Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Его называли композитором-хамелеоном, человеком тысяча одного стиля, варваром-новатором. Но творчество этого гения, конечно, объемнее любых ярлыков. Игорь Стравинский, подобно коту из поговорки, прожил несколько полноценных жизней, но при всех «реинкарнациях» сохранял стремление к порядку, спокойно-уравновешенный взгляд на мир и умение быть современным. К 140-летию со дня рождения автора «Весны священной» «Известия» размышляют о парадоксах его творчества и биографии.

Время

У Стравинского действительно необычные отношения с временем и возрастом. Хотя его отцом был выдающийся бас Императорского театра Федор Стравинский, Игорь начал заниматься музыкой очень поздно — с 14 лет брал уроки фортепиано и лишь в 22 приступил к композиции. Зато учителем его стал Николай Римский-Корсаков, и результат появился почти сразу. Первыми же оркестровыми произведениями — «Фантастическим скерцо» и фантазией «Фейерверк» — юноша обратил на себя внимание импрессарио «Русских сезонов» Сергея Дягилева, который и сделал ему заказ, изменивший не только судьбу Стравинского, но и всю историю музыки. Премьера балета «Жар-птица» состоялась в Париже в 1910 году — и сразу сделала русского автора европейской звездой. Таким образом, придя в профессию слишком поздно, он завоевал славу слишком рано, не достигнув и 30.

Но едва ли Стравинский мог тогда предположить, что в этом статусе ему предстоит прожить более 60 лет, за которые музыкальная мода сменится неоднократно, а сам композитор пройдет путь от юного провокатора-модерниста до «крестного отца» авангарда уже новой эпохи, наступившей после Второй мировой войны. Причем творческой активности он не сбавлял, даже когда ему было уже за 80. Что и говорить о первых годах в Париже! После «Жар-птицы» Стравинский подряд создает два шедевра, степень новаторства каждого из которых оказывается даже больше предыдущего. В 1911-м Дягилев показывает «Петрушку» — и обаяние русских ярмарочных гуляний покоряет европейских снобов. А в 1913-м появляется «Весна священная» — и вместе с ней рождается не только всеобщее увлечение архаикой и языческим «варварством», но и музыка XX века в целом.

Да, это распространенная среди музыковедов точка зрения: календарное и реальное начало столетия не совпали. Именно Стравинский дал старт новой эпохе (хотя годом раньше, например, появился «Лунный Пьеро» Шенберга — сочинение не менее влиятельное и экспериментальное). И пусть премьера балета с треском провалилась, а разразившийся скандал, когда из-за шума возмущенной публики танцовщики не слышали игру оркестра, стал притчей во языцех, триумфального шествия шедевра это не затормозило. Скорее, наоборот — привлекло к нему дополнительное внимание.

А после были «Соловей», «Байка про лису, петуха, кота да барана», «Свадебка», «История солдата» — и во всех них Стравинский искал новые подходы к фольклору, инструментовке, музыкальной режиссуре, хотя эти произведения принято относить к одному периоду, так называемому русскому (даром что все премьеры проходили в Париже). Он мог и дальше двигаться по тому же пути, благо ресурс здесь огромный, но в 1920-м композитор вдруг выпускает балет «Пульчинелла», основанный на темах композитора XVIII века Джованни Перголези — и с этого момента начинается новая глава его творчества, условно называемая неоклассицизмом (хотя в главных своих воплощениях это, скорее, необарокко).

Язык

На смену фольклорным попевкам пришли квазистаринные мелодии, дикие гармонии сменились галантными оборотами, хоть и приперченными диссонансами, а персонажи русских сказок уступили место древнегреческим героям и богам («Аполлон Мусагет», «Персефона», «Царь Эдип», «Орфей») Наконец, в вокальной музыке от родного языка Стравинский отказался — за редкими исключениями — в пользу итальянского («Пульчинелла»), французского («Персефона»), английского («Похождения повесы») и даже латыни («Царь Эдип»).

Уже тогда стали понятны важнейшие качества Стравинского-композитора: изменчивость и всеядность. Ситуация с языками особенно показательна. И не стоит думать, что это метания юности. Уже в преклонном возрасте Игорь Федорович дополнит свою лингвистическую «коллекцию» сочинениями на староанглийском («Кантата на стихи неизвестных английских поэтов XV–XVI веков») и древнееврейском («Авраам и Исаак»). Едва ли какой-то автор может похвастать подобным «полиглотством»!

Но и музыкальный язык его был не менее разнообразным. Через тридцать с лишним лет после поворота к неоклассицизму Стравинский совершил новую модуляцию — на этот раз в сторону додекафонной техники, порождения австрийских модернистов, и тем самым оказался — в свои-то 70 — на одном пути с совсем молодым поколением, пришедшим в профессию уже после 1945 года. Лидер этой генерации, композитор и дирижер Пьер Булез тогда написал две программные статьи: одна — «Шенберг мертв» (формально — некролог на смерть автора «Лунного Пьеро»), другая — «Стравинский остается».

Хотя, вот парадокс, Булез ценил Стравинского больше не за его последние сочинения, а как раз за находки русского периода. Да и на родине, куда Игорь Федорович ни разу не приезжал с момента своей эмиграции в первой половине 1910-х и вплоть до 1962 года, поздние опусы было принято поругивать — мол, не устоял перед тлетворным влиянием Запада. И инерция от той критики чувствуется до сих пор. Такие выдающиеся вещи, как Requiem Canticles, Canticum Sacrum, «Плач пророка Иеремии» и упомянутая кантата «Авраам и Исаак» крайне редко звучат что у нас, что за рубежом — а это значит, что исполнителям, и слушателям еще предстоит узнавать и переосмысливать наследие Стравинского.

Любовь

Да и любят ли в целом творчество Стравинского обычные люди? Обладают ли его произведения такой же притягательностью в концертных программах, как, например, музыка Рахманинова или Чайковского? Пожалуй, на «народный» статус могут претендовать разве что те самые русские балеты — «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» (плюс отчасти «Свадебка»), которые — еще один парадокс — куда чаще звучат без всякой сценической составляющей. Но и это не та непосредственная любовь, которая строится на эмоциях, чувствах. И если музыка Вагнера, например, провоцирует почти физиологическую реакцию у многих слушателей — вплоть до мурашек по коже, а рахманиновская ностальгия вызывает комок в горле и желание прослезиться, Стравинского мы слушаем со спокойным разумом и ровным сердцебиением.

Впрочем, ведь и самому композитору была чужда всякая чувственность в искусстве. Даже когда в сценических произведениях у него возникают мотивы возвышенной романтической привязанности — например, у Орфея в одноименном балете, Параши в «Мавре» или у Тома в «Похождениях повесы», всё это подано с холодноватой отстраненностью, а то и с иронией. Даже в оркестровке он предпочитал эмоциональному «человеческому голосу» струнных объективность духовых. А от исполнителей, прежде всего дирижеров, требовал играть свою музыку строго по метроному, не допуская никакой спонтанности и экзальтации.

Можно было бы предположить, что этот человек был лишен любви и потому решил оставить ее «за кадром» своего искусства. Но — всё наоборот. Он родился в счастливой благополучной семье, довольно рано женился и стал отцом, причем сумел сохранить добрые отношения с супругой, даже когда влюбился вновь — в жену художника Судейкина Веру. Роман этот стал большим, нежели мимолетной интрижкой: уйдя к Стравинскому в 1922-м, Вера прожила с ним вплоть до его смерти в 1971-м. Вера и Игорь вместе по сей день: их могилы расположены рядом на кладбище Сан-Микеле в Венеции. Там же неподалеку покоится Дягилев.

Оставив романтические страсти для жизни, творчество Стравинский превратил в островок спокойствия. И еще недавно, когда в моду вошел метамодерн с его ностальгией по романтизму, казалось, что Стравинский, как и его современники-авангардисты, от нас дальше, чем снова актуальные романтики. Но впереди — новый виток истории, когда рухнувшая мировая гармония неизбежно вызовет тягу к порядку и уравновешенности хотя бы в музыке. Тогда публика откроет Стравинского заново. А может, и полюбит.

Прямой эфир