![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
Басовые ценности: как Пол Маккартни создал культ четырех струн
![](http://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/1920x1080/public/article-2022-06/GettyImages-1350354093123.jpg?itok=bFs8uDfY)
Читатели популярных музыкальных журналов неизменно включают его в число лучших бас-гитаристов мира. Положа руку на сердце, есть и было немало басистов куда виртуозней его, но дело, пожалуй, не в скорости перебирания четырех струн. Джеймс Пол Маккартни превратил бас-гитару из вспомогательного инструмента в один из главных в рок-н-ролле. Впрочем, любим мы его не только за это — и даже не только за песню Yesterday, не теряющую популярность без малого шесть десятков лет. Самому же бывшему битлу, соавтору-конкуренту Джона Леннона и просто гению исполнилось 18 июня 80 лет — «Известия» присоединяются к поздравлениям.
Вечно молодой
Перевалив на девятый десяток, он продолжает концертировать — закончив перед днем рождения турне по Северной Америке, неутомимый экс-битл станет — вместе с годящимися ему во внуки Кендриком Ламарром и Билли Айлиш — главной звездой фестиваля Гластонбери. Конечно, заметно сдал знакомый сладкий тенорок, и прыжки по сцене уже удаются лишь с большой осторожностью, и к требованиям момента бывший бунтарь (а как еще назвать человека, сочинившего Helter Skelter и Give Ireland Back to the Irish) стал куда более внимателен — к примеру, не исполняет больше знаменитую Back In the USSR. Но сэр Пол давно уже находится в таком статусе, когда одинаково бессмысленно и глупо выглядят и панегирики, и критические замечания в его адрес. Он — в своей собственной лиге, в которой, пожалуй, с ним только старый товарищ сэр Ринго, да сэр Мик, да Кит, который от монарших почестей упорно отказывается.
Он появился на свет в разгар Второй мировой в семье медсестры и токаря с оборонного завода (до войны Маккартни-старший работал на местного торговца хлопком). Родители Пола, по свидетельству одного из биографов, «происходили из самых низких кругов рабочего класса»; впрочем, семья смогла пробиться в жизни и жила если и в скромности, то всё же не в нищете. Мать заботилась о том, чтобы старший из сыновей (в 1944 году у Пола появился младший брат Питер) не пренебрегал учебой, а главное — избавлялся от ливерпульского акцента и писал и говорил на правильном английском. Забавно, что спустя годы американские певцы старательно пытались копировать характерный гнусавый выговор, который сознательно сохранял Леннон.
Занятия музыкой в доме поощрялись — несмотря на ограниченные средства, у Маккартни было старенькое пианино, которое Пол худо-бедно освоил на слух. Отец в юности играл на трубе в собственном джаз-банде; неудивительно, что на 14-летие Пол получил собственный никелированный инструмент. Впрочем, очень скоро он обменял (с согласия отца) трубу на первую в своей жизни гитару — стильную акустику Framus Zenith 17, с эфами, как у скрипи. Поскольку Маккартни — левша, а «леворуких» гитар тогда еще не выпускали (собственно, производители музыкального оборудования начали делать таковые лишь после прихода к славе Маккартни и другого великого левши, Джими Хендрикса), он просто перетянул на ней струны в обратном порядке. Гитара эта, кстати, слышна во многих песнях The Beatles и «жива» до сих пор — украшает одну из стен личной студии.
Новые друзья
В учебе Пол тоже преуспевал и в 1953 году стал одним из троих учеников начальной школы Джозефа Уильямса, сумевших сдать экзамен «11+» и продолжить образование в грамматической школе (в те времена в Британии они всё еще заметно отличались по уровню от обычных средних). Год спустя Пол познакомился с мальчишкой на три года моложе («Поэтому мне и нравилось болтать с ним», — признавался он годы спустя) по имени Джордж Харрисон. Несмотря на все невзгоды и перипетии, эта дружба продолжалась до самой смерти Харрисона в 2001 году.
В 1956 году в жизни Пола случилась первая трагедия — от рака умерла мать. Впоследствии именно это сблизило его с Ленноном, потерявшим мать, когда ему было 17. Впрочем, до исторической встречи оставалось еще больше полугода — 6 июля 1957-го 15-летний Маккартни познакомился с Джоном Ленноном и его скиффл-группой Тhe Quarrymen, выступавшей на приходском празднике в пригороде Ливерпуля Вултоне. Вскоре Пола пригласили в команду в качестве ритм-гитариста, в 1958-м к ним присоединился Харрисон. Скиффл (разновидность фолк-музыки, популярная в Британии конца 1950-х) окончательно уступил в их предпочтениях место рок-н-роллу — который они и играли, когда удавалось найти ударника и место для выступления. В 1960 году группа обрела бас-гитариста — приятеля Леннона по художественной школе по имени Стюарт Сатклифф, инструментом не очень владевшего, зато выглядевшего круче всех в Ливерпуле, постоянного ударника Пита Беста, приглашение играть в ночных клубах Гамбурга и название — The Beatles. Дальнейшее — уже история, сотни раз пересказанная в самых разных изводах.
Рыцарь с гитарой
Спустя год Сатклифф решил покинуть группу и сосредоточиться на живописи (дальнейшая судьба его была трагична, но это уже тема отдельного разговора — любопытствующих отсылаем к великолепному байопику «Пятый в квартете» (Backbeat), снятому в 1994 году, с неотразимым Стивеном Дорффом в главной роли). Маккартни с неохотой переключился на четырехструнный инструмент — «никто не хочет быть басистом, по крайней мере — не хотел тогда», признавался он спустя десятилетия. Впрочем, в словах Маккартни было некоторое лукавство — именно после него бас-гитара превратилась из вспомогательного в едва ли не важнейший рок-н-ролльный инструмент. Басовая партия из Come Together стала, пожалуй, одним из самых узнаваемых мелодических ходов в истории музыки ХХ века, а бас-«скрипка» Hofner 500/1, с которым Маккартни не расстается уже более 60 лет, сам по себе превратился в «икону стиля».
Будучи самоучкой (он, кстати, так и не освоил нотной грамоты — партитуры его упражнений в области псевдоклассики писали другие люди), Маккартни тем не менее немало сделал для техники игры на бас-гитаре. «Пол — один из самых новаторских басистов... Половина того, что мы слышим сейчас, просто «содрана» с его периода с The Beatles. Он просто слишком застенчив, когда дело касается его техники игры на бас-гитаре», — признавал в одном из своих последних интервью Джон Леннон, к тому времени находившийся всё еще не в лучших отношениях с бывшим другом и коллегой.
Кстати, на рыцарском гербе сэра Пола изображена геральдическая «Ливерпульская птица» (сиречь баклан), сжимающая в лапе акустическую шестиструнку, и всё те же шесть струн натянуты вдоль щита — как гласит описание Геральдической палаты, «представляет основной инструмент сэра Пола — гитару». С другой стороны, изобрази художник четыре струны, кто-то спустя столетия мог бы решить, что дворянское звание было даровано неведомому герою за успехи на поприще виолончели.