Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Общество
В Оренбуржье направили 1 млрд рублей на выплаты жителям в связи с паводком
Общество
Герой России рассказал подробности об избиении мигрантом в Видном
Экономика
На новых территориях России создадут свободную экономическую зону
Мир
В Белом доме признали развитие ситуации на Украине не в пользу Киева
Общество
В аэропорту Сочи указали на неадекватное состояние захватившего самолет мужчины
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
В Шебекино при атаке беспилотника пострадали три человека
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Евросоюз обсуждает создание общеевропейского органа по контролю за исполнением санкций по примеру американского Управления по контролю за иностранными активами. Такое стремление связано с тем, что сейчас реализация одобренных всем ЕС рестрикций на практике осуществляется национальными органами 27 стран-членов, и не везде этот процесс безгрешен. По мнению ряда экспертов, особой роли для России вероятное создание Брюсселем новой контролирующей структуры не сыграет. Более того, в чем-то в этой ситуации могут быть даже плюсы.

Центростремительная инициатива

О том, что Евросоюз обсуждает создание общеевропейского органа по контролю за тем, как страны-члены претворяют в жизнь одобренные им санкции, рассказала еврокомиссар по финансовой стабильности Мейрид Макгиннесс. В интервью британской Financial Times на этой неделе она отметила, что Брюссель добился «экстраординарного прогресса» в разработке ограничений и координации их с международными партнерами, подразумевая, прежде всего, все последние меры против России. Но при этом посетовала, что «в некоторых странах существует мощная инфраструктура для осуществления санкций, а в других — нет».

Исправить это положение вещей, по замыслу Брюсселя, сможет новая структура, аналогичная всесильному американскому Управлению по контролю за финансовыми активами (OFAC), в чьи полномочия входят вопросы финансовой разведки, планирования и применения экономических и торговых санкций.

При этом альтернативой учреждению нового органа может стать, по ее словам, передача полномочий по надзору за внедрением санкций запланированному к запуску в 2024 году Управлению по борьбе с отмыванием денег (Amla). Его создание было одобрено Советом ЕС буквально в конце июня с целью гармонизировать надзорную практику в финансовом и нефинансовом секторах и координировать подразделения финансовой разведки ради борьбы с отмыванием денег. Теперь же к этой задаче, вероятно, прибавится и контроль над исполнением странами-членами режима рестрикций.

Болгария
Фото: Global Look Press/imageBROKER/Martina Katz

Как пояснила «Известиям» эксперт по правовым вопросам Института демократии Центральноевропейского университета Петра Бард, стремление Брюсселя взять дело в свои руки связано не столько с отсутствием инструментов по исполнению санкций в ряде стран, сколько с нежеланием некоторых из них обеспечивать их соблюдение.

Болгария и Венгрия были выделены как слабые правоприменители, а что касается Венгрии, то часто утверждается, что премьер-министр Виктор Орбан ведет двойную игру, формально соглашаясь с санкциями, но на самом деле игнорируя их, когда дело доходит до правоприменения, — добавила эксперт.

Пробный шар

Разговоры о том, что Евросоюзу необходимо «более надежное и быстрое внедрение и обеспечение соблюдения санкций», включая реформы по усилению обмена информацией между столицами, начались в Брюсселе как минимум пару лет назад.

При этом на усиление санкционных механизмов Европу не раз активно подталкивали и США. Отчасти Вашингтон был недоволен тем, что рестрикции ЕС не всегда дотягивали по степени жесткости до американских, считая, что европейцы теряют в санкционных войнах меньше американцев. Например, после мер, наложенных на Москву из-за крымских событий, французская энергетическая компания Total продолжила частично владеть двумя крупными газовыми проектами в российской Арктике, принадлежащих «Новатэку», и инвестировать в них, тогда как американские банки отказались от их поддержки. А итальянская Eni сохраняла свое партнерство с «Роснефтью» до 2018 года, в то время как американская ExxonMobil сразу же отказалась от сделок по созданию совместных предприятий с этой российской компанией.

танкер
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

Кроме того, в Вашингтоне считали, что различия между режимами санкций ЕС и Штатов подрывают эффективность наказания. Согласно отчету МВФ за 2019 год, антироссийские меры, введенные против Москвы вскоре после присоединения Крыма в 2014 году, оказали гораздо меньшее влияние на годовой рост российской экономики в 2014–2018 году, чем, например, снижение цен на нефть за тот же период.

Но в прошлом радикальные изменения, вроде уже обсуждавшегося создания агентства ЕС по обеспечению соблюдения санкций национальными правительствами, так и остались на уровне разговоров. «Какая страна откажется от большего суверенитета с точки зрения вещей, которые могут нанести ущерб их экономике, и сказать своим избирателям, что теперь эти решения принимает Европа?» — говорил FT в начале февраля этого года, еще до событий на Украине, высокопоставленный чиновник ЕС.

Что России

Сейчас же поддержка этой инициативы будет достаточно высока, предположил в беседе с «Известиями» замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. Но добавил, что со стороны некоторых стран — вроде Венгрии, Польши и стран южной Европы — может быть сопротивление.

Еврокомиссия постоянно пытается взять себе больше власти, и ситуация в области санкций и необходимость мониторинга предоставляет подобную возможность. Но это не у всех пользуется поддержкой, — сказал эксперт. — Сама эта инициатива отражает опасения брюссельской бюрократии, что, сталкиваясь со всё более серьезными внутренними проблемами, многие страны ЕС могут начать по-тихому саботировать санкции, и Брюссель пытается этого избежать.

Однако, по логике политолога, тем самым противостояние между элитами и населением и между странами-членами и наднациональными органами ЕС будет лишь усиливаться, и сопротивление отдельным ограничениям со стороны некоторых стран-членов ЕС будет расти. Для России же потенциальное появление в ЕС «центрального контролера» за исполнением санкций особой роли не сыграет.

россияне
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

По мнению Антона Именнова, старшего партнера коллегии адвокатов Pen&Paper, специализирующегося на вопросах санкционного права, отсутствие в ЕС единого регулятора, отслеживающего нарушение законодательства об ограничительных мерах, порождает сложности ведения добросовестной, не запрещенной правом ЕС, деятельности. И если в Брюсселе появится такой орган, это будет способствовать единообразию применения «санкционных» норм и, как следствие, повысит степень правовой определенности для всех участников соответствующих отношений, включая и россиян.

— Несомненно упростило бы жизнь и наделение будущего единого регулятора полномочиями выдавать единое для всех государств – членов ЕС разрешение на разблокировку имущества и сделки с ним. Сейчас требуется получать такие разрешения в каждом из государств, где находится имущество, даже если оно, к примеру, входит в одну промышленную группу. Единые разрешения позволили бы выработать единообразные подходы к их выдаче, а также существенно снизить расходы на их получение, — добавил Антон Именнов в разговоре с «Известиями».

К слову, та же еврокомиссар Мейрид Макгиннесс дала понять, что в рамках усиления контроля за режимом санкций Брюссель хочет убедиться, что европейские финансовые институты не перебарщивают там, где этого не требуется. Например, не запрещают открывать банковские счета россиянам, не имеющим отношения к санкциям, во избежание малейших рисков для своего бизнеса.

Прямой эфир