Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Армия
Российские военные захватили американскую машину разминирования в зоне СВО
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Армия
Снайперы ВДВ спасли из-под обстрела ВСУ семью беженцев из Часова Яра
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
Вертолет с восьмью людьми на борту упал в Эквадоре
Мир
Франция не позвала РФ на мероприятия по случаю окончания Второй мировой войны
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вооруженные силы РФ и войска народных республик продолжают штурмовые действия в Донбассе. Противник хорошо окопался, и бои на время приобрели позиционный характер. Частям ВС России и народных милиций ДНР и ЛНР практически вдоль всей линии фронта приходится взламывать хорошо оборудованную в инженерном отношении оборону. О том, как выглядят опорные пункты ВФУ и как их штурмуют союзные войска — в репортаже «Известий».

Готовились годами

Взрывы буквально в клочья разрывают зеленую полосу посадки недалеко от села Золотарево в ДНР. Потом наступает тишина, а над деревьями начинают подниматься столбы белого дыма. Белесый шлейф долго ползет по небу. Среди деревьев раздается запоздалый взрыв — скорее всего, сдетонировал небольшой полевой склад боеприпасов. Так выглядит огневой налет нашей артиллерии, перемалывающей очередной укрепрайон вооруженных формирований Украины.

Стрелкового оружия не слышно, сейчас всю работу делает тяжелая артиллерия.

В ЛНР и ДНР украинские власти подготовили эшелонированную оборону, — рассказал офицер ЛНР с позывным «Ветер». — В окрестностях тех же Соледара и Северска построены бетонные капитальные сооружения. Пока они выдерживают попадания снарядов — там украинские части пережидают артналеты. При появлении нашей пехоты выходят из укрытий и открывают огонь.

северодонецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Эти укрепления строились в мирное время, уверены бойцы.

— К встрече с нами готовились годами, — считает офицер. — Причем рассматривались различные варианты развития событий. Они готовились не только к блицкригу против народных республик, но и к конфликту, в которой вступит Россия. Под этот сценарий и возводились укрепления.

После того как рассеивается дым, посадка выглядит распаханной и сильно «полысевшей». Под Северском кроме РСЗО активно работает тяжелая артиллерия — 122-мм и 152-мм орудия.

«Штаны» из Северодонецка

О том, как выглядят укрепрайоны в районе Соледара и Северска, которые еще предстоит взять штурмом, можно судить по уже взятым украинским оборонительным линиям. Северодонецк считался на Украине административным центром Луганской области, и к его обороне ВФУ хорошо подготовились.

северодонецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В лесах перед городом было построено несколько укрепленных полос. Мы осмотрели опорный пункт «Штаны» в сосновом лесу.

Свое название он получил из-за авторазвязки, — рассказал сопровождающий нас офицер ЛНР с позывными «Тихий», принимавший участие в боях на этом участке фронта. — Дорога из Новоайдара здесь расходится в две стороны. На карте она выглядит, как штаны.

Мы заходим в один из уцелевших блиндажей. На столе — открытая консервная банка с кильками. Под ногами лежит книга — «На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка, вскрытые цинки из-под патронов, грязная одежда и упаковки от украинских сухпайков.

Войска ЛНР подошли сюда в начале марта, — вспоминает «Тихий». — Было несколько атак. В одной из них мы попытались подойти к укрепрайону севернее шоссе, но попали под сильный обстрел и отступили. Стало понятно, что с ходу здесь не прорвешься. Нужна разведка и мощная артподготовка.

северодонецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Взяли «Штаны» уже в конце мая. Накануне нам удалось посетить этот участок фронта. Бойцы и командиры уже тогда знали, что перед ними несколько полос укреплений. Но весь масштаб фортификационных работ удалось оценить только сейчас.

Здесь вырыто как минимум пять линий обороны с дзотами, которые соединены между собой траншеями. Огневые точки хорошо замаскированы — их трудно заметить, пока пулемет не откроет огонь. Есть и капониры — земляные укрытия для бронетехники. Но удержать его не удалось, видно, что его бросили в спешке — не успели доесть кильку.

«Рапиры» в городах

Непосредственно в городах ВФУ оборудуют мощные опорные пункты. В Северодонецке мы внимательно их рассмотрели. Девятиэтажки связаны между собой глубокими траншеями, обложенными мешками с песком. Они идут от самой улицы до девятиэтажки по адресу Строителей, 5, ныряют в подвал и выходят с противоположной стороны здания. От обстрелов солдаты могли прятаться в подземных помещениях дома, а затем быстро выходить на огневые позиции к дорогам.

В подвалах и на нижних этажах высоток были организованы огневые, как правило, пулеметные точки. На верхних — сидели снайперы и арткорректировщики. Из глубины жилых кварталов пехоту поддерживали противотанковые орудия МТ-12 «Рапира» — их остовы недавно убрали с улиц.

северодонецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

За зданиями ВФУ прятали тяжелую технику — танки, бронеавтомобили и БТРы, которые выходили из укрытий, чтобы открыть огонь и вновь спрятаться.

Около нашего дома долго действовал украинский танк, — говорит житель Северодонецка Роман. — Он выходил на улицу, делал несколько выстрелов в сторону леса, а потом прятался за дом. Экипажи ели и отдыхали в подвале. Мы сидели в другом его конце. На первых этажах сидели пулеметчики. Нами фактически прикрывались.

«Васильки» на заводах

С особой тщательностью украинскими формированиями укрепляются заводы. В Рубежном это был химзавод «Заря», в Северодонецке — «Азот», в Лисичанске — НПЗ. В них удобно держать оборону — бетонные стены цехов и бомбоубежища, построенные еще в советское время, дают обороняющимся большое преимущество. В просторных помещениях можно спрятать технику, а под землей — переждать авианалеты.

В Рубежном засевшие на заводе «Заря» части ВФУ корректировали огонь с водонапорной башни и с помощью квадрокоптеров. Активно использовали кочующие 82-мм минометы «Василек», которые выезжали из цехов только для того, чтобы открыть огонь. Внутри заводских территорий оборудовались дополнительные опорные пункты — как правило, рядом с подземными бомбоубежищами.

виктор
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В Северодонецке с территории «Азота» действовали украинские танки и бронеавтомобили. Часть из них не успела уйти, так как были взорваны мосты через Северский Донец. Недалеко от берега в пригородном поселке Павлоград на улице Красная до сих пор стоят два сгоревших украинских бронеавтомобиля «Казак».

— Один они точно спалили, когда увидели, что мост обрушен, — помнит местный житель Виктор. — Ходили, совещались, что делать, потом подожгли, а сами через речку на лодке убежали.

Действия в городе обязательно поддерживала артиллерия, занимавшая выгодные позиции в тылу. В частности, ВФУ в Рубежном и Северодонецке помогали орудия, которые работали из районов Приволья, Новодружеска и других населенных пунктов. Они находятся на высоте, и оттуда хорошо корректировать огонь.

Причем с территории шахты «Новодружеская» рельеф местности позволял работать не только артиллерии, но и танкам.

северодонецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В 10 часов утра танком отсюда били по Северодонецку, потом развернут ствол — и по Рубежному, — восстанавливает последовательность шахтер Валерий Царенский.

Брать укрепленные пункты, заводы-гиганты и города союзные войска уже научились.

В лоб штурмовать города не будем — это приведет к лишним потерям, — объясняет офицер.

И с ним можно согласиться. Украинская пропаганда грозилась устроить второй Мариуполь с «Азовсталью» сначала в Рубежном, потом в Северодонецке, но у них ничего не вышло. Союзные силы охватывали украинские города и заводы с трех сторон, беря их в оперативное окружение. Части ВФУ, боясь оказаться в котле, покидали позиции по последней, простреливаемой дороге, неся большие потери и бросая тяжелую технику. Сгоревшие на берегу Северского Донца «Казаки» не дадут соврать.

Прямой эфир