Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Мирный житель погиб при атаке FPV-дрона ВСУ по автомобилю в Брянской области
Общество
В ГД внесли проект об увеличении до уровня МРОТ надбавки к пенсии с 80 лет
Мир
Минобороны Белоруссии сообщило о 16 вылетах самолетов НАТО на территории страны
Общество
Хозяйка самого красивого кота в мире рассказала о подготовке к выставкам
Мир
Белый дом анонсировал встречу Трампа с лидером оппозиции Венесуэлы Мачадо
Общество
Торги по продаже аэропорта Домодедово пройдут 20 января
Мир
В АТОР назвали самые дорогие туры за рубеж и по России в 2025 году
Общество
Иностранец пытался переправить за границу семь украинцев в грузовике с пивом
Авто
Mercedes-Benz зарегистрировала товарный знак в России
Спорт
МОК пригласил на Игры-2026 российских шорт-трекистов Посашкова и Крылову
Мир
В Белом доме заявили о готовности Трампа использовать военную силу против Ирана
Мир
Глава МИД Ирана указал на попытку Израиля и США дестабилизировать ситуацию в стране
Мир
Во Франции назвали детской реакцию МИД страны на «Орешник»
Мир
Посол России указал на противоречивость заявлений фон дер Ляйен по Украине
Мир
IATA изменила правила провоза пауэрбанков на борту самолетов
Армия
Силы ПВО сбили 56 украинских БПЛА над территорией России за четыре часа
Мир
Белый дом пригрозил не пропускать танкеры Венесуэлы без одобрения США
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пьер Лакотт с удовольствием готов поставить на сцене ГАБТа свой новый балет «Красное и черное» по роману Стендаля. Он считает себя частью семьи Большого театра, и это доставляет ему огромную радость. Соглашаясь на разговор с «Известиями», маэстро предупредил, что далек от политики и не будет комментировать события в этой сфере, но признался, что обожает Россию, на сценах которой поставлено немало его спектаклей. 4 апреля маэстро исполняется 90 лет.

«Любовь Егорова меня усыновила»

— С какими чувствами вы встречаете 90-летие? Чем больше всего сегодня гордитесь?

— Вспоминая прожитую жизнь, я испытываю не гордость, а счастье, которое для меня связано с творчеством. В конце прошлого года на сцене Парижской оперы состоялась премьера моего последнего балета «Красное и черное» (по одноименному роману Стендаля. — «Известия»). До этого несколько десятилетий мои спектакли ставили во всем мире и, конечно, в России, которую я обожаю.

Специально для Екатерины Максимовой с Московским классическим балетом в Кремлевском дворце я поставил в 1981 году «Натали, или Швейцарская молочница». В Большом и в других русских театрах шли мои «Сильфида», «Ундина», «Дочь фараона», «Марко Спада», «Пахита». Я работал с такими замечательными артистами, как Светлана Захарова, Евгения Образцова, Сергей Филин, Надежда Грачева, Николай Цискаридзе, Игорь Цвирко. Москва живет в моем сердце и останется там навсегда. Знаю, что я часть семьи Большого театра, и мне это доставляет огромную радость.

— Во Франции вашими первыми педагогами были русские балетные звезды — Матильда Кшесинская, Любовь Егорова, Ольга Преображенская...

— Кшесинскую я прекрасно помню — мы жили рядом в Париже. Но моим выдающимся педагогом была балерина Любовь Егорова (среди других ее учеников были Леонид Мясин, Серж Лифарь, Нина Вырубова, Ролан Пети, Морис Бежар. — «Известия»). Она была исключительным человеком, ее я преданно любил. Можно сказать, она меня усыновила, мы с ней почти не расставались.

— Карьеру хореографа вы начали с современного балета?

— Тогда я ставил модерн. Шарль Азнавур сочинил музыку для моего балета «Парижский мальчишка», к которому я, возможно, еще снова вернусь. Я работал с Дюком Эллингтоном. Ставил музыкальную комедию «Голос», посвященную Эдит Пиаф, ее скоро снова покажут по телевидению. Создал балет «Три мушкетера» на музыку Мишеля Леграна, в котором была занята Евгения Образцова (прима-балерина Большого театра выступила в партии Констанции Бонасьё. — «Известия»).

— Кто из героев Александра Дюма был вашим любимым?

— Конечно, д’Артаньян, роль которого блистательно исполнил Матиас Эйман (этуаль балета Парижской оперы. — «Известия»).

— Как случилось, что от модерна вы перешли к классике?

— Об этом меня попросила опять-таки Любовь Егорова. «Я скоро умру, — сказала она мне. — Я тебя всему научила, показала всю классику. Сейчас ее слишком часто деформируют и искажают. Обещай мне, что ты сделаешь всё, чтобы ее сохранить, и покажешь всем, каким должен быть классический танец». Разве мог я ей отказать? Но я никогда не ставил балетов по произведениям, которые до меня ставили другие хореографы.

«В реконструкции я видел семейный долг»

— Вас иногда сравнивают со знаменитым археологом Жаном-Франсуа Шампольоном, который расшифровал египетские иероглифы. С чем связано ваше увлечение реконструкцией старых балетов?

— Наше балетное прошлое имеет особую ценность, прежде всего в чисто артистическом отношении. В такой реконструкции я видел свой семейный долг. Хореографы и танцовщики, имена которых я нахожу в архивах, — это наши далекие предки. Танец позволяет обнаружить родственные связи между поколениями. Возвращая их наследие, я выполняю важную миссию, и она ни в коей мере для меня не обуза.

Наконец, знакомство с шедеврами прошлого обогащает меня, позволяет узнать гораздо больше, чем если бы я занимался только современным танцем. У французского и русского балетов много общего, а традиции, которые мы унаследовали от предков, хорошо сохранились. У идеального танцовщика, шутил Михаил Барышников, верхняя часть тела должна быть русской, а нижняя — французской.

балет Рудольфа Нуреева «Баядерка»

Постановка балета Рудольфа Нуреева «Баядерка» на сцене парижской Оперы Бастилии, 2022 год

Фото: Парижская Опера Бастилии

— 3 апреля на сцену парижской Оперы Бастилии вернется последний балет Рудольфа Нуреева «Баядерка». Его постановки в течение четырех десятилетий остаются основой репертуара балета Парижской оперы. Бывшие этуали гордятся тем, что они принадлежат «поколению Нуреева». Чем он обогатил искусство Терпсихоры?

— Прежде всего Нуреев поставил на парижской сцене великие балеты: «Баядерку», «Дон Кихота», «Жизель» и другие. Это замечательные постановки, полные азарта, энтузиазма и радости жизни. Рудольф требовал от артистов железную дисциплину и сумел увлечь своей преданностью балету всю труппу. Возглавив балет Парижской оперы, он включил в репертуар мой балет «Марко Спада» и сам танцевал в нем с моей женой Гилен Тесмар.

— Однажды вы рассказывали «Известиям», что Нуреев считал себя бессмертным.

Действительно, он в это верил — по крайней мере, не думал, что уйдет из жизни так рано, в 54 года. Он мужественно переносил болезнь и до самого конца ждал спасительного чуда. Да, для меня Рудольф — герой трагический, такие встречаются в пьесах Шекспира, Расина, Корнеля. Он не сдавался, боролся со смертью до последнего дыхания.

— Могут ли успешно сосуществовать под крышей одного театра классика и модерн?

— Только при условии, что современный балет ставят такие большие мастера, как Матс Экк, Джон Ноймайер, Фредерик Аштон, Иржи Килиан, Анжелен Прельжокаж. Напротив, эпатажные штучки с обнаженными артистами на сцене меня совершенно не интересуют. Танец может претерпевать эволюцию, только когда этим занимаются талантливые хореографы. Так или иначе, балет нельзя разделять на модерн и классику.

спектакль

Во время прогона спектакля «Сильфида» в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 2011 год

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

— Тем не менее некоторые критики призывают «стряхнуть пыль» с наследия прошлого.

— Если постановки стали выглядеть старомодными и нуждаться в обновлении, значит, балетные труппы не смогли сохранить их изначальный дух и красоту. Когда видишь на старых пленках или фотографиях танец Нижинского или Улановой, то понимаешь, что им не нужно никакое обновление. Великие артисты прошлого остаются ими и сейчас.

— Не все ли звезды остались в прошлом? Ваше мнение о нынешнем поколении танцовщиков?

— Есть замечательные молодые артисты как в России, так и во Франции — Семен Чудин, Игорь Цвирко, Юго Маршан, Жермен Луве, Матье Ганьо, который, к моему огромному сожалению, травмировался на премьере «Красного и черного».

Русская муза французского балета

— Приму-балерину Большого театра Евгению Образцову, которая выступала в ваших постановках, во Франции называют русской музой Лакотта.

— Действительно, я чрезвычайно ценю ее выдающийся талант. Она танцевала во многих моих балетах — в «Ундине», «Марко Спаде», «Пахите», «Дочери фараона», «Сильфиде», «Трех мушкетерах». Очень люблю я и Светлану Захарову, а из французских танцовщиц — Амандин Альбисон и Людмилу Паглеро (этуали балета Парижской оперы. — «Известия»).

— Известный российский хореограф Юрий Посохов убежден, что балет должен быть эротичным. Вы с ним согласны?

— У меня другая точка зрения. Если некоторые сцены в «Красном и черном» происходят в спальне, то они, на мой взгляд, должны быть не эротичными, а сентиментальными и романтичными. По-моему, эротизм не имеет никакого отношения к балету.

Образцова

Балерина Евгения Образцова в балете Даниэля Обера «Марко Спада» постановки Пьера Лакотта в Государственном академическом Большом театре в Москве, 2013 год

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

— К вам в руки каким-то чудом попали архивы великой итальянской балерины Марии Тальони. Какая их дальнейшая судьба?

— Я заканчиваю посвященную ей книгу, много рассказываю о ее выступлениях в России. Я также пишу еще одну книгу — о моих встречах в России. Я всегда любил вашу страну, ее выдающихся мастеров, начиная с Баланчина и Фокина. Также вспоминаю о своих встречах с вашими выдающимися деятелями искусства. Это будет нечто вроде автобиографии. Надеюсь ее опубликовать через несколько месяцев.

— Русский князь Александр Трубецкой в середине XIX столетия подарил Марии Тальони шедевр архитектуры — венецианский палаццо Ка-д’Оро. Широкий жест?

— Что вы хотите? Это королевский подарок. Князь был в нее безумно влюблен.

— Может быть, «Красное и черное» в один прекрасный день пойдет на сцене Большого или другого русского театра?

— Это доставило бы мне огромную радость. Сейчас эксклюзивные права на три года принадлежат Парижской опере. Но потом я с удовольствием приеду в Россию, чтобы перенести на вашу сцену этот балет.

— Кроме здоровья и многие лета, что мы могли бы вам еще пожелать на ваш юбилей?

— Сохранить верность и преданность потрясающих друзей, которых у меня так много как в России, так и во всем мире.

Справка «Известий»

Легендарный французский танцовщик, хореограф и педагог Пьер Лакотт — выпускник балетной школы при Парижской опере. Закончив выступать на сцене, создал «Балет Эйфелевой башни». Возглавлял Национальный балет французской молодежи, Балет Монте-Карло и балет Национальной оперы Лотарингии. Ставил спектакли во многих странах. Его постановки по-прежнему идут на российских сценах, в частности — Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. За заслуги в укреплении франко-российских культурных связей награжден орденом Дружбы народов. Лауреат премии «Бенуа де ла Данс». Ему и его жене посвящен фильм Марлен Ионеско «Балетные жизни: Гилен Тесмар и Пьер Лакотт». Автор книги о балете «Традиция».

Читайте также
Прямой эфир