Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

В пешей доступности

Как и почему изменилась жизнь брянских пешеходов
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Серая фигура на дороге, внезапно выхваченная светом фар… Не каждый водитель успеет затормозить или совершить маневр. Госавтоинспекция активно работает над тем, чтобы таких случаев стало меньше. Два года назад в Брянской области стартовал пилотный проект по повышению безопасности пешеходов. За это время количество ДТП с участием пешеходов в регионе снизилось почти в два раза. За счет чего были достигнуты такие результаты и как опыт Брянской области можно использовать в других регионах — в материале «Известий».

Решение о запуске нового проекта было принято правительственной комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения. Разработка осуществлялась брянскими властями во главе с губернатором, ГУОБДД МВД России и региональным управлением Госавтоинспекции. Пилотным регионом Брянскую область выбрали неслучайно. До начала реализации проекта ситуация с пешеходной аварийностью здесь была тревожной.

По словам начальника УГИБДД УМВД России по Брянской области полковника полиции Михаила Будылина, с 2010 по 2020 год более 30% аварий на дорогах региона было связано с наездами на людей. За десять лет жертвами таких ДТП стали 730 человек: ежегодно под колесами автомобилей гибло более 70 человек, отметил он.

— Основными причинами таких дорожно-транспортных происшествий являются несоблюдение водителями ПДД, в частности скоростного режима, а также плохая видимость пешеходов, — подчеркнул руководитель Госавтоинспекции Брянской области.

Превзойти ожидания

Пилотный проект «Повышение безопасности движения пешеходов на территории Брянской области» стартовал в октябре 2020 года. За это время ДТП с участием пешеходов стало меньше на 47%, а число погибших в них людей сократилось на 60%.

В частности, по итогам прошлого года количество наездов на пешеходов снизилось на 27,7% (с 238 до 172 происшествий), число погибших в таких ДТП уменьшилось на 22,7% (с 44 до 34 человек), а раненых — на 26,5% (с 200 до 147). По данным официальной статистики аварийности, за восемь месяцев этого года количество ДТП с участием пешеходов сократилось еще на 19%.

За два года удалось не только достичь всех запланированных показателей, но и превзойти их. К примеру, программа предусматривала снижение количества ДТП на пешеходных переходах до 78 происшествий в год — по итогам прошлого года в Брянской области зафиксировано 57 таких ДТП. А главное — в них погибло вдвое меньше людей.

Муляжи и «шериф-балки»

Одно из ключевых направлений пилотного проекта — улучшение дорожной инфраструктуры, связанной с безопасностью пешеходов. Так, за два года на дорогах региона ликвидировано 115 так называемых очагов аварийности, где часто происходили ДТП с пешеходами.

Как рассказал врио начальника ГКУ «Управление автодорог Брянской области» Алексей Пушняков, в прошлом году на 108 км трасс региона появилось освещение, было отремонтировано 79 км тротуаров. На участках, где люди часто переходили дорогу в неположенном месте, поставили почти 7 км ограждений, предотвращающих несанкционированный выход пешеходов на проезжую часть. Кроме того, около пешеходных переходов установили 59 «лежачих полицейских», 14 нерегулируемых пешеходных переходов были оснащены светофорами и стали регулируемыми. Для привлечения внимания водителей на пяти пешеходных переходах появилась система, проецирующая на асфальт дорожную разметку в виде зебры, а на семи участках перед переходами на асфальт нанесены специальные шумовые полосы.

Поскольку одной из причин ДТП с пешеходами является превышение скорости, по инициативе Госавтоинспекции региона в качестве эксперимента на аварийно опасных участках дорог в Брянске, Клинцах и Дятьково введено ограничение скорости до 40 км/ч. Кроме того, на загородных трассах перед остановками общественного транспорта и переходами скоростной режим снижен до 70 км/ч. На 12 участках дорог региона установлены муляжи камер фотовидеофиксации, а на шести участках — так называемые «шериф-балки», которые имитируют работу проблесковых маячков патрульного автомобиля ДПС и вынуждают автомобилистов снижать скорость.

Найти тропинку

В рамках пилотного проекта в Брянской области была применена новая методика оценки потенциального риска возникновения ДТП, отмечает эксперт по безопасности дорожного движения Дмитрий Колесник. Она позволяет комплексно проанализировать как явные, так и скрытые угрозы пешеходам с учетом особенностей местности и дорожной инфраструктуры.

— Например, мы видим, что к автодороге выходит протоптанная тропинка. Очевидно, люди в этом месте переходят проезжую часть. Пока на этом месте не произойдет ДТП, считать данный участок дороги аварийно опасным нельзя. Мы обращаем внимание Госавтоинспекции на такие участки дорог. Это позволяет принять превентивные меры, не дожидаясь трагедии, — подчеркнул Дмитрий Колесник.

По его словам, методика также оценивает, как влияют на безопасность установка искусственных неровностей, снижение скоростного режима, оборудование переходов светофорами и другие инженерные решения. Кроме того, с ее помощью определяются наиболее оптимальные и наименее затратные пути решения вопросов безопасности пешеходов.

Донести до людей

Крайне важной составляющей в повышении безопасности пешеходов в Госавтоинспекции считают профилактику нарушений ПДД среди всех участников движения, а также пропаганду правильного и безопасного поведения на дороге. По словам главы Госавтоинспекции Брянской области Михаила Будылина, важно не только установить знак или барьер, но и рассказать людям, для чего это делается.

— В местах, где меняется организация движения, устанавливаются заградительные барьеры для пешеходов, появляются новые переходы. Мы вводим дежурство патрулей ДПС, которые рассказывают людям об этих изменениях и указывают наиболее безопасный маршрут. Аналогичные кампании по пропаганде безопасного поведения на дороге проводятся и с привлечением местных СМИ, — отметил Михаил Будылин.

Госавтоинспекция Брянской области совместно с МЧС использует радиоканал дальнобойщиков. В темное время суток водителей грузовиков просят сообщать о нахождении людей на проезжей части и предупреждать об этом других автомобилистов. В прошлом году сотрудники Госавтоинспекции региона провели более 350 кампаний, касающихся обеспечения безопасности пешеходов, и раздали более 13 тыс. световозвращающих элементов, которые позволяют водителям заметить человека на дороге на относительно безопасном расстоянии и снизить скорость.

Особое внимание уделяется безопасности детей-пешеходов. По словам главы регионального ГИБДД, автоинспекторы регулярно проводят профилактические занятия и беседы во время родительских собраний в школах, рассказывают детям о правилах безопасного поведения на дороге. Так, в прошлом году совместно с методистами мобильного комплекса «Лаборатория безопасности» автоинспекторами было проведено более 250 занятий, в которых приняли участие порядка 5,5 тыс. детей.

Планы на будущее

Проект по повышению безопасности пешеходов в Брянской области рассчитан до 2025 года. Поэтому, несмотря на улучшение ситуации с аварийностью, работа с этой категорией участников дорожного движения будет продолжена. О ее приоритетных направлениях рассказали в ГУОБДД МВД России: «Как и прежде, это совершенствование объектов дорожной инфраструктуры, касающихся безопасности пешеходов, строительство новых и реконструкция уже существующих пешеходных переходов и тротуаров, оснащение регулируемых переходов светофорами. И, конечно, будет продолжаться разъяснительная работа с населением — пешеходами, пассажирами и водителями… Поскольку безопасность на дорогах не в последнюю очередь зависит от сознательности самих участников дорожного движения».

В главном управлении также отметили, что в ближайшее время аналогичные проекты, направленные на повышение безопасности пешеходов, будут запущены и в других регионах страны.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Читайте также
Реклама
Прямой эфир