Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Гладков сообщил о четырех пострадавших в результате обстрела Белгорода
Мир
В G7 заявили о намерении продолжить введение антироссийских санкций
Мир
Захарова ответила на слова Сикорского об угрозе США ударить по позициям ВС РФ
Мир
Во Франции задержали 173 экоактивиста на акциях против TotalEnergies
Происшествия
Гладков сообщил о сгоревших автомобилях после повторного обстрела Шебекино
Спорт
Факелы Ростральных колонн в Петербурге зажгли после победы «Зенита»
Общество
Росгвардия показала штурм квартиры стрелявшего по полицейским в Петербурге
Мир
В ЦПВС сообщили о шести нарушениях авиации коалиции США в небе над Сирией
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 было зафиксировано у берегов Вануату
Общество
В Херсонской области рассказали о последствиях открытия шлюзов на ДнепроГЭС
Спорт
Легкоатлетка из Кении Чебет побила мировой рекорд в беге на 10 тыс. м
Армия
Корреспондент «Известий» показал работу ЗРК «Бук-М2» на авдеевском направлении
Мир
Военные ВС РФ взяли в плен двух боевиков ВСУ на запорожском направлении
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в подконтрольном Киеву Херсоне
Армия
ПВО сбила ракету «Нептун» и 29 снарядов РСЗО Vampire над Белгородской областью
Мир
Байден вновь допустил оскорбительное высказывание в адрес Путина
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский БПЛА над территорией Курской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Если бы сегодня попытались повторить такую группу, как «Кино», потребовалась бы огромная команда менеджеров, продюсеров и пиарщиков. А Виктор Цой и его команда были настолько крутыми, что всё сделали сами, уверен сын рок-музыканта. Он планирует масштабный тур по 18 городам России, отказывается переводить в NFT легендарные хиты и надеется найти последнее видео отца. Об этом Александр Цой рассказал «Известиям» накануне большого концерта группы «Кино» в честь 60-летия Виктора Цоя, который состоится 21 июня в Ледовом дворце Санкт-Петербурга.

«Желаю всем подражателям повзрослеть как артистам и найти что-то свое»

— Александр, что услышат поклонники на концерте группы «Кино» в честь 60-летия Виктора Цоя?

Весь концерт на сцене играет бессменный гитарист «Кино» Юрий Каспарян. Мы сыграем три части. Первая — поздние песни, в этой части с Юрием играет басист Игорь Тихомиров. Во второй части Игоря сменяет Саша Титов и они исполнят ранние, более легкие и романтические вещи. И в третьей части они втроем сыграют все суперхиты.

В сравнении с концертами прошлого года мы добавили песни, которых у нас прежде в программе не было. А какие-то решили убрать. Кажется, эта программа получилась еще лучше. Каждый может в этом убедиться на концерте 21 июня в Санкт-Петербурге и 2 июля в Москве или на любом другом выступлении в рамках тура.

Гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян

Гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян

Фото: ТАСС/Сергей Карпухин

— На концерт, который будет 21 июня в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге, билеты давно проданы. А на выступления в Москве попасть еще реально. Чем вы объясните запаздывающую реакцию поклонников? Они не верят своему счастью, что можно услышать группу «Кино»?

— Факторов, на самом деле, очень много. Дело в том, что 21 июня 60-летие Виктора Цоя, концерт в Петербурге у него на родине. Для любого поклонника «Кино» сочетание места, даты, мероприятия — знаково. Многие специально едут в Санкт-Петербург именно на 21 июня. Так что этот день, конечно, сложно перебить другим числом, любой самой престижной площадкой.

— Как вам кажется, за время пандемии люди не разучились ходить на концерты?

— Было такое ощущение. В прошлом году, мы заметили по своим выступлениям, что люди не хотели тратить деньги на концерты. Не очень хорошая экономическая ситуация, пандемия нарушила определенный уклад жизни. И действительно, концерты оказались не на первом месте в приоритетах. Но, судя по тому, что сейчас летние фестивали и иные мероприятия востребованы, энергия вернулась более или менее в привычное русло. Люди соскучились и снова ходят, слушают, танцуют и поют.

— Виктор Цой признавался, что боится пустых мест в зале. А вам важно, чтобы в зале был аншлаг?

— Перед пустым залом не прикольно играть. На самом деле, мне в меньшей степени приходится переживать по этому поводу, потому что я не на сцене. Но музыкантам реально не очень приятно выступать в зале с полупустым партером или проплешинами на трибунах. Аншлаг совершенно точно лучше.

цой

Музыканты у стены Цоя на московском Арбате

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

— Вы отрицательно относитесь к любым трибьютам группы «Кино». Они вас больше разочаровывают, пугают или в попытке повторить оригинал музыканты просто примазываются к славе, им не принадлежащей?

— Недавно я думал об этом и сделал вывод, что для меня трибьют так же странен, как подделка вместо оригинала. Вот, хочешь познакомиться с Брэдом Питтом, но просить его приехать к себе на день рождения не можешь. И тогда вместо звезды к тебе на праздник привозят его двойника. Настоящего нет, получите похожего. Как хохма какая-то. Если кому-то это интересно, тогда такие подмены возможны. Но проблема в том, что видимость не добавляет ничего нового и хорошего — ни тебе, ни миру.

Мне бы хотелось, чтобы люди, если и перепевают песни Виктора Цоя, то делали бы это, пропуская их через себя, добавляя им что-то новое. А не просто, одевшись, как группа «Кино», пытались максимально точно исполнить их, что, на самом деле, никогда не удается. Получится неточно и неуверенно, хуже. А напоминать внешне известных музыкантов — не лучший выход. Тем более что даже сама группа «Кино» уже не одевается так, как та, которую копируют трибьют-коллективы. Музыканты «Кино» одеты более строго. Прошла нормальная человеческая эволюция. Этого же я желаю всем подражателям: надо просто повзрослеть как артистам и найти что-то свое.

— Неужели среди подражателей нет достойных?

Если убрать творческую часть, просто смотреть на человека, который наряжается в моего трагически погибшего отца и пытается петь его голосом, копировать его движения, мне неприятно. Поэтому нет, мне никто не нравится.

«Виктор Цой и ребята из «Кино» просто очень крутые»

— В концертной программе «Симфоническое «Кино»,вы видеохудожник. А почему для вас важен изобразительный ряд в концерте?

— Не то, чтобы он для меня важен. Просто музыканты симфонического оркестра не двигаются по сцене, это очень статическое зрелище. И поэтому ребята из «СимфоКино» решили: надо для зрителя как-то его оживить. Они предложили мне попробовать добавить видео. Потом в том числе и из этих видео для симфонической программы родилась идея больших концертов «Кино» с папиным голосом. Видео стало ответом на вопрос, как может группа играть без фронтмена-солиста.

— Ваш отец был не только музыкантом, но и художником. Вам тоже передался этот талант. Как вы его реализуете? Пишете картины, занимаетесь графикой?

— В принципе, я всё это делаю. Конечно, было бы классно иметь собственную мастерскую и ходить вымазанным масляными красками. Но сейчас такой возможности нет, так что я не пишу картины, а рисую в основном на айпаде. Делаю дизайн для сайтов, оформляю афиши, обложки, делаю моушн-дизайн. Так реализую свою потребность рисовать.

выставка

Выставка художественных работ Виктора Цоя «Цой. Не кончится лето»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

— Некоторые эксперты пытаются вывести формулу успеха группы «Кино». Говорят, что секрет кроется в необычном голосе Виктора Цоя, рубленных ритмах композиций, своевременной поэзии. А как вы объясняете актуальность и популярность «Кино» по сей день?

Просто тогда столько всего было сделано правильно. Если бы сейчас мы попытались повторить такую группу, как «Кино», нам потребовалась бы огромная команда профессионалов: менеджеры, продюсеры, пиарщики. Те бы собирали музыкантов, придумывали, как они смотрятся вместе, разрабатывали бы им имидж, придумывали, какие ценности должны быть у группы, какая тематика песен. Композиторы и поэты писали бы хиты по этим лекалам, чтобы всё вместе выглядело органично и как бы транслировало одну мысль через образы музыкантов. Ну а Виктор Цой и ребята из «Кино» просто очень крутые. Они каким-то чудом всё это сделали сами.

— Любым наследием известного человека надо заниматься. Есть мнение, что если бы Никита Высоцкий не поддерживал интерес к личности отца, то песни Владимира Высоцкого потихоньку стали бы забывать. Есть ли у вас стратегия популяризации творчества Виктора Цоя?

— Стратегии в таком глобальном смысле у меня нет. Я просто стараюсь делать только самые лучшие проекты, не распыляться по мелочам. И в первую очередь обращаю внимание на качество. Люди это чувствуют и хорошо реагируют.

— Александр, вам важно быть достойным наследником?

— Смотря что вкладывать в это понятие. Я думаю, что достоинство входит в качества хорошего человека. В целом, наверное, если ты нормальный человек, то родитель может тобой гордиться.

«Обращение к президенту уже было последней нашей надеждой»

— Музыку «Кино» слушают не только на дисках и на виниле, но и в интернете. Вы отслеживаете количество скачиваний?

— Да, мне приходит отчет каждый квартал. В них есть позиции по скачиванию, по прослушиванию, по аудитории пользователей. Но, честно говоря, я за ними не слежу, цифры для меня не важны. Вижу, с каждым кварталом отчет становится больше — интерес к песням Виктора Цоя растет.

В целом моя работа с наследием отца, кажется, идет ему на пользу.

— Кому сейчас принадлежат права на песни «Кино»? Какой лейбл выпускает пластинки «Кино»?

Права принадлежат мне, моему дедушке Роберту Максимовичу Цою и частично еще музыкантам группы «Кино». Для разных видов использования права лицензируются. Мы работаем с «Национальным музыкальным издательством» и с лейблом Maschina Records.

— Бывший продюсер, издатель первых альбомов «Кино» Андрей Тропилло уже несколько лет хочет зафиксировать за собой смежные права на песни «Кино». Не пытались ли вы решить этот вопрос с ним?

К сожалению, Андрей пошел по пути публичных оскорблений. Поэтому я с ним не взаимодействую. Если бы он обратился, как это обычно делается, позвонил бы, написал и пробовал договориться, мы бы нашли общий язык. Он же перешел к оскорблениям и обвинениям, грозит судом в интернете. Поэтому у нас не получится с ним взаимодействовать.

— Он не связывался с вами?

— Нет.

— Два года назад вы обращались к президенту России. Вас не устроило то, что Алексей Учитель снимает фильм «Цой». Вас услышали? Был ли диалог с режиссером? Чем он завершился?

— Диалог с режиссером был еще и до этого обращения. На самом деле, обращение к президенту уже было последней нашей надеждой как-то обратить внимание на происходящее. И это сработало. Было общение с режиссером в процессе производства фильма. Мы пытались объяснить, что наследники и близкие люди отца очень против того, в каком виде Алексей Учитель хочет это снять. По-человечески попросили не делать такое произведение. Но, к сожалению, он к нам не прислушался. В итоге мы решили действовать через юристов.

— А вы фильм видели?

Видел, и фильм мне очень не понравился. Да и вряд ли мог понравиться. Полностью выдуманный сюжет о моей семье, вокруг гроба моего отца. Вкусом идея не блещет.

— Аукционисты хвалятся, что Цой традиционно продается очень дорого. Например, за 9 млн с молотка ушел паспорт вашего отца. Как вы относитесь к продаже вещей вашего отца?

— Никак. Честно говоря, как-то я сам продал пару картин отца, для того чтобы понимать, как работает этот рынок. Посмотрел, убедился, всё для себя понял и больше не продаю.

— И не покупаете?

— Нет, конечно. Я не буду покупать вещи своего отца на аукционе. Это как-то странно.

— Может быть, вам дарят артефакты?

— Не так много осталось вещей, принадлежавших отцу, чтобы мне что-то еще и передавали. У меня есть какое-то их количество. И я не отношусь к ним как к каким-то активам. Это просто вещи моего папы.

— А может быть, есть какой-то предмет, который вы хотели бы приобрести?

— Пожалуй что нет. Единственное, что я бы хотел найти, так это исходники последних концертов «Кино» в «Лужниках» и «Олимпийском». Мы уже много лет занимаемся этими поисками. Пока результатов нет, и мы пришли к выводу: возможно, их просто не существует в природе.

«Виктор Цой. Путь героя»

На выставке «Виктор Цой. Путь героя»

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

— На выставке «Виктор Цой. Путь героя», которая с грандиозным успехом проходила в Манеже, очень объемно был представлен образ вашего отца. Что из личного архива вы отдали в экспозицию?

— Довольно много. Несколько картин Виктора Цоя из моей коллекции. Какое-то количество личных вещей: рукописи, черновики, какие-то мелочи.

— А легендарные костюмы Цоя откуда?

— Костюмы хранились у Натальи Разлоговой. (гражданская жена Виктора Цоя. — «Известия»).

«Мне поступали предложения перевести песни Цоя в NFT»

— Сейчас модно монетизировать искусство в формате NFT. Вы об этом не думали?

Мне поступали предложения перевести песни Цоя в NFT. Но это меня не интересует. Потому что в этом нет никакого смысла, кроме денег.

— Помогают ли вам песни отца в сложных ситуациях? Обращаетесь ли вы к ним в качестве психотерапевтической помощи?

— Честно говоря, нет. Я довольно много, возможно, даже больше, чем хотел бы, слушаю песни отца по делу. Поэтому в личной жизни для них почти не остается места. В целом моя жизнь очень сильно насыщена творчеством Виктора Цоя.

— А как вы обычно проводите 21 июня?

— Нет никакого ритуала. В этом году у нас есть возможность отметить день рождения отца концертным проектом. И это прекрасно. Но я замечаю, что с годами становлюсь человеком, который не вкладывает в даты много смысла.

памятник

Памятник Виктору Цою работы скульптора Алексея Благовестнова на Невском проспекте в Санкт-Петербурге

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

— А на кладбище ходите?

— Я так переел кладбищ в своей жизни, что стараюсь избегать их.

— Вам бы хотелось, чтобы в Москве появился сквер, в котором бы установили памятник Цою?

— Не моя эта тема — памятники, монументы, культ… Если людям это нужно, я не против. Но струны моей души это никак не трогает.

— Вам будет интересно, в каком образе увидит Цоя скульптор?

Если кто-то будет делать памятник Виктору Цою, хочется, чтобы это было сделано красиво. Вот это меня волнует. Для меня вопрос качества исполнения на первом месте.

Прямой эфир