Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С предложением Никиты Михалкова не выдвигать российский фильм в этом году на премию «Оскар» согласны далеко не все члены оскаровского комитета, выяснили «Известия». Скорее всего, вопрос будет решаться голосованием, исход которого непредсказуем. Режиссеры из нашей страны, входящие в Американскую киноакадемию, и вовсе выступили против изоляционизма. Понятно, что шансов у отечественной картины в этом году мало, но сам факт выдвижения привлечет к ней дополнительное внимание и за рубежом, и у нас, считают они. Государственные ведомства пока воздерживаются от оценок. «Известия» разбирались в нюансах проблемы.

«Просто бессмысленно»

Громкое заявление главы Союза кинематографистов РФ прозвучало 26 августа — в день открытия Московского международного кинофестиваля, который Михалков возглавляет.

«Мне кажется, что выбирать фильм, который будет представлять РФ в стране, которая, по сути, отрицает сейчас существование России, просто бессмысленно», — отметил Никита Сергеевич.

Механизм выдвижения на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» следующий. Каждая страна осенью выбирает одну из лент, вышедших в прокат в текущем году в определенные сроки. В России за это отвечает оскаровский комитет (в него входят номинанты премии, а также режиссеры и продюсеры, чьи фильмы получали главные призы фестивалей класса «А»). Как правило, члены комитета стараются найти такую работу, которая благодаря статусу автора, фестивальному успеху, теме и жанру имеет максимальные шансы в будущей оскаровской гонке. Далее эта картина отправляется в Американскую киноакадемию и проходит две волны отбора — лонг-лист и шорт-лист. Наконец, финальная стадия — номинация. За всю новейшую историю России в нее попало только семь лент (из них три Михалкова и две Андрея Звягинцева) и лишь одна — «Утомленные солнцем» — в итоге принесла России статуэтку.

Никита и Надя Михалковы позируют со статуэткой «Оскар»

Никита и Надя Михалковы позируют со статуэткой «Оскар», 1995 год

Фото: РИА Новости/М. Гнисюк

С 2021 года, когда из жизни ушел Владимир Меньшов, лауреат «Оскара» за ленту «Москва слезам не верит», комитет возглавляет Павел Чухрай. Он оказался недоступен для комментария, но «Известия» смогли связаться с его коллегами по комитету — Алексеем Учителем, Андреем Кравчуком и Верой Сторожевой.

Я считаю, что надо выдвигать по нескольким причинам. Во-первых, в Американской киноакадемии не только американские кинематографисты. Там мастера со всего мира. Во-вторых, если у нас есть хорошие картины, достойные режиссеры, почему они должны терять этот год? Ситуация, конечно, сложная, нас стараются заблокировать за рубежом, но мы не можем останавливать кинопроцесс и как раз должны продолжать свое кино показывать, выдвигать на премии, в том числе «Оскар», — уверен народный артист России Алексей Учитель.

По его мнению, несмотря на все обстоятельства, оскаровский комитет должен провести свою обычную работу этой осенью и дать заключение, какой фильм он считает оптимальным для выдвижения.

Андрей Кравчук высказался не столь однозначно. Из-за политических соображений выдвинутый от России фильм точно ничего не получит, посетовал режиссер в беседе с «Известиями». Поэтому не совсем понятно, надо ли выдвигать кого-то в принципе.

оскар
Фото: ТАСС/EPA/ETIENNE LAURENT

— У меня нет на этот счет твердого мнения. Сейчас сложное время: введены экономические санкции против нас, в политических отношениях — практически холодная война. Но должно ли это продолжаться и в культуре тоже? Лично мне кажется, что культура — это область взаимопонимания и диалога. Другой вопрос, хватит ли у нас решимости кого-то выдвинуть, ведь вполне очевидно, что если мы это и сделаем, то российскому фильму не позволят победить, — отметил режиссер, оговорившись, что решение должен принимать оскаровский комитет.

Вера Сторожева солидарна с Никитой Михалковым (который, правда, еще раньше вышел из оскаровского комитета и, таким образом, формально участие в решении принимать не будет).

В нынешней ситуации не нужно заявлять никакой наш фильм на «Оскар». Сейчас идет такая конфронтация, к нам проявляют такую неприязнь, что лучше не отправить, чем отправить и получить от ворот поворот, — убеждена создатель «Небо. Самолет. Девушка».

Впрочем, признает она, мнения у членов комитета полярны, поэтому стоит провести голосование, на котором и решить, отправлять или не отправлять российский фильм.

Пройти гонку до конца

Государственные структуры пока воздерживаются от высказываний на этот счет. «Известия» отправили запросы в Министерство культуры и комитет по культуре Государственной думы.

Впрочем, даже если фильм в «иноязычной» номинации не будет выдвинут, это вовсе не значит, что русских картин на «Оскаре» не будет. Теоретически киноакадемия может обратить внимание и на нашу документалистику, и на наши мультфильмы. Кстати, за последние годы именно в номинации короткометражной анимации у России успехи больше, чем в секции Best International Feature Film.

Кадр из мультфильма «Бокс-балет»

Кадр из фильма «БоксБалет»

Фото: анимационная студия «Мельница»

— В этом году в феврале в оскаровскую номинацию попал фильм «БоксБалет». У продюсеров был повод для волнения — не поддастся ли академия всеобщему крику и не дисквалифицирует ли фильм. Я звонил и писал некоторым своим американским друзьям и коллегам по академии, спрашивал, возможно ли такое. Они отвечали одинаково: академия — она про искусство, ее интересует только хорошее кино. И ничего не случилось, фильм прошел эту гонку до конца, — напоминает режиссер-аниматор, член киноакадемии Константин Бронзит.

Что же касается полнометражного игрового фильма от России, Бронзит уверен: если устроить демарш, киноакадемия в мировом потоке конкурентного качественного кино просто не заметит его. «Не хотите, не присылайте, скажет она, ваше право, и пойдет дальше. Кто кого обкрадет в этой ситуации, ответ очевиден», — рассуждает неоднократный оскаровский номинант.

Та же позиция и у еще одного нашего члена киноакадемии режиссера Сергея Дворцевого.

Я уже говорил в недавнем интервью «Известиям», что кино — это искусство международное и закрываться нам нельзя. Поэтому я за то, чтобы наша картина обязательно выдвигалась на «Оскар». Тут ведь не только победа важна. Картину, которая выдвигается на «Оскар», увидят очень много людей, членов киноакадемии, и они будут решать, кому отдать свой голос. Они посмотрят наш фильм, что в этом плохого? О нем заговорят и в России, многие увидят его, если еще не видели, чтобы узнать, кто удостоился такой чести, — рассуждает автор каннского лауреата «Айка».

оскар
Фото: Getty Images/Kevin Winter

При этом, подчеркивает Сергей Дворцевой, он не входит в российский оскаровский комитет и решение примут без него, однако он будет голосовать на самом «Оскаре», как и другие члены киноакадемии из разных стран.

Последний на данный момент относительный успех России в номинации за лучший иноязычный фильм датируется 2020-м, когда картина «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского добралась до шорт-листа, хотя и не попала в итоговую пятерку, из которой был выбран победитель.

Материал подготовили Андрей Туманов, Зоя Игумнова, Дарья Ефремова, Сергей Сычев

Прямой эфир