Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Армия
Российские военные захватили американскую машину разминирования в зоне СВО
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Армия
Снайперы ВДВ спасли из-под обстрела ВСУ семью беженцев из Часова Яра
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
Вертолет с восьмью людьми на борту упал в Эквадоре
Мир
Франция не позвала РФ на мероприятия по случаю окончания Второй мировой войны
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россия может пересмотреть договор об аренде пограничного Сайменского канала с Финляндией в случае ее вступления в НАТО. Такого поворота событий не исключают в Госдуме. По мере ухудшения отношений с какой-либо страной было естественным вносить изменения и в заключенные ранее договоры, заявили в нижней палате. Сайменский канал считается важнейшей транспортной артерией Финляндии — соседнее государство арендует его российский участок до 2063 года. В посольстве РФ в Хельсинки «Известиям» сообщили, что Москва «‎внимательно отслеживает и анализирует ведущуюся в Финляндии дискуссию о возможном присоединении к НАТО»‎. В случае вступления Финляндии в альянс РФ «потребуется предпринять меры, необходимые для обеспечения российских интересов».

Переключили канал

Сайменский канал на юго-востоке Финляндии соединяет сеть Сайменских озер с Финским заливом. Общая протяженность канала с морским фарватером — 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России — 34 км, включая 14,4 км фарватера в Выборгском заливе.

Финляндия арендует 19,6 км российской части канала и прилегающую территорию.

Как заявили «‎Известиям»‎ в Госдуме, вступление Финляндии в НАТО ухудшит отношения с Москвой и повлечет за собой пересмотр ранее заключенных соглашений.

Ленинградская область. 3 сентября. Транспортный мост через Сайменский канал.
Фото: ТАСС/Юрий Белинский

— По мере ухудшения отношений России с какой-либо страной договоры, заключенные в период благожелательных отношений и имевшие смыслы в этой связи, могут пересматриваться. Было бы вполне естественно [пересмотреть договор аренды Сайменского канала], — заявил «‎Известиям»‎ первый зампред международного комитета Госдумы Дмитрий Новиков.

Финляндия и Швеция могут объявить о вступлении в НАТО одновременно, пишет финская газета Ilta Sanomaat со ссылкой на главу финского МИДа Пекку Хаависто. Об этом может быть объявлено уже 16 мая — в этот день лидеры двух скандинавских стран планируют провести встречу в Стокгольме.

Пекка Хаависто тем не менее отказался назвать точную дату, когда будет принято решение, и подчеркнул: обсуждение продолжается.

В МИД РФ уже заявили, что вступление Финляндии и Швеции в НАТО приведет к негативным последствиям для мира на севере Европы и архитектуры безопасности континента.

При этом ухудшение отношений Москвы с Хельсинки и Стокгольмом не означает полного разрыва связей, уточнил Дмитрий Новиков.

— Это ухудшит отношения, но это не будет приговором, который бы совсем уж не позволил развивать контакты по разным направлениям — от экономических до культурных. Если мы посмотрим на конфигурацию взаимосвязей России с европейскими странами, мы увидим, что они очень различны. Хотя абсолютное большинство этих стран уже в блок НАТО втянуто, — отметил парламентарий.

Он привел в качестве примера отношения РФ с Берлином и Варшавой, между которыми есть «существенная разница‎»‎, хотя обе страны входят в альянс.

Справка «Известий»

Сайменский канал был прорыт и обустроен еще в 1840–1850-х годах. После советско-финской войны большая его часть отошла СССР вместе с Выборгом. В 1963 году СССР и Финляндия заключили договор об аренде Сайменского канала на 50 лет, после чего финны провели полную модернизацию судоходной артерии. В 1968-м обновленный канал с восемью большими шлюзами был вновь открыт для навигации.

В 2013 году Финляндия и Россия договорились о продлении аренды еще на 50 лет — до 2063 года. Годовая плата за аренду — €1,22 млн с пересмотром каждые 10 лет.

По каналу ежедневно перевозится до 2 млн т грузов, в основном это древесина и продукция деревообрабатывающей промышленности.

Древесина и НАТО

В посольстве РФ в Хельсинки в ответ на вопрос о пересмотре соглашения по Сайменскому каналу заявили «‎Известиям»‎, что «‎внимательно отслеживают ведущуюся в Финляндии дискуссию о возможном присоединении к НАТО»‎.

— В случае вступления Финляндии в этот блок нам потребуется предпринять меры, необходимые для обеспечения российских интересов. Конкретные решения, разумеется, будут приняты на основе всестороннего анализа ситуации, — уточнили в диппредставительстве.

Посольство России в Финляндии

Посольство России в Финляндии

Фото: Общественное достояние

Сайменский канал и сближение Хельсинки с НАТО увязывают не впервые. В ноябре 2021 года Россия решила прекратить экспорт необработанной древесины через Сайменский канал. Премьер-министр Санна Марин тогда назвала решение Москвы досадным. Но уточнила, что оно никак не связано с состоявшимися в ноябре переговорами руководств Финляндии и НАТО.

В посольстве РФ в Хельсинки подтвердили слова финского премьера.

— Решение о прекращении экспорта необработанной древесины из России через пункт пропуска на Сайменском канале было принято задолго до того, как в Финляндии активизировалось обсуждение возможного вступления в НАТО. Оно стало частью комплекса мер, нацеленного на поддержку отечественной лесоперерабатывающей отрасли и пресечение криминальных схем вывоза лесоматериалов, — подчеркнули в диппредставительстве.

354678988

В рамках этой работы на границах России с зарубежными странами, в том числе с Финляндией, были закрыты для вывоза лесного сырья некоторые пункты пропуска, в первую очередь те, где техническое оснащение не позволяло должным образом контролировать вывозимые партии товара, пояснили в посольстве.

На своем сайте дипмиссия уточнила, что меры по вывозу древесины «‎‎не приведут к возникновению существенных затруднений при ввозе в Финляндию из РФ сырья для финляндской целлюлозно-бумажной промышленности». По данным российской таможенной статистики, на перевозки необработанных лесоматериалов по Сайменскому каналу в последние годы приходилось не более 10% от суммарного объема их экспорта из России в Финляндию.

Конец особых отношений

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич считает, что режим Сайменского канала будет пересмотрен и уточняет: «‎это даже не экономический вопрос»‎.

— Думаю, что это будет вопрос принципиального закрытия Сайменских озер и выхода для этого внутреннего водного массива в Балтийское море и Мировой океан. Наши отношения с финнами с 1950-х до текущего времени были особыми. И финнам разрешалось то, что другим не разрешалось никогда. И сейчас, конечно, эти договоренности — часто неформальные — подвергнутся пересмотру, — заявил эксперт «‎Известиям»‎.

По его словам, «‎‎финны это не учитывали, начав дискуссию о вступлении в НАТО».

Согласно ст. 6 договора об аренде Сайменского канала, не допускается проход по российской части Сайменского канала военных кораблей, плавающих под флагом Финляндии или третьих государств, а также судов, перевозящих военнослужащих и военную технику.

Также запрещен проход государственных судов третьих стран, не занятых в торговом или ином коммерческом судоходстве без разрешения на проход со стороны РФ.

флаг нато
Фото: TASS/EPA/TOMS KALNINS

Тем не менее Николай Межевич отмечает: Финляндия, став частью НАТО, теоретически может проводить по каналу «‎свои ракетные катера при отсутствии какой-то позиции со стороны России»‎. Однако практически финны вряд ли пойдут на этот шаг, подчеркнул эксперт.

Политолог, профессор политической истории Университета Турку Тимо Сойкканен также допускает, что в случае вступления Финляндии в НАТО Россия пересмотрит положения договора.

— Самое главное, после присоединения к НАТО изменится сам уровень отношений наших стран, он больше не будет таким, каким был при [президенте Финляндии в 1956–1981 годах Урхо] Кекконене, — отметил эксперт в беседе с «‎Известиями»‎.

Справка «Известий»

Восьмого президента независимой Финляндии Урхо Кекконена можно назвать главным идеологом аренды Сайменского канала. Политик продвигал эту инициативу еще в 1953–1954 годах, будучи премьер-министром и главой МИД Финляндии в кабинете президента Юхо Паасикиви.

Последний в 1948 году заключил с СССР договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, действовавший до 1992 года. Он же стал основой для действующего договора об основах отношений России и Финляндии.

Сам став во главе государства, Урхо Кекконен начал переговоры с СССР и к 1963 году добился заключения соглашения об аренде Сайменского канала на 50 лет.

Термином «‎линия Кекконена-Паасикиви»‎ историки и политологи обозначают направление внешней политики послевоенной Финляндии, главным содержанием которого было поддержание дружественных, взаимовыгодных отношений с СССР.

— Экономические последствия от разрыва договора аренды Сайменского канала будут не такими значительными. Гораздо важнее культурное и историческое значение этой водной артерии, — заключил Тимо Сойкканен.

В МИД Финляндии «‎Известиям» заявили, что «на данный момент министерству нечего сообщить по вопросам, касающимся Сайменского канала‎»‎‎. В Минтрансе РФ и посольстве Финляндии в Москве не ответили на запросы «‎Известий»‎.

Прямой эфир