Зеленые плоды: ЕС возрождает «грязную» энергетику
Евросоюз решил заработать на беспрецедентном росте цен на электроэнергию на континенте. Брюссель предлагает ввести специальный налог на сверхприбыли, который коснется всех генерирующих компаний, за исключением тех, кто работает на подорожавшем газе. Таким образом, в список «нажившихся на кризисе» попадут в том числе и «зеленые» электростанции, включая солнечные и ветряные. Фактически в нынешней ситуации Еврокомиссия отбросила ESG-повестку в энергетике, и она не одинока в своих устремлениях. О том, как добрая половина мира на деле отказывается от приоритетного развития возобновляемых источников энергии и активно возвращается к «грязным», — в материале «Известий».
С кого будут взимать налог на сверхприбыли
Согласно предварительному плану, Еврокомиссия рекомендует взимать налог с производителей, в случае если стоимость электроэнергии будет превышать €200 за мегаватт-час. Фактически это означает, что все европейские генерирующие компании будут платить дополнительный налог, поскольку мест, где энергия стоит дешевле, в ЕС почти не осталось. Напомним, что до начала энергокризиса средняя цена мегаватт-часа составляла около €50. Точная ставка налога не называется, но вырученные деньги должны пойти на поддержку компаний и домохозяйств континента, страдающих от энергетического кризиса. Как сказала председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен, энергокомпании получают «огромные доходы, доходы, на которые они не рассчитывали и о которых даже не мечтали».
Предложение касается всех производителей электроэнергии за исключением ТЭС, работающих на газе — они от повышения цен и так понесли урон и им сейчас явно не до сверхприбылей. При этом не будет никакой разницы между высоко- и низкоуглеродной энергетикой. Солнечные и ветряные электростанции должны будут заплатить точно так же, как и «грязные» угольные. Благо солнечная энергетика стала одним из главных бенефициаров погодных условий этого лета. Жаркая, сухая и ясная погода позволила СЭС выработать в этот сезон на 32% больше электроэнергии, чем за аналогичный период прошлого года. В сумме в период жары солнце принесло в общий европейский энергобаланс 12%, максимум за всю историю, что помогло сэкономить 20 млрд кубометров газа.
Как меняется европейская энергополитика
Предложение уже вызвало недовольство в ряде стран, например в Польше, где местная индустрия всё больше полагается на уголь. Но он, в свою очередь, тоже растет в цене; более того, против высококачественного энергетического угля из России, который не так-то просто заменить, уже действует эмбарго. Соответственно, ни о каких сверхприбылях не может идти речи даже при цене в €300–400 за мегаватт-час. Таким же образом могут отреагировать и другие страны, в свое время понесшие значительные риски из-за инвестиций в возобновляемые источники и теперь вынужденные ограничивать наконец-то получаемую от них выгоду.
Налог на возобновляемые источники энергии — лишь один из примеров коренного разворота европейской энергополитики, происходящий на наших глазах. Не далее как в мае Еврокомиссия подготовила план действий Repower EU, в котором предполагалось выделить не менее €210 млрд государственных и частных средств на решение энергетических проблем континента. Упор делался на возобновляемые источники: расходы на нефть, газ и уголь, а также их производные, не должны были превысить в ближайшие несколько лет €12 млрд. Это ожидания, а вот реальность: уже этой зимой энергетика ископаемого топлива получит в ЕС около €50 млрд только государственной поддержки всех видов.
Кто переходит на уголь
Уголь в RepowerEU вообще не упоминался. Однако на эту зиму четыре страны (Германия, Нидерланды, Чехия и Греция) планируют восстановить угольную генерацию. В общей сложности в ближайшие месяцы они сожгут около 13 млн т угля стоимостью €4,5 млрд, подсчитали аналитики брюссельского мозгового центра Ember. Возможен запуск и куда больших мощностей, но операторы пока не торопятся ввиду неопределенности с ценами и общей двусмысленной политикой ЕС по данному направлению.
Заходят даже разговоры о смягчении или вообще временном прекращении углеродного регулирования в Евросоюзе. Чисто технически принять такое решение будет сложно: необходимо одобрение всех 27 стран, а на этом пути возникнут серьезные затруднения (хотя государства вроде Польши, Чехии и Венгрии, вне всяких сомнений, такую инициативу бы поддержали). Скорее всего, дело обойдется просто более активной продажей зеленых «индульгенций» местным операторам в ряде стран, что даст им возможность жечь больше угля.
Чем закончилась борьба с газом
То же самое можно сказать и о газе, с которым в Евросоюзе тоже хотели бороться в последние несколько лет. Сначала он попал в список «зеленых» источников энергии, а сейчас страны союза и вовсе планируют масштабную программу увеличения мощностей СПГ. Соглашения о поставках сжиженного газа (правда, по большей части это декларации о намерениях) в течение нескольких месяцев были заключены с Израилем, Катаром и Азербайджаном, а из США ЕС планирует получать к 2030 году до 50 млрд кубометров газа в год. Для этого нужны многочисленные терминалы и хранилища, в том числе и плавучие. Это требует серьезных инвестиций и само по себе, а в условиях, когда тарифы на нефтяной и газовый фрахт подскочили в разы, и подавно. Минимальная стоимость увеличения этих мощностей только будущей зимой — чуть менее €4 млрд.
Страны континента задумываются и над собственной добычей. К примеру, в Нидерландах вновь обсуждают перезапуск месторождения в Гронингене, где добыча ранее была приостановлена из-за землетрясений, вызванных пустотами в бывших углеводородных пластах. В Эстонии, в свою очередь, решили увеличить активность ТЭС, работающих на горючих сланцах. За последние несколько лет добыча и потребление сланцев (оставляющих существенный углеродный след, да и в принципе экологически небезупречных) сократились в несколько раз, но буквально за считаные месяцы могут вернуться к прежним уровням, поскольку у прибалтийской страны не слишком много опций по борьбе с энергетическим кризисом.
Что ждет возобновляемую энергетику
ЕС планирует повысить долю возобновляемой энергетики в энергобалансе с 40 до 45% к 2030 году. Это уже выглядит менее амбициозно, чем в Европейской «зеленом» курсе, но с учетом предпринимаемых мер по фактической поддержке традиционных источников вряд ли выполнимо.
Европа за пределами ЕС, в меньшей степени стесненная межгосударственными нормами, тем более готова к быстрому отказу от безуглеродного будущего. Новое британское правительство во главе с Лиз Трасс намерено выдать до 130 лицензий по добыче нефти и газа в Северном море. А энергетической политикой в королевстве займется Джейкоб Рис-Могг, который поддерживает идею гидроразрыва пластов (технологии, использующейся при добыче сланцевого газа), что уже вызвало панику у британских энвайронменталистов. Реальное увеличение добычи будет возможно не ранее чем через пять лет, но траектория движения заметна.
Разумеется, многие из предпринятых шагов «временные» и «экстренные». Однако при условии, что конфликт ЕС с Россией будет исчерпан в скором будущем, чрезвычайная ситуация в энергетике Евросоюза будет сохраняться. Достаточно дешевой альтернативы поставкам углеводородов из РФ в Западную и Восточную Европу нет, все другие варианты — значительно дороже. Поэтому довольно сомнительно, что Европа откажется от негласной или даже официальной поддержки индустрии ископаемого топлива и прочей высокоуглеродной энергетики в обозримом будущем.