество
Путин указал на востребованность программы социальной газификации
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Любовь на погибель и кочерга как орудие убийства. Танцы под флейту и рыжие герои. А еще Шекспир, где его и не ждали, поступок, за который прощают всё, и мистика, которой много не бывает. В Перми завершился V театральный фестиваль Макдонаха. Это безумие своими глазами увидел корреспондент «Известий».

Украденный сценарий

Дождь здесь идет по заказу. И когда начинается, то льет основательно, по-уральски. Огромная Кама будто выплевывает вверх капли воды — в стальные цвета местного неба. Пятый международный фестиваль Макдонаха сполна оправдывает весь мистический флер, присущий и городу, и театру-организатору «У Моста». С 1 по 7 октября в Перми жила Ирландия.

Сам театр при первом знакомстве ошарашивает смелостью интерьеров. Каждый сантиметр внутреннего пространства здесь насыщен до предела: стены расписаны мотивами «Мастера и Маргариты» и «Дракулы», потолок зеркальный, но не везде — например, в первом фойе часть закрыта витражами. Мебель — как в музее, на эти стулья и диваны садиться боязно. Сюда же выставлены декорации: гигантский трон (явно из «Макбета») соседствует с прилавком ирландского паба. Общее впечатление — невозможности: так просто не бывает.

Сцена из спектакля «Королева красоты из Линейна»

Сцена из спектакля «Королева красоты из Линейна»

Фото: Международный фестиваль Мартина Макдонаха/Вадим Балакин

«У Моста» называет себя единственным в мире мистическим театром — так написано даже на стоящей у входа «Газели». И с этим трудно спорить. Мистики, фантастики и даже фантасмагории здесь и правда с излишком. Основатель театра и всего фестиваля Макдонаха Сергей Федотов этим явно гордится.

Когда идет наш спектакль «Красотка из Линэна», всегда идет дождь. Всегда! Даже если в этот день ясная погода, — рассказывает он.

«Королева красоты из Линейна», или «Красотка из Линэна» — одна из сильнейших пьес Мартина Мадонаха: ее показал сам театр «У Моста», свою версию привез и белорусский коллектив из Молодечно.

«Ну что, Морин, дождь?» — первая фраза очень грустной истории. Здесь и правда — от комедии к трагедии. И именно в ней становится понятно, почему драматургия Макдонаха так интересна и в Перми, и в Молодечно, и, например, в Астане. Гоголь, Чехов, Достоевский — автор из далекой Ирландии поразительно близок русскому зрителю. Классику нашу он явно читал: кочерга в «Красотке» становится таким же очевидным орудием для Морин, как пестик — для Мити Карамазова. И так же неочевидно в итоге не используется.

Сцена из спектакля «Королева красоты из Линейна»

Сцена из спектакля «Королева красоты из Линейна»

Фото: Международный фестиваль Мартина Макдонаха/Вадим Балакин

Много лет назад, когда я работал в Праге, я увидел спектакль по пьесе Макдонаха. И я просто украл за кулисами текст. И пока ехал домой, в Пермь, я его перевел на русский язык. Здесь показал своим актерам, и мы за две недели это поставили, — говорит Сергей Федотов.

Актеры пермского театра под стать интерьерам: они неожиданно прекрасны. Исполнительница главной роли — Мария Новиченко — своей работой напоминает одновременно и Медею Жана Ануя, и леди Макбет Мценского уезда. Яркая, безудержная натура и трагическая судьба, женщина, которая хочет любви и ради этой любви не пожалеет никого, включая саму себя. Василий Скиданов играет придурковатого инфантила, который совсем не любит полицию и работать — очень ирландский типаж, знакомый еще по Ирвину Уэлшу. А уж в «Калеке с острова Инишмор» этот актер дает мастер-класс русского психологического театра.

Ирландский герой

Марафон спектаклей начался с премьеры театра «У Моста», и это был не Макдонах. Один из самых сильных современных драматургов о пермском фестивале знает, и раньше давал свои пьесы на постановку сюда в первую очередь. А теперь его агент согласилась прислать последнее произведение — «Очень-очень-очень темная материя» — с одним только условием: чтобы в постановке была занята лилипутка негритянка. В Перми такой не нашли. Зато искомая актриса оказалась в распоряжении московского МХТ. И они приехали на фестиваль Макдонаха. Но о них позже.

Сцена из спектакля «Ирландский герой — гордость Запада»

Сцена из спектакля «Ирландский герой — гордость Запада»

Фото: Международный фестиваль Мартина Макдонаха/Вадим Балакин

Спектаклем-открытием стал «Ирландский герой — гордость Запада» по пьесе Джона Синга. И тут отдельно хочется сказать о Ирине Молявиной, игравшей вдову. Это ураган на сцене, Ирина напомнила Аронову — та ведь тоже, исполняя второстепенную роль, затмевает всех. А сама пьеса оказалась максимально логичной и органичной: из Синга, по сути, и вышел весь Макдонах. Фабула очень ирландская: парень убивает своего отца лопатой (потом оказывается, что убил не до конца) и становится для всех героем. На наших глазах он из забитого, жалкого существа, превращается в самую настоящую звезду Запада. И даже разоблачение в конце: отец-то жив, только покалечен — не обращает его в «лоха». Он и теперь остается героем — просто потому, что подарил всем надежду на Поступок.

Сцена из спектакля «Ирландский герой — гордость Запада»

Сцена из спектакля «Ирландский герой — гордость Запада»

Фото: Международный фестиваль Мартина Макдонаха/Вадим Балакин

Кто еще? Новокузнецк, Кинешма, Казахстан и Белоруссия. Республиканский театр Белорусской драматургии показал своего «Калеку» — и это чудо. Зал стоял. Пронзительно, точно, до слез. Если после спектакля хочется плакать, значит, спектакль получился. Артем Курень сделал Калеку Билли таким, что диву даешься: это ведь как нужно было готовиться! Весь спектакль в скрюченном теле — нужна тренировка. Белорусская труппа удивила свежестью. Смешно было почти каждую минуту, их Билли и их Джонни Пустозвон — что-то из космоса. До предела гармоничные работы.

Залет фантазии

Во второй день фестиваля в пермском театре кукол прогремела постановка столичного МХТ им. Чехова «Очень-очень-очень темная материя». Это стоило назвать «Очень темной мистерией». Та самая, последняя на сегодня пьеса Макдонаха. Спектакль непростой. Ганс Христиан Андерсен держит у себя в клетке негритянку-карлицу. Это она пишет все его сказки. А еще у нее есть сестра-близнец, она сидит в такой же клетке — в Лондоне, у Чарльза Диккенса. Андресен отрубает топором карлице ногу, а на сцене большую часть спектакля с микрофонами (хотя голоса профессионально поставлены) два артиста-конферансье ведут диалоги со зрителями. Появляются они в колпаках а-ля ку-клукс-клан в цветах бельгийского национального флага. Уже на десятой минуте перестаешь понимать, что это вообще такое.

Сцена из спектакля «Очень-очень-очень темная материя»

Сцена из спектакля «Очень-очень-очень темная материя»

Фото: Международный Фестиваль Мартина Макдонаха/Вадим Балакин

Актеры при этом великолепны. И это отметили все зрители, с которыми удалось поговорить сразу после спектакля. В эту фантасмагорию они окунулись со смелостью прыгающего с высоты 4 км парашютиста. Жалко было и их, и пермского зрителя.

Кстати, это очень благодарный зритель. Пермь вообще произвела впечатление крайне творческого города. Сергей Федотов (интервью с основателем театра «У Моста» будет в ближайших выпусках «Известий») так и сказал: «Эта земля меня питает своей мистической энергией».

Прямой эфир