Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
Пашинян оценил отношение граждан Армении к сближению с ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Донбассе одни готовят «тревожные» сумки с первым необходимым, другие ждут этой «схватки» — «тогда появятся все основания наступать, освобождаться», рассказали «Известиям» в приграничных районах. Там также отметили нагнетание на украинской стороне — каждый день в школах учат, как прятаться в подвале и спасаться. Напряжение и правда нарастает: на границе очевидцы постоянно замечают подход новых танков, войсковое пополнение. Местные жители приграничных районов опасаются проснуться уже под чужим флагом. Специальный корреспондент «Известий» узнал, какие настроения царят сейчас в Донбассе и что думают его жители о возможности возобновления полномасштабной войны.

«Либо договороспособность, либо кровопролитная война»

Настроения в Донецке по поводу тревожных прогнозов неоднородны. Большинство считает, что настоящая война — в прошлом и будущее — пусть за вязкими, но дипломатическими переговорами. Тем более что-то конкретное, живя в ритме текущей жизни, где никаких видимых изменений и осязаемой эскалации не наблюдается, сказать трудно. Еще один аспект: каких-либо предупредительных мер, направленных на подготовку населения к возможному наступлению ВФУ, на уровне республик не проводится, экстренных сообщений, например, о правилах гражданской обороны, в СМИ не тиражируется. А если так — значит, веского повода к беспокойству действительно нет, что, впрочем, некоторых опасений не отменяет.

Военнослужащий Народной милиции ДНР на позиции в районе села Спартак на севере Донецка
Фото: РИА Новости/Сергей Аверин

— Считаю, что наступление Украины вполне возможно, — делится с «Известиями» председатель комитета Народного совета ДНР по внешней политике и международным связям Владислав Бердичевский. — Да, мы привыкли, что все более или менее спокойно. Но, если ружье висит, оно обязательно выстрелит. Украина в тупике. Идти по пути выполнения Минских соглашений она отказывается. Прямых переговоров с руководством республик не хочет. Патовая ситуация! Выход — война. Тем более НАТО на ее стороне.

Иного мнения придерживается политический аналитик из Донецка Андрей Бабицкий.

Разбитые в результате обстрела окна жилого дома в селе Спартак на севере Донецка
Фото: РИА Новости/Сергей Аверин

Киев отдает себе отчет, что, если он пойдет на Донбасс, то Россия вмешается, не бросит в беде, реализуется сценарий «08-08-08», когда в 2008-м русские войска отбили вероломное нападение Грузии. Что касается информационной накачки в западных СМИ о возможном нападении со стороны России, то, считаю, это может укладываться в сценарий по принуждению Киева к выполнению Минских соглашений, на котором в последние месяцы настаивают США и ряд других стран. Иными словами, смотрите и выбирайте: либо договороспособность, либо кровопролитная война.

«Снова танки подошли и штурмовую технику подогнали»

На самой линии разграничения настроения тоже разные. По словам главы прифронтового села Александровка, в прошлом ополченца Константина Чалова, в ближайшее время украинские войска могут перейти в наступление.

— На соседнем с нами холме, в 200 м от границы села, стоит Марьинка, принадлежащая Украине, — объясняет глава. — Так вот наши жители каждый день созваниваются с марьинскими — с родственниками, соседями и слышат одно: снова танки подошли, и штурмовую технику опять подогнали, и войсковое пополнение. С 2015 года я не помню такого напряжения. Пожилые люди особенно болезненно на все это реагируют: головные боли, гипертония, некоторые даже из дома не выходят, лежат. Что случится, если украинцы пойдут вперед? Половина села будет гореть, половина в подвалах прятаться. А те, кто посмелее, постараются уйти через единственную «дорогу жизни», которая связывает нас с Донецком.

Танк ВСУ
Фото: Press service of the Joint Forces Operation/Handout via REUTERS

Волонтер Андрей Лысенко, более шести лет развозящий гумпомощь во все концы ДНР, делится: на линии разграничения люди более всего боятся, что при наступлении ВФУ они могут оказаться в мешке, как в октябре 2021-го оказались жители Старомарьевки: проснулись утром под чужим флагом! При этом, отмечает волонтер, многие твердят, что готовы пережить и наступление, и даже погибнуть, но лишь бы только состояние «ни войны, ни мира» закончилось.

Моя близкая родственница сейчас находится временно в Черкасской области Украины, — добавляет Андрей Лысенко, — общается со своими племянницами 9 и 10 лет. Так вот каждый день в школе их учат, как прятаться в подвале, как убегать, как спасаться. Вот такое нагнетание обстановки на той стороне.

По словам военной медсестры Лилии Радионовой, прошедшей в 2014-м украинский плен, в серьезные намерения Киева поверить трудно, — «знает, что по зубам дадут». При этом добавляет, что и она, и ее товарищи-бойцы ждут, чтобы Украина двинулась вперед. «Да, страшно. Но тогда у нас наконец появятся все основания наступать, освобождаться. Если рубить, то мечом. И гнать до самых границ».

«Знают, что без ответа не останутся»

В городе Ясиноватая, что также на самой передовой, относительно спокойно.

Для нас ситуация не поменялась, несколько раз в неделю слышим обстрелы, — объяснил «Известям» глава города Дмитрий Шевченко. — Моя же задача — не допускать даже намека на панические настроения среди населения. Работать в штатном режиме. Если допустить хотя бы какой-то надлом, начнется деморализация, которая станет распространяться, как волна.

Боеприпасы на позиции около села Спартак
Фото: ТАСС/Валентин Спринчак

Бывший доброволец из Франции и боец батальона «Пятнашка», а ныне солист Донецкой государственной филармонии Франсуа Модемье придерживается похожего мнения:

— Не знаю, ждать ли войны, и не могу знать, на этой теме много спекуляций, — заявил он «Известиям». — Нужно просто жить своей жизнью и заниматься своим делом, и все. И ни о чем не думать: все равно повлиять на это невозможно.

Староста прифронтового поселка Спартак, что рядом с Донецким аэропортом, Валентина Плешкова не верит, что ВФУ пойдут вперед. При этом она отмечает: украинские военные не дают забыть, что они рядом: в конце прошлой недели накрыли окраины Спартака из минометов — целый час рвались снаряды. Но даже при этом ощущения скорого наступления нет. «Пугают. Но не полезут, — говорит женщина. — Знают, что без ответа не останутся».

Боец Народной милиции ЛНР на позиции в районе поселка Сокольники Луганской области
Фото: РИА Новости/Максим Захаров

Офицер одной из мотострелковых бригад Народной милиции ДНР, позывной «Леон», сказал коротко:

Не верю. И никто из наших не верит. А что касается подвозимой тяжелой техники, так они семь лет ее подвозят бесконечно, а потом увозят.

«Если Украина пойдет вперед — по нам катком прокатятся»

Продуктами в республике впрок никто не запасается: зачем, разве еда будет проблемой номер один, если все вокруг заполыхает? Впрочем, тем, кто под огнем может оказаться первым, приходится думать о завтрашнем дне. Жительница и бывшая глава прифронтового поселка Зайцево, что рядом с Горловкой, Ирина Дикун рассказывает, что все последние дни они слышат движение украинских танков и тяжелых грузовых машин — до позиций на некоторых участках поселка каких-то 50, 150, 300 м.

— Танки ни с чем не спутаешь, грохот сильный, такое ощущение, что по соседней улице едут, — говорит Ирина. — Раньше такое движение техники мы слышали только во время их ротаций — раз в три примерно месяца и то день-два. А теперь больше недели без остановки.

Предупреждающая табличка на позиции в районе села Спартак на севере Донецка
Фото: РИА Новости/Сергей Аверин

По словам Ирины, на всякий пожарный у нее подготовлена «тревожная» сумка с вещами первой необходимости. В ней документы, медикаменты, белье, теплое одеяло, пара банок консервов. Говорит, что у многих, особенно у тех, у кого дети, приготовлена такая вот сумочка. И подвалы готовы, — объясняет женщина: спущены вниз матрасы, подушки.

Если Украина пойдет вперед — по нам катком прокатятся, — говорит Ирина Дикун. — Если поймают — не пощадят: я в черный список вхожу. Но, знаете, как бы ни было тревожно, все равно надеемся, что все будет хорошо. Если бы не верили, уехали бы давно. А мы не уезжаем.

Сергей Прудников, Донецк

Читайте также
Прямой эфир