Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вооруженные силы РФ и войска народных республик продолжают штурмовые действия в Донбассе. Противник хорошо окопался, и бои на время приобрели позиционный характер. Частям ВС России и народных милиций ДНР и ЛНР практически вдоль всей линии фронта приходится взламывать хорошо оборудованную в инженерном отношении оборону. О том, как выглядят опорные пункты ВФУ и как их штурмуют союзные войска — в репортаже «Известий».

Готовились годами

Взрывы буквально в клочья разрывают зеленую полосу посадки недалеко от села Золотарево в ДНР. Потом наступает тишина, а над деревьями начинают подниматься столбы белого дыма. Белесый шлейф долго ползет по небу. Среди деревьев раздается запоздалый взрыв — скорее всего, сдетонировал небольшой полевой склад боеприпасов. Так выглядит огневой налет нашей артиллерии, перемалывающей очередной укрепрайон вооруженных формирований Украины.

Стрелкового оружия не слышно, сейчас всю работу делает тяжелая артиллерия.

В ЛНР и ДНР украинские власти подготовили эшелонированную оборону, — рассказал офицер ЛНР с позывным «Ветер». — В окрестностях тех же Соледара и Северска построены бетонные капитальные сооружения. Пока они выдерживают попадания снарядов — там украинские части пережидают артналеты. При появлении нашей пехоты выходят из укрытий и открывают огонь.

северодонецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Эти укрепления строились в мирное время, уверены бойцы.

— К встрече с нами готовились годами, — считает офицер. — Причем рассматривались различные варианты развития событий. Они готовились не только к блицкригу против народных республик, но и к конфликту, в которой вступит Россия. Под этот сценарий и возводились укрепления.

После того как рассеивается дым, посадка выглядит распаханной и сильно «полысевшей». Под Северском кроме РСЗО активно работает тяжелая артиллерия — 122-мм и 152-мм орудия.

«Штаны» из Северодонецка

О том, как выглядят укрепрайоны в районе Соледара и Северска, которые еще предстоит взять штурмом, можно судить по уже взятым украинским оборонительным линиям. Северодонецк считался на Украине административным центром Луганской области, и к его обороне ВФУ хорошо подготовились.

северодонецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В лесах перед городом было построено несколько укрепленных полос. Мы осмотрели опорный пункт «Штаны» в сосновом лесу.

Свое название он получил из-за авторазвязки, — рассказал сопровождающий нас офицер ЛНР с позывными «Тихий», принимавший участие в боях на этом участке фронта. — Дорога из Новоайдара здесь расходится в две стороны. На карте она выглядит, как штаны.

Мы заходим в один из уцелевших блиндажей. На столе — открытая консервная банка с кильками. Под ногами лежит книга — «На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка, вскрытые цинки из-под патронов, грязная одежда и упаковки от украинских сухпайков.

Войска ЛНР подошли сюда в начале марта, — вспоминает «Тихий». — Было несколько атак. В одной из них мы попытались подойти к укрепрайону севернее шоссе, но попали под сильный обстрел и отступили. Стало понятно, что с ходу здесь не прорвешься. Нужна разведка и мощная артподготовка.

северодонецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Взяли «Штаны» уже в конце мая. Накануне нам удалось посетить этот участок фронта. Бойцы и командиры уже тогда знали, что перед ними несколько полос укреплений. Но весь масштаб фортификационных работ удалось оценить только сейчас.

Здесь вырыто как минимум пять линий обороны с дзотами, которые соединены между собой траншеями. Огневые точки хорошо замаскированы — их трудно заметить, пока пулемет не откроет огонь. Есть и капониры — земляные укрытия для бронетехники. Но удержать его не удалось, видно, что его бросили в спешке — не успели доесть кильку.

«Рапиры» в городах

Непосредственно в городах ВФУ оборудуют мощные опорные пункты. В Северодонецке мы внимательно их рассмотрели. Девятиэтажки связаны между собой глубокими траншеями, обложенными мешками с песком. Они идут от самой улицы до девятиэтажки по адресу Строителей, 5, ныряют в подвал и выходят с противоположной стороны здания. От обстрелов солдаты могли прятаться в подземных помещениях дома, а затем быстро выходить на огневые позиции к дорогам.

В подвалах и на нижних этажах высоток были организованы огневые, как правило, пулеметные точки. На верхних — сидели снайперы и арткорректировщики. Из глубины жилых кварталов пехоту поддерживали противотанковые орудия МТ-12 «Рапира» — их остовы недавно убрали с улиц.

северодонецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

За зданиями ВФУ прятали тяжелую технику — танки, бронеавтомобили и БТРы, которые выходили из укрытий, чтобы открыть огонь и вновь спрятаться.

Около нашего дома долго действовал украинский танк, — говорит житель Северодонецка Роман. — Он выходил на улицу, делал несколько выстрелов в сторону леса, а потом прятался за дом. Экипажи ели и отдыхали в подвале. Мы сидели в другом его конце. На первых этажах сидели пулеметчики. Нами фактически прикрывались.

«Васильки» на заводах

С особой тщательностью украинскими формированиями укрепляются заводы. В Рубежном это был химзавод «Заря», в Северодонецке — «Азот», в Лисичанске — НПЗ. В них удобно держать оборону — бетонные стены цехов и бомбоубежища, построенные еще в советское время, дают обороняющимся большое преимущество. В просторных помещениях можно спрятать технику, а под землей — переждать авианалеты.

В Рубежном засевшие на заводе «Заря» части ВФУ корректировали огонь с водонапорной башни и с помощью квадрокоптеров. Активно использовали кочующие 82-мм минометы «Василек», которые выезжали из цехов только для того, чтобы открыть огонь. Внутри заводских территорий оборудовались дополнительные опорные пункты — как правило, рядом с подземными бомбоубежищами.

виктор
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В Северодонецке с территории «Азота» действовали украинские танки и бронеавтомобили. Часть из них не успела уйти, так как были взорваны мосты через Северский Донец. Недалеко от берега в пригородном поселке Павлоград на улице Красная до сих пор стоят два сгоревших украинских бронеавтомобиля «Казак».

— Один они точно спалили, когда увидели, что мост обрушен, — помнит местный житель Виктор. — Ходили, совещались, что делать, потом подожгли, а сами через речку на лодке убежали.

Действия в городе обязательно поддерживала артиллерия, занимавшая выгодные позиции в тылу. В частности, ВФУ в Рубежном и Северодонецке помогали орудия, которые работали из районов Приволья, Новодружеска и других населенных пунктов. Они находятся на высоте, и оттуда хорошо корректировать огонь.

Причем с территории шахты «Новодружеская» рельеф местности позволял работать не только артиллерии, но и танкам.

северодонецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В 10 часов утра танком отсюда били по Северодонецку, потом развернут ствол — и по Рубежному, — восстанавливает последовательность шахтер Валерий Царенский.

Брать укрепленные пункты, заводы-гиганты и города союзные войска уже научились.

В лоб штурмовать города не будем — это приведет к лишним потерям, — объясняет офицер.

И с ним можно согласиться. Украинская пропаганда грозилась устроить второй Мариуполь с «Азовсталью» сначала в Рубежном, потом в Северодонецке, но у них ничего не вышло. Союзные силы охватывали украинские города и заводы с трех сторон, беря их в оперативное окружение. Части ВФУ, боясь оказаться в котле, покидали позиции по последней, простреливаемой дороге, неся большие потери и бросая тяжелую технику. Сгоревшие на берегу Северского Донца «Казаки» не дадут соврать.

Читайте также
Прямой эфир