Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

ФАС проверит маркетплейсы на злоупотребление властью — служба готовится к проведению анализа рынка e-commerce, в рамках которого детально изучит взаимодействие его участников и определит проблемы доступа. Об этом «Известиям» сообщили в антимонопольном органе. Источник, знакомый с ситуацией, уточнил, что в поле зрения службы окажутся в том числе условия перехода поставщиков с одной платформы на другую. Маркетплейсы позволяют себе много злоупотреблений по отношению к партнерам, и в этой сфере давно пора наводить порядок, заявили представители бизнеса. Платформы делают ровно то, что написано в оферте, возразили маркетплейсы.

Маркетплейсы под лупой

О том, что рост цифровых маркетплейсов (таких как Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Сбермаркет») чреват ущемлением прав их пользователей, давлением на ценовую политику поставщиков товаров и другими нарушениями, неоднократно заявлял бизнес. В частности, о таких рисках предупреждала Минэкономразвития, Минпромторг и ЦБ «Опора России» в своей концепции условий недискриминационного доступа к маркетплейсам, разработанной в октябре 2021 года.

О похожих проблемах говорили предприниматели и на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова 26 октября. Они жаловались, что на фоне пандемии значимость маркетплейсов резко возросла, и те стали диктовать поставщикам свои условия акций и скидок, а также перестали давать накладные при отгрузке товара, в результате чего при его утере предприниматели часто оставались ни с чем. Тогда бизнес выступил за четкие правила игры и попросил первого вице-премьера ускорить их введение.

ФАС
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Как выяснили «Известия», власти планируют внимательнее присмотреться к деятельности маркетплейсов. Эту работу проведет ФАС — пока что в формате анализа.

Служба готовится к проведению анализа рынка, на котором осуществляют деятельность маркетплейсы. В его рамках ФАС детально изучит взаимодействие участников, проблемы доступа на рынок и другие вопросы, — сообщили «Известиям» в антимонопольном органе.

Там подчеркнули, что в настоящее время основания для полноценных проверок маркетплейсов и экосистем отсутствуют.

Источник «Известий», знакомый с ситуацией, уточнил, что служба проанализирует в том числе условия перехода поставщика с одной платформы на другую. По его словам, сегодня эти условия не всегда учитывают интересы бизнеса, а иногда и прямо им противоречат: есть примеры, когда предпринимателю при переходе не отдавали товар по восемь месяцев.

«Известия» направили запросы в Минпромторг и Минэкономразвития с просьбой поделиться своим видением регулирования маркетплейсов. В Минпромторге рассказали, что вместе с представителями отрасли готовят кодекс добросовестных практик для рынка электронной коммерции.

Миллион проблем

В сфере e-commerce уже давно пора наводить порядок, потому что, к сожалению, «проблем миллион», отметила вице-президент ТПП Елена Дыбова. Маркетплейсы предлагают сложные договоры, выдвигают жесткие требования — например, к упаковке, и эти правила у каждой площадки свои. Большие проблемы возникают и с возвратом товара. Предприниматели жалуются, что получают от платформ уведомления такого характера: «Ваш товар уничтожен, так как он не продался в оговоренный срок, оплатите, пожалуйста, наши издержки», заявила она.

Действительно, маркетплейсы позволяют себе много злоупотреблений по отношению к партнерам, согласился вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. Например, они могут предупреждать об изменении тарифов на логистику за один день до их введения или навязывать участие в промоакциях. Бизнесу нужны четкие правила игры — иначе предприниматели и потребители могут попасть в цифровое рабство, констатировал он.

девушка с ноутбуком
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Количество маркетплейсов растет с каждым годом, крупные игроки пользуются своим олигополистическим положением и могут менять различные условия в одностороннем порядке, подтвердил член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков. В результате у бизнеса есть только два варианта — соглашаться с этим или покидать площадку.

— На мой взгляд, первое, что нужно изменить, — это порядок, при котором маркетплейс вправе единолично изменять и расторгать договоры с поставщиками. Кроме того, стоило бы затронуть такой аспект, как время, за которое маркетплейс должен предупреждать поставщиков об изменениях, — предложил эксперт.

Недостаток грамотности

«Известия» попросили представителей отрасли прокомментировать инициативу ФАС и жалобы бизнеса. В Wildberries заявили, что правила работы с их платформой закреплены в оферте, с которой знакомятся перед подписанием все продавцы. При этом изменения доводятся до них в установленном порядке, и у бизнеса всегда есть возможность не принимать новые условия, продавая остатки на старых.

В «Яндекс.Маркете» также заявили, что их взаимодействие с поставщиками строится по прозрачным и единым правилам, указанным в оферте. Кроме того, магазины, продающие товары на «Яндекс.Маркете», самостоятельно устанавливают цены на свои товары и скидки на них. А участие продавцов в распродажах является добровольным, подчеркнули там.

«СберМаркет» работает по модели доставки с полок магазинов-партнеров, отметил GR-директор организации Павел Глухов. Компания заключает долгосрочные договоры с ритейлерами и не меняет условия сотрудничества в одностороннем порядке, заверил он.

маркетплейс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Маркетплейсы ничем не отличаются от любых других контрагентов и делают ровно то, что написано в договоре, категоричен основатель торговой площадки Bidzaar Андрей Черногоров. Проблема продавцов в недостатке юридической грамотности и делового опыта, что часто приводит к конфликтам. Однако рынок становится всё более конкурентным, и скоро баланс сил сместится в сторону поставщиков, за которых маркетплейсы будут драться, как сегодня за курьеров. Поэтому партнерские отношения и последовательная политика — в интересах самих крупных игроков, констатировал он.

Единственный приемлемый вариант, способный обеспечить защиту прав и интересов всех участников рынка электронной торговли, — это саморегулирование, уверен президент АКИТ Артем Соколов. Все участники рынка находятся в диалоге и обсуждают спорные вопросы, резюмировал он.

Прямой эфир