Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
Пашинян оценил отношение граждан Армении к сближению с ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Каким был самый неприятный сюрприз на съемках «Воздуха»? «Все!» — уверенно отвечает Алексей Герман. Работа над масштабной военной аэродрамой уже растянулась на три года: то погода «подставляла» и заставляла искать новые решения, то из-за пандемии съемки вставали на полгода. Потом из-за закрытия границ Чехия не смогла предоставить исторические самолеты, и пришлось их перепридумывать заново. Менялись студии и продюсеры. В последние дни съемок «Известия» приехали на площадку к Герману, чтобы убедиться: мегаломанский проект действительно близится к завершению.

Двенадцать советских плюс немецкие

Амбициозных, а иногда и почти невыполнимых целей у «Воздуха» было много. Одна идея снять воздушные бои с настоящими яками и мессерами в полете — это уже практически невыполнимо, даже Кристоферу Нолану с его почти безграничными возможностями в «Дюнкерке» не удалось добиться полной аутентичности.

Далее. Герман любит длинные кадры со сложным внутрикадровым монтажом и большим количеством объектов и персонажей в них. Но если в «Бумажном солдате» или «Электрических облаках» этого еще можно было добиться тщательным мизансценированием и безупречной работой художников, то здесь ползут танки, стреляют пушки, раздаются взрывы — сложность возрастает даже не в разы, а на порядок.

Режиссер

Кинорежиссер Алексей Герман

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Когда стало ясно, что в Чехию для съемок прорваться при новых условиях не получится, Герман решил запустить в небо похожие на настоящие самолеты, но встал вопрос, как снимать их полеты: даже видавшие виды пилоты боялись подниматься в воздух с прикрепленными к корпусу камерами. Аэродинамика меняется, можно рухнуть. Тогда Герман решил прибегнуть к хитрости. Как раз ее свидетелями и стали «Известия» в последние дни съемки.

— У нас самый большой и сложный технологический сет за всю историю российского кино, — рассказывает Герман. — Никто не строил больше самолетов, чем мы: у нас их 15. 12 советских плюс немецкие. Они практически настоящие, с кабинами, близкие к оригиналам.

Герман сидит в главном павильоне «Главкино» (студийный комплекс в Подмосковье вроде «Мосфильма») за режиссерским монитором в «царстве грязных стаканчиков», как он называет свое рабочее место. В стаканчиках был кофе, пить его приходится много: осталось снимать считаные часы, а работы все еще много, некогда есть, спать, бриться. Хотя нет, сказать, что Герман сидит, было бы неправильно. Он присаживается на секунду, а потом подпрыгивает, размахивает руками, кричит, и ни одно из этих слов нельзя печатать в СМИ. Общий смысл его речей — не все идет по плану, есть проблемы, решить их будет трудно, а времени осталось очень мало.

Потом Герман несется к одному специалисту, к другому, к основному месту действия, о котором ниже. И продолжает кричать: «Давай, давай, маневрируй! Еще заход, еще стреляем! Патронов не жалей!» Это сильно сокращенное изложение его команд. Но, если в этот момент подойти к нему и задать вопрос о фильме, Герман мгновенно успокаивается и переключается в режим добродушно-ироничного, увлекательного рассказа.

— Три дня назад мы крутили Сергея Безрукова на 360 градусов, переворачивая его вниз головой вместе с кабиной самолета, — смеется он. — Вышел Безруков оттуда очень бледный, но перенес все мужественно. Меня иногда спрашивают, почему я его позвал. Я мыслю энергиями, мне нужна энергия. В нем есть энергия и сложность. У большинства актеров проблема с образами и как раз с энергией. А с Безруковым мне было комфортно. И с Еленой Лядовой, и с Антоном Шагиным. Меня артисты не пугают.

Съемки

На съемочной площадке фильма «Воздух»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В павильоне в это время огромный подъемник, похожий на карьерный трактор или экскаватор, держит вместо ковша неотличимый от настоящего мессершмит. В кабине сидит человек. Вокруг мессера расставлены экраны. Впереди — самый большой, как в кинотеатре, сильно изогнутый. По бокам несколько поменьше. И сверху еще один, тоже приличного размера. На экранах облака, небо, летящие самолеты. Сбоку и снизу несется земля с полями и речками. Когда смотришь на режиссерский монитор, полное ощущение, что самолет на самом деле летит, а камера установлена прямо на него. Но, что самое главное, «трактор» на каждом дубле начинает трясти самолет, от обшивки летят искры (это выстрелы от советских пулеметов), стоит страшный шум, взрывы, пальба. И так снова и снова. В павильоне после каждого такого дубля сильно воняет чем-то вроде горелого топлива. Идет дым.

— В этом фильме очень важно было создать гравитацию, ощущение переворота, — поясняет Герман. — А позавчера мы сжигали «Хенкель»…

Но дорассказать он не успевает, техники готовы к новому дублю. А что чувствует пилот, сидя в кабине мессера, даже представить страшно. В темноте павильона, перед этими экранами, постоянно под обстрелом нужно иметь крепкую психику. Этот аттракцион каскадер, пожалуй, запомнит на всю жизнь.

— Я многих прошу в кадре материться, чтобы потом это переозвучить, — тем временем раскрывает свои творческие секреты Герман. — Потому что многие вещи невозможно сыграть без мата. Когда летчика сбивают, у него речь не может быть литературной.

Дыхание недокрашенности

В фильме шесть воздушных боев. При продолжительности менее двух с половиной часов они должны будут занимать существенную часть картины. В центре сюжета — молодые летчицы, которые становятся асами в переломный момент войны. Видимо, что-то среднее между «А зори здесь тихие» и «В бой идут одни старики», только с характерным для Германа философско-созерцательным психологизмом.

— Самое важное тут — сочетание элементов, — подтверждает Герман. — То, что происходит в воздухе, — это часть довольно изощренная. Внизу — мощная и эмоциональная история героев. И попытка не прогадать по лицам, что у нас часто случается. А если просто, то это рассказ о девушках, которые научились воевать и летать на самолетах.

Съемки

Съемочная площадка фильма «Воздух»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Герман показывает по секрету некоторые готовые сцены, снятые на земле. В кадре — поздняя осень, холод, жидкая грязь, которую месят люди в шинелях, грузовики, танки. Изображение слегка выцветшее, словно состаренное, как всегда у Германа. В кадре дерутся и пытаются выжить люди, чаще всего данные общими планами. Сложно, так что приходится всматриваться, распознавать, ужасаться тому, что происходит. Зритель, пожалуй, не раз вспомнит «Трудно быть богом» Германа-старшего.

— Мне всегда казалось, что про войну, к сожалению, последние фильмы, показывают так, словно, например, рота солдат — это нечто обезличенное целое, — рассказывает Елена Окопная, жена Алексея Германа и постоянный художник-постановщик всех его картин, обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. — А мне хотелось увидеть войну глазами каждого. Что война, она и одинаковая, и неодинаковая для всех. И что все дело в человеке. Что касается цветов, то мы с Лешей тут совпадали: нам нравится пастель. Кто-то однажды пошутил и сказал, что у нас все фильм недокрашенные. Но в этой недокрашенности есть свое дыхание, это попытка окунуться в сны, это свое мироощущение.

Работы на этом проекте было много, приходилось ездить по разным городам, от Саратова до Петрозаводска, везде придумывать уникальное пространство для героев. С нуля строились аэродромы, воссоздавали Эрмитаж, любимую декорацию на этом фильме у Окопной.

— Пожалуй, я бы там снимала больше, — вспоминает Елена. — Очень точное пространство получилось. Меня поразило, что скульптуры там во время войны укутывали одеялом, словно людей. Спасали не человека, а в действительности Человека. Понимали, насколько это важно. Может, и хорошо, что нас не пустили снимать в настоящий Эрмитаж: когда у тебя есть голое пространство, ты можешь с ним что-то сделать, а иначе ты словно в каком-то сосуде, тебе тесно.

Мы говорим, а прямо к кабине мессера поднимается на штативе хлопушка, следующий дубль пошел. «Полчаса потеряли! — кричит на кого-то Герман. — Полчаса! Кто за это платить будет? Я готов снимать!» 80 съемочных дней было на этом фильме, все устали, измотаны, но Герман подзаряжает энергией, «драйвит» команду круглосуточно. И самолет опять начинает вибрировать и вращаться вокруг своей оси. Опять выстрелы, опять взрывы. К концу этого года фильм должен быть уже сдан, а впереди еще бесконечные сутки работы.

Съёмки

Художник-постановщик фильма Елена Окопная во время съемок военной драмы «Воздух»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Мне очень хотелось, чтобы ткань, которую мы в Белоруссии создавали по нитке и шили форму, тонально в одежде всегда отличалась, хотя формально была одного цвета, — успевает рассказать Елена Окопная о костюмах персонажей. — Потом оказалось, что так в начале 1940-х и было. А в готовых коллекциях военной формы для фильмов очень много неаутентичных экземпляров, и оттого у них иная пластика. Ткань буквально передает дыхание войны в фильме, она дает рифму с пространством того времени. Я отслеживала геометрию ткани, частоту стежка, частоту строчки, потому что современные машинки шьют иначе, их нужно адаптировать.

Шум в павильоне заглушает нашу беседу. Герман требует еще больше выстрелов, искр и движения в кадре. На прощание он успевает только договорить, что одной из самых больших проблем этого фильма были еще лица героев. В какой-то момент стало ясно, что артистов с лицами времен Великой Отечественной найти в достаточном количестве не получится, и Герман позвал курсантов и курсанток, тех, кто был похож на ребят того же возраста, которые шли на фронт из летных училищ. И тогда все срослось, лица в кадре стали правильные. Остальных подробностей придется подождать примерно год.

Читайте также
Прямой эфир