Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Аналитик назвал условие роста цен на бензин в 2022 году

Аналитик Дьяченко: индексная цена бензина в РФ в 2022 году может вырасти при ослаблении рубля
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Индексная цена бензина Аи-92 может в пике дойти до 66–67 тыс. рублей за тонну, а то и до 70 тыс. (примерно 48,55–51,45 рублей за литр), если рубль к концу 2022 года ослабнет на величину ожидаемой инфляции — до 77–78 рублей за доллар США. Об этом заявил «Известиям» Андрей Дьяченко, главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «Петролеум Трейдинг», комментируя сообщения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о том, что вряд ли произойдет росте цен на бензин в следующем году.

Речь идет об индексе средних оптовых цен в России на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).

Ранее в среду, 29 декабря, глава ФАС Максим Шаскольский сообщил, что не ожидает резкого роста цен на бензин и дизельное топливо в 2022 году. Он подчеркнул, что оптовая стоимость бензина марок Аи-92 и Аи-95 снижается уже длительное время и находится на уровне начала 2021 года. Он добавил, что демпферный механизм регулярно корректируется и позволяет сдерживать цены.

По словам Дьяченко, механизм долгосрочного роста цен на основные нефтепродукты на внутреннем рынке заложен в саму систему ценообразования.

«Постепенно внутренние котировки выравниваются с экспортными значениями. В краткосрочной перспективе сглаживать волатильность призван демпфер. Но, как показала практика, от роста рублевых оптовых цен он не уберегает», — констатировал аналитик.

Он рассказал, что с 2018 года долларовая верхняя граница индексов оптовых цен на бензины и дизель в России находится в диапазоне $800–850, но краткосрочно один раз наблюдался рост до $900.

«Это устойчивая граница. Но даже если заложить ее рост, то смещение будет не более чем на $50. Это не критично. Критично другое — динамика рубля к доллару», — сказал он.

Государство, по словам специалиста, в первую очередь заботится о сохранении стабильности розничных цен на автозаправочных станциях (АЗС). Поэтому в случае описанного ФАС сценария «ожидаемо будут применяться инструменты ручного регулирования» цен, отметил он. Это скорее негативно сказывается на долгосрочной ситуации на рынке, так как демпфер не помогает небольшим независимым участникам рынка и не уберегает их от убытков в ситуации высоких оптовых и контролируемых розничных цен, пояснил аналитик.

Тем не менее ФАС продемонстрировала и продолжает демонстрировать активную вовлеченность в сохранение нормальной рабочей рыночной системы, обеспечивая доступными ей инструментами насыщение внутреннего рынка, считает Дьяченко. Он выразил надежду, что шоковых ситуаций в 2022 не возникнет и участники будут работать с выгодой для всех — по всей цепочке от конечных потребителей до добывающих компаний.

Валдис Плявиньш, независимый энергоэксперт, выразил мнение, что цены на бензин будут зависеть не только от состояния внутреннего рынка, но и от мировых цен на нефть. По его словам, демпферный механизм «не отличается эластичностью», то есть формулу демпфера необходимо дорабатывать в случае резких изменений цен на нефть, как это было в конце весны–начале лета этого года, отметил он. Он напомнил, что тогда компании, продавая нефтепродукты на бирже и получая демпферную премию, «делали это по ценам, убыточным для розничных продавцов непосредственно на автозаправочных станциях».

«Относительно состояния внутреннего рынка можно сказать, что для надежного обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами необходимо пересмотреть правило биржевой торговли для нефтяных компаний. В периоды высоких цен на нефть компании реализуют на бирже лишь установленную норму по топливам (11% произведенного бензина и 7,5% дизельного топлива), определенную часть по внутренним ценам поставляют на собственную сеть АЗС, а остальное стараются направить на экспорт», — сказал он.

По словам эксперта, этой нормы «в некоторых обстоятельствах» оказывается недостаточно для закрытия потребностей независимых сетей АЗС. В прошлом году на фоне такого состояния рынка возникали локальные дефициты топлива, как на биржах, так и на автозаправках, добавил Плявиньш.

Поэтому, по его словам, все будет зависеть от состояния мировых рынков нефти и нефтепродуктов. На сегодняшний момент можно сказать, что при устоявшейся за последние месяцы «вилке» цен на нефть демпферный механизм работает эффективно.

Роста цен на бензин можно будет ожидать в случае резкого повышения цен на нефть. На данный момент «есть множество прогнозов» о том, что нефть как вырастет до 100$ за баррель, но говорить о какой-либо уверенности в этом нельзя, полагает эксперт. В конце концов, нефтяные цены характеризуются крайней волатильностью, поэтому на рынок может повлиять самый широкий пул факторов, заключил он.

В ноябре глава Минэнерго Николай Шульгинов заявил, что демпфер для сглаживания колебаний топливных цен работает, несмотря на его критику со стороны участников рынка. Он сообщил, что без него «бензин был бы дороже рублей на 15».

Демпфирующий механизм создали для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке в России. Если экспортная цена бензина и дизельного топлива выше условной внутрироссийской, государство компенсирует нефтяникам часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в стране. Если российские цены выше экспортных, компании делятся с государством частью своей сверхприбыли от внутренних продаж топлива.

Прямой эфир