Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
В ГД предложили возвращать деньги за авиабилеты мобилизованным на СВО
Мир
Глава Еврокомиссии заявила о ежегодном оттоке миллиардов из бюджета ЕС в США
Политика
МИД РФ заявил о необходимости пресекать проявления русофобии в АТЭС
Общество
Еще девять человек арестовали в Дагестане по делу о хищении в сфере энергетики
Общество
Генпрокурор Краснов назвал очевидным украинский след в деле о теракте в «Крокусе»
Мир
Захарова назвала позором ПАСЕ одобрение вступления Косово в Совет Европы
Авто
Завод «Москвич» опроверг наличие обстоятельств для банкротства
Мир
В МАГАТЭ указали на игнорирование атакующими ЗАЭС призывов мирового сообщества
Мир
Маск хочет профинансировать сбор подписей в защиту свободы слова в США
Мир
США заблокировали резолюцию по принятию Палестины в ООН как полноправного члена
Общество
Минюст рассмотрит вопрос о включении Мошковича в список иноагентов
Мир
Белый дом опроверг заявление Байдена о съедении его дяди людоедами
Общество
Уровень воды в Тоболе в районе Кургана превысил отметку в 10 м
Интернет и технологии
Мошенники стали использовать искусственный интеллект для создания профилей жертв
Общество
Тестирование на программу «Время героев» для участников СВО прошло успешно
Экономика
Правительство может не поддержать законопроект о маркетплейсах
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Голосование в ДНР проходит в условиях продолжающихся боевых действий. На фронте находятся десятки тысяч местных военнослужащих, которые приближали референдум с оружием в руках. Многие из них воюют с 2014 года, другие пришли в Народную милицию с началом СВО по мобилизации. Линия боевого соприкосновения всё ещё проходит вблизи крупнейших городов республики, поэтому у большинства за спиной семьи, в самом прямом, буквальном смысле. Корреспондент «Известий» посетил голосование на базе и передовых позициях одного из стрелковых батальонов республики.

Опытный батальон

Выходных или отдельных дней голосования у солдат на фронте не бывает. Поэтому избирательные комиссии сами приезжают к ним в пункты временной дислокации и в прифронтовую зону. А на передовой, где работа гражданских работников избиркомов невозможна, их роль выполняют «замполиты» — офицеры по работе с личным составом.

В пункте временной дислокации одного из батальонов на Артёмовском направлении для референдума отвели отдельный зал, расставили столы и урны для голосования. Внешне всё не сильно отличается от волеизъявления простых граждан. Разница лишь в том, что в длинной очереди выстроились люди в форме. Многие с оружием и в снаряжении. Размещённый здесь стрелковый батальон составлен из резервистов в Горловке. С конца февраля они уже прошли тяжелые бои в Харьковской области, поэтому отличить ветеранов ополчения от бывших рабочих внешне уже не так легко, приходится спрашивать.

Очередь проходит от стола к столу. Каждому задают вопрос, не хочет ли он отойти для тайного голосования. Но людям, которые воюют вместе, скрывать друг от друга нечего. Отметки напротив ответа «Да» ставят прямо на столе и опускают бюллетень в урну. Некоторые поворачиваются к камере и сами начинают говорить о том, что восемь лет ожидания закончились.

Голосование на позициях

Голосование на позициях

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Антон Дмитриев

Самое частое слово, которое звучит в ответах — «наконец-то». Его повторяют все. «Наконец-то проголосовали. Надо было раньше в Россию вступать», — говорит один из солдат. Его дом находится в Зайцево, он называет улицу Рыбалко, которая несколько лет не просто была под огнём, а находилась в «серой зоне», межпозиционном пространстве. Дома там методично уничтожала украинская артиллерия, чтобы расчистить обзор на остальной посёлок, поэтому солдат уверен, что его дом давно разрушен.

Среди ветеранов батальона — мужчина, воевавший еще в Афганистане, а потом с 2014 года в ополчении. Его ответ о референдуме односложен: «Наконец-то. Возвращаемся домой, на Родину. Я воевал с 2014 года, до этого опыт Афганистана был. Как бросить ребят, мальчиков, если я мог им помочь? Хватит ли на мою жизнь войн? Да, я тоже подумал, что хватит, как только победим окончательно, уйду на пенсию, но эту войну дойду до конца».

Референдум в бронежилетах

Ближе к линии соприкосновения комиссия под охраной и в бронежилетах проходит на посты и опорные пункты. Там уже не до торжественной обстановки, голосуют быстро, все ожидают активизации противника. «Украинцы всегда что-то делают на праздники, на голосование. Они любят к большим датам устраивать обстрелы и теракты», — объясняет боец.

Под Песками на Авдеевском направлении солдаты голосуют в укрытиях. Артиллерия противника активна здесь с самого утра. В подвале замполит ожидает голосующих, превратив свой стол в избирательный участок. Здесь нет очередей, свободные бойцы подбегают, голосуют и быстро выдвигаются по задачам, из соседней комнаты слышна постоянная работа рации, доклады, команды, короткие комментарии.

Голосование на позициях

Голосование на позициях

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Антон Дмитриев

Командир батальона с позывным «Кабан» воюет с самого начала войны, еще со Славянска. «Голосую сейчас «За». Ставлю эту отметку не просто за себя, а за всех тех товарищей, которые не дошли до этого дня. За ребят, которые восемь лет воевали ради этого дня», — говорит он.

Для молодого санитара, который попал в армию по мобилизации из мединститута, в подвале под артиллерийским обстрелом проходит первое голосование в его жизни. «Когда война началась, мне 12 лет было, я не очень помню старый, многолюдный Донецк, специально смотрел фотографии и пытался представить, как это было. Проголосовал «за», чтобы мы снова жили в мирном, светлом городе. Когда шёл по мобилизации в армию, думал, что будет страшно, но в больницах, на самом деле, страшнее. Не знаю, скольким людям оказал помощь за время боёв, недавно рассказывал маме, что думаю, из всех кому помогал, пятеро без меня бы не выжили», — поделился мужчина.

Голосование на позициях

Голосование на позициях

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Антон Дмитриев

Замполит заканчивает работу в этом укрытии. «Пока ни одного отказа не было, явка на моих участках — 100%», — шутит он. Все ждут окончания референдума и не сомневаются в его результате, смотрят в будущее с оптимизмом. После подведения итогов одни ждут подхода дополнительных российских войск, после частичной мобилизации. Другие мечтательно рассуждают о новой технике и вооружении. На фронте референдум воспринимают в большей степени как формальность или символ. Настоящий свой выбор эти люди сделали, когда брали в руки оружие. Они стояли на защите городов республики и освобождали её населенные пункты.

Прямой эфир