Пшеничный демпинг: зерно с Украины затопило европейский рынок
Евросоюз обнаружил неожиданную проблему в импорте зерна с Украины. Хотя его ввоз способствовал стабилизации цен, он вызвал существенные трения с местными аграриями. Сельскохозяйственная продукция вылилась на рынки Восточной Европы, которая в отличие от Западной не испытывала этим летом проблемы с засухой и неурожаями. В результате цены на местных рынках опустились, и это привело к массовому недовольству фермеров, в основном владельцев небольших сельхозпредприятий. Падение цен на фоне подорожания горюче-смазочных материалов и удобрений становится для них тяжелым ударом. Особенно в свете того, что эти поставки на европейский рынок не планировались. Подробнее о ситуации — в материале «Известий».
По морю и по суше
В июле Россия и Украина при посредничестве Турции заключили соглашение о поставках украинского зерна на мировые рынки через порты Черного моря. По утверждениям украинской стороны, в хранилищах на конец июля находилось около 20 млн т зерна и семян подсолнечника. Скорее всего, это сильное преувеличение, но в любом случае речь шла о миллионах тонн. К ним должны были добавиться и результаты нового урожая, предположительно 51 млн т (опять же непонятно, как на сборы повлияли боевые действия), но, как бы то ни было, речь шла о солидных в масштабе мирового рынка объемах.
Предполагалось, что львиная доля поставок должна быть направлена в развивающиеся страны (которые традиционно являются главным рынком сбыта украинских аграрных экспортеров). Реальность оказалась несколько другой. На середину сентября 47% зерна получила Турция и государства Азии, 17% отправилось в Африку, а 36% досталось Евросоюзу, который прежде закупал сравнительно мало зерновых с Украины. Самое интересное, что для этого вообще не требовалось открывать порты — большая часть экспорта в европейские страны отправилась по железной дороге.
По оценкам Польской народной партии, представляющей в основном интересы местных крестьян, около трети всего зерна было ввезено в Польшу с Украины, а на границе еще в августе скопились тысячи «хлебных» вагонов. Премьер-министр Матеуш Моравецкий в июле пообещал, что украинское зерно в Польше продаваться не будет, но, видимо, что-то пошло не так. Данные польского Минсельхоза показали, что только в первом полугодии 2022 года в Польшу было ввезено около 640 тыс. т украинского зерна (преимущественно пшеницы и кукурузы). Этому не в последнюю очередь поспособствовала отмена ввозных пошлин на всю украинскую продукцию.
Надо отметить, что, несмотря на засуху, европейские сборы зерна, в общем-то, остаются в порядке. Не далее как в июле министерство сельского хозяйства США прогнозировало падение урожаев по отношению к 2021 году всего на считаные проценты. Тем более это касается Польши, где серьезной засухи, по сути, и не было, а объем осадков весной и летом составил около 70–90% от нормы, что вполне достаточно для сбора хорошего урожая в польских условиях.
Скорее, площадь под посевы немного сократилась из-за холодной весны. Поэтому цены на зерно в Польше оставались на нормальном для последних лет уровне. В среднем на европейском зерном рынке тонна продовольственной пшеницы с протеиновой долей 12,5% стоила $324, а кукурузы — $307. При этом украинская пшеница обходилась оптовым покупателям в $272, кукуруза — в $251. В Польше цены были еще ниже, фактически являясь демпинговыми. Когда это зерно всплыло на местном рынке, вопреки заявлениям правительства страны, местные фермеры остались не у дел.
Производители терпят убытки
В наибольшей степени в убытке оказались мелкие производители, не обладающие достаточной финансовой подушкой для купирования проблем, связанных с ценовыми колебаниями. В прошлом цены в $250 за тонну считались бы вполне приемлемыми и даже хорошими, но с конца 2021 года рост цен на энергоносители резко уменьшил рентабельность работы крестьян. Не помогло и падение курса евро к доллару до паритета и даже меньше. В итоге в Польше в августе-сентябре литр дизельного топлива стоил €1,6, что вдвое больше показателей середины 2021 года.
В текущем году добавилась еще и проблема с удобрениями. Из-за санкций ввозить дешевые удобрения из России и Белоруссии стало затруднительно. Заменить колоссальные объемы поставок с востока из других источников в краткий срок оказалось невозможно. Собственное производство удобрений в ЕС переживает тяжелые времена из-за зашкаливающих цен на газ. Сейчас тонна карбамида в Европе стоит около €1000, и если проблема дефицита удобрений не будет решена, то и €2–3 тыс. отнюдь не кажутся нереальными расценками. В ситуации когда и ГСМ, и удобрения стоят настолько дорого, даже еще недавно высокие цены на пшеницу и кукурузу выглядят совсем не удовлетворительными (это, кстати, проблема всех участников зернового рынка, в том числе и России). Особенно когда в игру вступает украинское зерно, продаваемое по откровенно бросовым ценам.
Поставки последнего в августе достигли 4,5 млн т, это на 66% больше, чем в предыдущем месяце. При этом Украина заявляет, что на границах ужесточился фитосанитарный контроль. Если в начале августа украинско-польские рубежи пересекало 80 грузовиков с сельскохозяйственной продукцией в сутки, то к концу прошлого месяца это число упало до 12–25 машин. Сейчас, как пишет The Wall Street Journal, у одного из КПП на границе скопилось с украинской стороны сразу 2,8 тыс. фур.
Польские производители со своей стороны предлагали Брюсселю заняться выкупом украинского зерна, с тем чтобы оно не попадало на внутриевропейский рынок. Однако у еврочиновников эта идея энтузиазма не вызвала.
Пострадают все
Польша — не единственная страна, страдающая от конкуренции с украинским зерном. С теми же проблемами столкнулись Румыния (сама одна из крупнейших экспортеров пшеницы и кукурузы в Европе) и Болгария. В последней прошли массовые акции протеста, дополнительно расшатывающие и без того сложную политическую обстановку в стране. Болгарские фермеры и представляющие их политики настаивают на том, что конкуренция является недобросовестной. Украинские производители не обязаны соблюдать строгие экологические стандарты, без которых местная продукция не будет сертифицирована. И, соответственно, их издержки при прочих равных несопоставимо меньше. Если раньше эту проблему купировали ввозные пошлины, то сейчас их не существует.
Недовольство активно зреет и во Франции, где фермеры столкнулись с появлением на рынке огромных объемов не только зерна, но еще и курятины, которая на Украине превратилась в довольно важную статью экспорта. Птицеводы недовольны не только падением цен, но и в тем фактом, что продукция из-за пределов Евросоюза занимает много места на складах и в портах.
Хотя поступление украинской продовольственной продукции на внутренний рынок ЕС имеет свои положительные стороны для местной экономики (например, снижает цены в условиях разгула инфляции), урон, который она наносит фермерским хозяйствам, может быть более болезненным, чем паллиативный эффект для широкого рынка.
В конечном счете именно сельские жители и в особенности фермеры являются одним из наиболее политически активных социальных групп в Европе, так что нарушать их интересы вредно в долгосрочном экономическом плане и опасно в социально-политическом. С другой стороны, учитывая, как со своими крестьянами обходятся Нидерланды, обладающие, пожалуй, самым прогрессивным и технологичным сельским хозяйством в мире, возможно, что в современном ЕС достаток и образ жизни фермеров не имеют такого уж большого значения для лиц, принимающих решения.