Всегда пригодится: что происходит на рынке ИТ-образования в России
Российский ИТ-сектор претерпевает этап большой трансформации и адаптации к новой реальности. Цель совместного исследования (есть в распоряжении «Известий») различных школ программистского образования заключалась в том, чтобы выяснить, как изменился в РФ рынок ИТ-специалистов и какие профессии сегодня стремятся освоить школьники. По данным исследования, 76% опрошенных планируют начать зарабатывать уже в старших классах. Большинство в перспективе подумывает о собственном бизнесе в сфере ИТ. Подробности — в материале «Известий».
Наше всё
По данным исследования образовательных организаций Hexlet и Rebotica, в настоящее время 58% разработчиков считают работу в российском ИТ-секторе перспективной, а 44% специалистов не собираются уезжать из России. Целью совместного исследования Hexlet и Rebotica, в котором приняли участие более тысячи программистов и 500 «профильных» школьников, было выяснить, как изменился рынок ИТ-специалистов и какие профессии сегодня стремится освоить поколение будущих разработчиков. Несмотря на экономически нестабильную ситуацию в России, родители готовы вкладываться в обучение своих детей в сфере информационных технологий. 66,5% опрошенных сказали, что готовы тратить в месяц до 5 тыс. рублей на онлайн-занятия, 27,5% указали сумму до 10 тыс. рублей, и 5,6% готовы тратить более 15 тыс. рублей в месяц.
Кстати, исследователи выяснили, что российские школьники в будущем рассчитывают на уровень дохода в области ИТ не менее 150 тыс. рублей в месяц (37,9% ответов), 27,4% респондентов планируют зарабатывать от 250 тыс. рублей в месяц, а 34,7% участников опроса сказали, что их доход будет превышать 300 тыс. рублей.
— Программирование — сфера, которая открывает сразу несколько возможностей: работать в России, получая хорошую зарплату, работать удаленно, работать из любой точки мира и работать на иностранные компании, — сказал CEO компании Hexlet Кирилл Мокевнин.
По данным исследования, 76% школьников планируют начать зарабатывать уже в старших классах.
— Сейчас для привлечения молодых ребят в отрасль работают государственные программы поддержки — абитуриенты понимают, что ИТ-специалисты имеют различные льготы, например они не обязаны служить в армии, — говорит заместитель генерального директора Crosstech Solutions Group Айк Татевосян. — Но для того чтобы вчерашние школьники не разочаровались в выбранных направлениях, активную работу нужно вести именно с вузами.
По его словам, в последние 5–7 лет несколько сократилось количество выпускников вузов по ИТ-специальностям. Изменить тренд призваны государственные программы, в том числе «Приоритет-2030», к которой подключают вузы во всех регионах РФ.
Как пояснила заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций (при Минтруде РФ) Анна Макаренко, на текущий момент практически все эксперты называют ИТ-сферу главным драйвером экономического роста, который уже конкурирует по своему значению с ключевыми сырьевыми ресурсами.
Эксперты выделяют четыре основные причины, обуславливающие востребованность на рынке труда ИТ-специалистов и специалистов смежных профессий. Во-первых, в текущих экономических условиях импортозамещение является одной из главных экономических моделей развития, в том числе реального сектора экономики. Еще одним фактором является необходимость обеспечения информационной безопасности бизнес-процессов, защита данных. В-третьих, взятый более трех лет назад курс на цифровую трансформацию бизнес- и технологических процессов зарекомендовал себя как наиболее эффективный способ оптимизации затрат компаний и высвобождения ресурсов для их развития. И особо необходимо отметить такой фактор, как внедрение новых технологий в отдельных сферах экономики.
Самое интересное
Согласно опросам, самым востребованным направлением в ближайшие годы будет веб-разработка (61,2% респондентов), вторым по значимости станет мобильная разработка (12,9%), третьим — системное программирование (9,3% респондентов). Также будет развиваться разработка приложений на десктопе (это отметили 3% респондентов) и разработка встраиваемых систем (4,1% ответов). Кроме того, ИТ-специалисты обозначили намечающийся рост интереса к разработчикам в областях 1С, big data, ERP-систем (как замена SAP), data science и fullstack разработки.
— Новое поколение программистов и специалистов стремится освоить backend- и frontend-разработку, — рассказывает президент Ассоциации разработчиков SECON, CEO CodeInside (Пенза) Максим Семенкин. — Но в последнее время соискатели заметили, что в ИТ-компаниях высоко оплачиваются не только программисты, но и руководители проектов, аналитики, тестировщики, дизайнеры. Пока дефицит этих специалистов высокий. Определенного уровня можно достичь и с помощью самообразования. У нас был сотрудник, которого мы переучили в программисты из суши-повара. Но со временем всё равно можно упереться в потолок, и тогда понадобится качественное профильное образование.
По опросам Rebotica и Hexlet, самыми популярными направлениями для обучения стали программирование (75,7% респондентов), разработка игр (56,8% учеников), разработка технологий ИИ (45,9% голосов), 3D-моделирование (44,3%), веб-дизайнер (39,8%), разработчик технологий машинного обучения (31,3%). Наиболее перспективными языками программирования, по результатам опроса, стали JavaScript (47% ответов), Python (22,1% ответов), Java (13,1%), С++ (5,7%) и Ruby (3%).
Кого не хватает
Через 10 лет российской экономике может не хватить около 2 млн разработчиков, чтобы конкурировать с Западом в области технологий, считает директор по персоналу компании-разработчика ПО «МойОфис» Екатерина Дементьева.
В настоящее же время, по подсчетам НАРК, рядовых разработчиков и системных администраторов уже недостаточно, нужны специалисты по кибербезопасности в отдельных отраслях экономики, data-инженеры, ML-специалисты, DeVOps-инженеры, разработчики мобильных приложений, блокчейн-разработчики, архитекторы и тестировщики информационных систем, инженеры-робототехники и инженеры в сфере квантовых технологий и т.п.
Готова ли к решению этих вопросов Россия и что для этого требуется? Во-первых, конечно, необходим перезапуск системы среднего специального и высшего образования, расширение перечня специальностей ИТ-направления с учетом новых востребованных квалификаций, переход на проектную форму образования, введение цифровых кафедр и перезагрузка механизма стажировки с участием ключевых вендоров.
Во-вторых, требуется расширение практики проведения уроков по цифровой грамотности в школах в качестве обязательного направления учебного процесса. В-третьих, нужно развивать направление ИТ-курсов в качестве обучающих программ в развлекательной, адаптированной на детскую аудиторию форме как на бесплатной основе с привлечением государственных мер поддержки реализации, так и с минимальным уровнем оплаты, в размере, подъемном для любого семейного бюджета. И, конечно, применение мобильных форматов обучения с помощью мобильных приложений и курсов в открытом доступе.
— Многие указанные меры уже внедрены и масштабируются с помощью поддержки государства, — заверяет заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Анна Макаренко. — При этом важным является превентивная профориентация школьников и возможность самостоятельного выбора ими своей карьерной траектории.
Вместе с тем специалисты в беседе с «Известиями» указали, что в школах по-прежнему изучают устаревшие языки типа Pascal или же учат лишь основам работы с Word, Excel и Power Point. Лишь в редких случаях дают базовые знания Python. Здесь проблема лежит в переподготовке педагогов и написании новых учебных программ, что требует определенных усилий от Минобра и Минпроса, считают эксперты.
— У школьников, конечно, есть явный тренд на специальности, которые дают быстрый результат и понятны для понимания, — подчеркивает HR-директор ИТ-компании «Рексофт» Дмитрий Скрипкин. — Например, программирование на Python. Это простой интуитивно понятный язык, по которому много детских программ, программирование на платформах для создания игр, web-дизайн и графический дизайн, конечно, мобильная разработка.