Вязь времен: иранский «Герой» и возвращение «Касабланки»
Несмотря на отмену «Бэтмена», в кино всё же стоит идти. Покинувшие наши экраны голливудские блокбастеры дали дорогу качественному европейскому, отечественному и даже иранскому кино. Среди новинок кинопрокатной недели — драма выпускника школы Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии Александра Золотухина «Брат во всем», работа венгерского режиссера, триумфатора Берлинале Ильдико Эньеди «История моей жены» с Леей Сейду и Луи Гаррелем, комедия «От кутюр» Сильви Оайон о швее в мастерской дома Dior и бытовой триллер «Герой» дважды оскароносного иранца Асгара Фархади.
«Герой»
Режиссер: Асгар Фархади. В ролях: Амир Джадиди, Мохсен Танабанде, Сахар Голдаст, Фереште Садре Орафай, Сарина Фархади.
Новый фильм Асгара Фархади, определенный некоторыми критиками как «бытовой триллер», сделан в лучших традициях иранского кино, наследующего европейскому неореализму и советскому кинематографу 1970-х. «Герой» — это обманчиво-простая история из «толщи жизни», в основе сюжета которой, как и всегда у Фархади, лежит дилемма нравственного выбора. Если в триумфаторе Берлинале, ленте «Развод Надера и Симин», это был вопрос «простить или не простить», то в «Герое» — это «быть или не быть», а на кону — репутация и честь, как водится, ни в чем не виноватого человека.
Молодой улыбчивый художник-каллиграф Рахим (Амир Джадиди) отбывает наказание за долги: он занял немалую сумму на развитие своего проекта, но деньги украл партнер, и небогатый иранец, разумеется, не может выплатить долг. Поскольку преступление не принадлежит к числу особо тяжких, на выходные его отпускают на волю — к любимой девушке и сыну. Однажды во время прогулки его невеста находит женскую сумку, набитую золотыми монетами, — соблазн присвоить деньги и расплатиться с кредиторами велик, однако донельзя положительный Рахим принимает решение вернуть потерю законной владелице. Поступок должника впечатляет общественность — люди начинают собирать средства, чтобы помочь Рахиму покрыть долг, его чествуют как героя, снимают для телевидения, но вскоре круговерть несчастий выходит на новый виток: Рахиму вновь приходится доказывать, что он невиновен, и чем больше он оправдывается, тем больше увязает в грязи чужих домыслов. Безупречно выдержанный, благовоспитанный герой в полшаге от того, чтобы окончательно потерять лицо и расположение окружающих, и все в итоге от него отказываются, но только не сын. Слегка аутичный, заикающийся подросток оказывается настоящим героем, и его главный подвиг — безоговорочная любовь и доверие.
«История моей жены»
Режиссер: Ильдико Эньеди. В ролях: Леа Сейду, Гийс Нейбр, Луи Гаррель.
Атмосферная киноадаптация романа культового в Венгрии писателя-модерниста Милана Фюшта из эпохи «ревущих двадцатых», главный герой которой морской капитан Якоб Штэрр (Гийс Нейбр) заключает пари с приятелем, что женится на первой встречной, что переступит порог кафе, где они коротают время. Избранницей становится очаровательная француженка Лиззи (Леа Сейду) — восхитительная и ветреная femme fatale, которая, кажется, просто неспособна хранить верность.
Лауреат «Золотого медведя» Ильдико Эньеди рассказала «Известиям», что «История моей жены» — это на самом деле история мужа, постепенно делающая зрителей заложниками его взгляда на мир. «Мир, в котором нет места «может быть».
— Когда ты сталкиваешься с проблемой, ты должен решать ее. Именно так он подходит к любой новой ситуации, снова и снова наивно надеясь, что ее можно открыть, как коробку, изучить содержимое и найти адекватное решение, — рассказывает о своей ленте Эньеди.
В итоге, как считает автор ленты, «отношения Штэрра с женой Лиззи научат его принимать и любить эту эфемерную и непостижимую жизнь, где Лиззи выступает кем-то вроде учителя дзена. Когда ученики медленно понимают, их учитель ничего не объясняет, но посылает мощные импульсы — словно внезапный удар в голову».
«Брат во всем»
Режиссер: Александр Золотухин. В ролях: Николай Журавлев, Сергей Журавлев, Егор Кутушев, Александра Шевырева.
Отсылающая к традиции авиационной романтики, роману «Два капитана» Вениамина Каверина и полотнам Дейнеки, картина Александра Золоторева — второй полный метр молодого режиссера, выпускника знаменитой мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии. Полнометражным дебютом режиссера стала черно-белая лента «Мальчик русский», посвященная событиям Первой мировой войны и не совсем справедливо отмеченная критиками как более ученическая в сравнении с национальными историями других «птенцов» гнезда мастера — Кантемира Балагова, Владимира Битокова и Киры Коваленко.
«Брат во всем» — зарисовка о взрослении братьев-близнецов Мити и Андрея Березиных (Николай и Сергей Журавлевы), постигающих сложную и опасную профессию военных летчиков. Хрупкий и ранимый Митя плохо справляется с перегрузками, Андрей не блещет на тестовых вылетах и вынужденно приземляется, однако никакие сложности не могут их разлучить. Братья вместе радуются и огорчаются, преодолевают трудности и невзгоды, хотя понимают, что своей огромной любовью, заботой и привязанностью мешают друг другу достичь общей мечты — покорить небо. В итоге каждый из них оказывается перед нелегким выбором, от которого зависит их собственная судьба.
«От кутюр»
Режиссер: Сильви Оайон. В ролях: Натали Бай, Лина Кудри, Паскаль Арбийо.
Красочная лента, предлагающая заглянуть в закулисье одного из самых именитых домов, приглянулась бренду Dior настолько, что культовое ателье снабдило фильм платьями для финального дефиле, а консультанты поучаствовали в разработке концепции. Как рассказывает постановщик и автор сценария французская писательница Сильви Оайон, на сюжет ее натолкнули непростые отношения с родной дочерью и падчерицей.
Двадцатилетняя швея Жад из неблагополучного района (звезда фильмов Уэса Андерсона Лина Кудри) украла сумку в парижском метро. Но, оценив содержимое, девушка поняла, что украла у такой же, как и она сама, пролетарки — обычной швеи. Сгорая от стыда, Жад отправляется в дом к пострадавшей, чтобы вернуть ей сумку и покаяться в содеянном. Там героиня знакомится с Эстер (Натали Бай) — 60-летней работницей модного дома Dior. Та собирается на заслуженный отдых и ищет преемницу. Заметив в Жад потенциал, она приглашает ее к себе в ученицы. Путь героини в мир высокой моды будет полон сложных решений.
«Касабланка»
Режиссер: Майкл Кёртиц. В ролях: Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хенрейд.
В повторном прокате — легендарный киношедевр 1942 года с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман. В центре сюжета — оставивший родину американец Рик Блэйн, владелец игорного клуба в Касабланке, встречается с покинувшей его несколько лет назад возлюбленной Ильзой, которая приехала в город вместе со своим мужем — борцом антифашистского сопротивления Виктором Лазло. Говорят, эта мелодрама оказала серьезное влияние на действия союзников во время Второй мировой.
«Возможно, основная причина, по которой «Касабланка» стала классикой, культом, легендой, — пишет Ингрид Бергман в своих мемуарах, — состоит в том, что она была связана с нашей войной! Редко бывало так, если вообще когда-либо бывало, чтобы у актера и актрисы была возможность настолько глубоко, хотя, может быть, и неосознанно, воздействовать на наши эмоции в условиях, когда поражение казалось вполне возможным, а победа — столь далекой».