Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп впервые показал ухо после ранения в результате покушения
Мир
В Китае назвали нормальным совместное с РФ авиационное патрулирование в АТР
Мир
Кеннеди-младший пообещал резерв в 4 млн биткоинов в случае избрания президентом
Мир
Глава бюджетного комитета рады предупредила ВСУ о перспективе остаться без зарплат
Мир
На параде спортсменов в Париже сборную Южной Кореи объявили как КНДР
Армия
Силы ПВО уничтожили семь украинских беспилотников над Рязанской областью
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о работе ПТРК «Штурм-С» на харьковском направлении
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Общество
Песков заявил, что о мобилизации в РФ речи не идет
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Армия
Рязанские десантники дроном уничтожили командный пункт пехотного батальона ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские ученые создают оснащенный радиолокационным оборудованием беспилотный летательный аппарат, который сможет взлетать прямо с палубы корабля и проводить ледовую разведку. Он разрабатывается специально для применения на Северном морском пути и станет первым в мире дроном с такими возможностями. Сейчас для контроля движения льдов на СМП используются зарубежные спутники, которые из-за санкций западных стран вполне могут стать недоступны российским морякам. В таком случае комплекс поможет обеспечить безопасную навигацию даже без использования космических технологий.

Ледовый разведчик

Инженеры Центра компетенций НТИ по направлению «Искусственный интеллект» МФТИ ведут работу над созданием комплекса ледовой разведки с использованием беспилотного летательного аппарата. Дрон предполагается запускать как с берега, так и с борта судов, прокладывающих себе маршрут по Северному морскому пути. Собирать данные о ледовой обстановке аппарат будет при помощи специальных радиолокаторов, которые формируют изображение морской поверхности. На основе полученной информации искусственный интеллект спрогнозирует ледовую обстановку и автоматически построит оптимальный маршрут, как привычный всем навигатор. Сведения будут передаваться капитану судна либо транслироваться в штаб морских операций на СМП. В мире пока не существует подобных гражданских беспилотных радиолокационных комплексов палубного базирования.

— У нас подписана дорожная карта с дирекцией Северного морского пути. По ней мы должны до конца 2024 года осуществить поставку комплексов оперативной ледовой разведки как берегового, так и палубного базирования, — сообщил «Известиям» директор научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ Александр Родин.

Атомный ледокол
Фото: ТАСС/Лев Федосеев

Сегодня основным источником информации о ледовой обстановке для российского гражданского флота остаются зарубежные спутники. В первую очередь это европейский космический аппарат Sentinel 1. Данные, получаемые им, сейчас доступны бесплатно. Однако, как показывает практика, сервисы, находящиеся в юрисдикции западных стран, могут быть отключены в любой момент без всяких оснований. В таком случае комплекс, разработанный специалистами МФТИ, даст капитанам кораблей и в целом штабу морских операций СМП возможность продолжать оперативное управление судоходством на этой важнейшей для России акватории.

Также над арктическим регионом работает единственная в мире российская система наблюдения со специализированных полярных орбит «Арктика-М». Но она получает не радиолокационную, а оптическую информацию. А так как в Арктике периодически наступает полярная ночь и часто бывает облачная погода, то разглядеть положение льда иногда просто невозможно. Кроме того, оптические изображения не столь информативны для специалистов, поэтому, чтобы получать данные в радиолокационном диапазоне спектра, необходимы беспилотники.

Радиолокаторы системы будут устанавливаться на современные российские аппараты, которые совмещают возможности квадрокоптера и беспилотного самолета. Они имеют гибридные силовые установки, состоящие из двигателя внутреннего сгорания и электрического мотора. Взлет и посадка могут проводиться как в автоматическом режиме, так и с ручным управлением. Если полет проходит штатно в рамках полетного задания, то внешний пилот на борту судна может даже не вмешиваться в процесс.

Важнейшим вкладом московского Физтеха в разработку комплекса стало создание программного обеспечения для обработки данных радиолокаторов. Оно позволяет исправлять неоднородности траектории полета беспилотника. Легкий аппарат непрерывно болтает в воздухе, а это вносит искажения в информацию, которую получают радиочувствительные приборы. Благодаря сложным математическим алгоритмам программа исправляет эти искажения и синтезирует высококачественное радиолокационное изображение.

Мы это делаем в реальном времени. Это настоящее достижение даже по мировым меркам, — сказал Александр Родин.

Построить картину

Заявленные возможности комплекса соответствуют решаемой задаче. Если он будет создан, то сможет строить картину ледовой обстановки с требуемой точностью, считает заведующий научно-исследовательской лабораторией телекоммуникаций, приборостроения и морской геологии Томского политехнического университета Юрий Чурсин. По мнению эксперта, к рискам в его создании в нынешних условиях можно отнести возможное использование иностранной элементной базы в микроэлектронных компонентах комплекса, а также применение иностранных электрических и бензиновых двигателей БПЛА.

— Преимущества и недостатки комплекса по сравнению со спутниковыми технологиями кроются в разнице принципов работы подобных систем. Спутниковые системы позволяют охватывать большую площадь, но с низкой точностью. Системы на основе БПЛА — небольшую площадь, но с высокой точностью, — сказал Юрий Чурсин.

Полностью заменить спутниковую систему в случае ее отключения для российских пользователей комплекс, конечно, не сможет, однако позволит учитывать ледовую обстановку непосредственно в районе нахождения судна. В то же время в недалеком прошлом судоходство обходилось только лишь собственными средствами разведки ледовой обстановки, поэтому возможные проблемы вполне решаемы, подчеркнул специалист.

Беспилотный летательный аппарат
Фото: ТАСС/Компания «Съемка с воздуха»

С этими оценками в целом согласен и директор НИИ «Прогноз» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Веремьев.

— В сравнении со спутниковой системой комплекс имеет ряд преимуществ. Это мобильность именно в зоне контроля, оперативность получения и обработки информации, а также значительно более низкая стоимость получаемых данных. К недостаткам можно отнести относительную локальность зон проведения мониторинга, его зависимость от погодных условий и обязательное наличие собственной инфраструктуры обслуживания и управления, — говорит специалист.

Целесообразно было бы объединять информацию, получаемую от спутников дистанционного зондирования Земли и этого комплекса, считает Владимир Веремьев. В любом случае его использование повысит безопасность движения судов по СМП и позволит оптимизировать траекторию в сложной ледовой обстановке, уверен эксперт.

В ответ на вопрос «Известий» о том, на каком этапе находится разработка системы ледовой разведки, в компании «Атомфлот», которой принадлежат ледоколы, обеспечивающие навигацию по СМП, сообщили, что «в настоящее время идут подготовительные работы к проведению научно-исследовательской деятельности по созданию комплекса».

Прямой эфир