Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Американец Оливер Рейдер имеет докторскую степень по экономике, полученную в Гарварде, а это что-нибудь да значит. Причем получил он ее за исследования в области теории игр, рассматривая применение научно-игрового подхода в народном капиталистическом хозяйстве. Впрочем, и привычные каждому настольные игры не прошли мимо его внимания — их он и рассмотрел в этом компактном труде, хотя и в неожиданном аспекте. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели — специально для «Известий».

Оливер Рейдер

«Семь главных игр в истории человечества: шашки, шахматы, го, нарды, скрабл, покер, бридж»

М.: Альпина нон-фикшн, 2022. — Пер. с англ. — 344 с.

Работая над книгой о нескольких самых популярных в мировой истории играх, журналист и заядлый игрок Оливер Рейдер не только освежил в памяти, что говорили на эту тему Фридрих Ницше и Йохан Хейзинга (из них заимствована пара эпиграфов), но также много встречался с современными исследователями игровых практик. Цитаты из бесед с философами, культурологами и теоретиками игр обильно уснащают страницы книги, и одним из главных авторитетов выступает профессор Университета Юты Тхи Нгуен, автор самых чеканных формулировок, ставящий игры в один ряд с другими искусствами: «Живопись позволяет нам запечатлевать визуальные картины, музыка — записывать звуки, истории — закреплять нарратив, а игры — фиксировать субъектность».

Под субъектностью философ понимает способность осуществлять намеренные действия, которая в реальной жизни часто весьма ограниченна. «В то время как правила и ценности реального мира косны и порой неприятны, правила и ценности игр подвижны», — замечает Рейдер, в прологе и эпилоге своей книги совершенно солидарный с Нгуеном в том, что в играх главное — красота, наслаждение работой человеческого ума и рождающиеся в процессе игры эмоциональные переживания. Однако большая часть «Семи главных игр» посвящена совсем другим, гораздо более прагматическим и прозаическим аспектам игр, а именно их использованию для развития и воспитания искусственного интеллекта, когда игры становятся своего рода тренажерами для освоения самого способа человеческого мышления.

Рейдер, безусловно, отдает должное такому удивительному устройству, как человеческий мозг, сравнивая его с игровой программой AlphaGo: «В нем около 100 млрд нейронов, имеющих порядка 100 трлн связей. Кроме того, человеческий мозг чрезвычайно эффективен. Его энергетические потребности не превышают 20 ватт — этого едва хватит на то, чтобы запитать маломощную лампочку. Для работы AlphaGo нужно заметно больше ресурсов». Кроме высокого уровня потребления электроэнергии у искусственного интеллекта есть минусы и с экологической точки зрения: «...обучение всего одной версии AlphaGo приводит к выбросу 96 т углекислого газа, что примерно эквивалентно авиаперелету продолжительностью 1000 часов или годовому энергопотреблению 23 американских домов». Несмотря на все эти издержки, Рейдер мягко, но настойчиво подготавливает читателя к принятию неизбежного момента, когда «технологии ИИ проникнут в частную и профессиональную жизнь и когда во многих областях единственной возможностью получать средства к существованию станет совместная работа с машиной, имеющей искусственный интеллект».

Такие суховатые футурологические предсказания в «Семи главных играх» удачно разбавлены драматическими историями человеческого соперничества с машинами, на бой с которыми довелось выйти многим главным чемпионам в тех или иных играх. Как самый эпохальный и напряженный по эмоциональному накалу момент Рейдер преподносит матч, проигранный гроссмейстером Гарри Каспаровым (признан физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента), который в 1997 году все-таки сдался шахматной программе Deep Blue. В описании поверженного чемпиона мира автор книги достигает потолка своего литературного мастерства:

Автор цитаты

«В нарушение шахматного этикета он заговорил по-русски со своей матерью, которая сидела в том же помещении. Даже после просмотра видеозаписи матча было непонятно, что он сказал. Возможно, он сказал, что осознал неизбежное и что машина его все-таки обыграет. Наконец он протянул руку и показал, что сдается»

Альпина нон-фикшн
Фото: Альпина нон-фикшн

Есть в книге и другие, столь же трагические истории — о том, как программа Chinook обыграла старенького чемпиона мира по чекерсу Мариона Тинсли или как непревзойденный до этого игрок в го Ли Седоль был вынужден уступить программе AlphaGo, а после этого вообще прекратил играть, в сердцах заявив: «Когда искусственный интеллект дебютировал в партиях го, мне стало ясно, что я больше не выше всех, даже если вылезу из кожи... <...> Даже если я стану лидером, есть некая сущность, которую невозможно победить».

И тем не менее кое-что противопоставить этой трансгуманистической «сущности» можно. На фоне впавших в отчаяние и расстройство чемпионов самым веселым и находчивым выглядит «величайший игрок в скрабл, какого когда-либо видел наш мир» Найджел Ричардс. Он единственный сумел обхитрить машину, просто-напросто не удостоив ее чести соревноваться с таким выдающимся мозгом, как у него. Но Ричардс, судя по описанию Рейдера, вообще очень мудрый мужчина и большой оригинал, который умеет не только играть, но и жить: «У него нет телевизора и смартфона, его нет в интернете. Но нам известно, что он новозеландец, проживающий в Малайзии, и что другим его серьезным увлечением является велоспорт». Когда один из игроков стал удивляться, что по лицу Ричардса совершенно невозможно понять, выиграл он или проиграл, четырехкратный чемпион мира объяснил: «Это потому, что мне всё равно».

Такому олимпийскому равнодушию к исходу борьбы хорошо бы поучиться любому жителю Земли, на которого искусственный интеллект ведет неуклонное наступление не только на полях игровых сражений, в литературе и искусстве, но и в повседневном быту. В финале книги «Семь главных игр» примерно об этом же говорит неунывающий Тхи Нгуен с остроумной метафорой: «...Когда люди ахают: «О господи, ИИ обыгрывает людей, что же теперь делать?", я, честно говоря, думаю: «Да какое, на хрен, это имеет значение?» Я скалолаз, и тот факт, что ИИ способен обыграть меня в го, значит не больше, чем то, что вертолет способен превзойти меня в скорости подъема».

Читайте также
Прямой эфир