Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Туризм
Каждый третий турист отправится в июле на отдых в Краснодарский край
Общество
У Сахалина найден пропавший без вести пассажир японского круизного судна
Общество
Нарышкин рассказал о востребованности нелегальной разведки для России
Общество
В Херсонской области началась подготовка к референдуму о присоединении к РФ
Мир
Число погибших в Техасе мигрантов возросло до 51 человека
Мир
У приговоренного к казни в ДНР марокканского наемника выявили психопатию
Мир
Крымский Верховный суд начал рассмотрение дела о геноциде в годы оккупации
Мир
Болгария решила сократить численность российских дипломатов в стране до 48 человек
Мир
МИД подтвердил получение копии ноты Киева о введении визового режима с Россией
Мир
Русский салат удивил западных чиновников на саммите НАТО
Мир
Около 700 школьников Мелитополя прошли тестирование для дальнейшей учебы
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Банк России рекомендовал пересмотреть некоторые правила ОСАГО. По мнению регулятора, за уведомление о ДТП должны отвечать страховые компании, а признание тотального ущерба следует передать в зону ответственности ГИБДД. Владельцев транспортных средств обяжут сообщать страховой компании о смене собственника. Подробности — в материале «Известий».

Назначили ответственных

Проект поправок в положение «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» опубликован на сайте ЦБ. Предложения и замечания по тексту принимаются до 8 декабря.

Одно из самых важных предложений — смена ответственных за извещение о ДТП. В случае принятия поправок автовладелец больше не должен будет извещать страховую о случившемся. Этот пункт кажется специалистам спорным.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что он может противоречить федеральному законодательству.

страховка
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

«Сейчас задача автовладельца — правильно подать документы в страховую, выполнив положения ст. 961 ГК РФ, которая обязывает их к этому. Там прямо указано, что страхователь по договору имущественного страхования после того, как ему стало известно о наступлении страхового случая, обязан незамедлительно уведомить страховщика или его представителя. ЦБ предлагает изменить этот порядок, и это разумная мера. Однако правильный путь — внесение поправок в Гражданский кодекс, что находится вне компетенции Центрального банка. Такого законопроекта в АСОЗД нет, поэтому, полагаю, ЦБ будет вынужден в будущем работать с правительством по вопросу внесения таких поправок в Госдуму. И очень странно, что такая работа еще не была проведена: юристы ЦБ не могут не знать о порядке внесения поправок в федеральные законы. А действующей версии Гражданского кодекса предложения ЦБ прямо противоречат», — заключил Шапарин.

После проведения экспертизы страховщик сам должен будет ознакомить потерпевшего с результатами тем способом, который автовладелец выбрал при подаче заявления на выплату.

Еще одно изменение, которое ждет автомобилистов в случае принятия поправок, — смена ответственных за признание транспортного средства не подлежащим восстановлению. Теперь это должны будут делать сотрудники ГИБДД, и именно по их документам страховая будет выплачивать за гибель машины.

автомобиль
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

«Банк России проводит последовательную политику борьбы со страховыми мошенничествами. И одна из крупных лазеек для получения двойной выплаты закроется. Например, происходило ДТП с каким-то ущербом, далее машину признавали «убитой в тотал» и мошенники получали максимальную выплату, если, конечно, авто стоило более 400 тыс. рублей. После получения компенсации машину восстанавливали и продавали на вторичном рынке», — комментирует координатор общественного движения «Синие ведерки» Юлия Каблинова.

Попросят СНИЛС

Еще одно важное нововведение, по мнению Каблиновой, — идентификация получателя денежной компенсации по СНИЛС, которая позволит выявить тех, кто многократно получал денежные выплаты. Это обстоятельство часто (хотя и не всегда) связано с мошенническими действиями.

«Если человек получал 25 раз компенсацию в год, может быть, он и не виноват, что ему так не везло, но вероятность, что здесь что-то не так, очень высокая. Часто в базу данных вносятся ошибочные данные, меняют написание фамилии. Идентификация по СНИЛС позволит избежать таких накладок. Что касается информирования страхователя за счет страховой компании — тоже полезное нововведение. Также правовым пробелом было отсутствие обязанности у страховой предоставлять результаты экспертизы повреждений автомобиля», — заключила Каблинова.

Отнеслись настороженно

Большинство экспертов, опрошенных в процессе написания материала, отказались пока рассуждать на тему предложенных поправок, ссылаясь на неоднозначные и размытые трактовки новых правил. Российский союз автостраховщиков ответил скупо и сухо:

автомобиль
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

«Безусловно, правила ОСАГО нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Новая редакция правил ОСАГО в настоящее время изучается РСА, отдельные положения правил прорабатываются с Банком России, с которым РСА находится в конструктивном диалоге», — сообщили в РСА. При этом союз уточняет, что делать какие-то выводы очень рано.

Юристы, в свою очередь, не видят ничего революционного в новых правилах. Более того, некоторые из них уже предусмотрены в существующих законах и указаниях.

«По факту страхового случая, как правило, обращается потерпевший, а виновника освободили от обязанности уведомлять страховую еще с 01.05.2019 (Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пп. «ж» п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ признан утратившим силу)», — заключил автоюрист Михаил Никитин.

Коснутся третьих лиц

В пресс-службе Центробанка отметили, что изменения действительно не коснутся самих участников ДТП. В поправках говорится скорее о третьих лицах, причастных к ДТП.

дпс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

«Порядок информирования страховщика о факте ДТП не меняется. Водитель, причастный к ДТП, обязан проинформировать страховщика ОСАГО об аварии в кратчайшие сроки, но не позднее пяти рабочих дней с момента ДТП. Изменения касаются только информирования страхователя (не причастного к ДТП) о факте ДТП. Сейчас, если за рулем находилось лицо, не являющееся страхователем, то такой водитель должен сообщить о ДТП не только страховщику, но и страхователю. Теперь водители, причастные к ДТП, должны будут направить извещение о ДТП страховщикам, которые уже проинформируют страхователей. Такой подход направлен на снятие дополнительных обязанностей с лиц, не являющихся профессиональным участником страховых отношений. Также изменения позволят страхователям своевременно получать информацию о факте наступления страхового случая по заключенному таким лицом договору ОСАГО», — сообщили в пресс-службе регулятора.

Не решит всех проблем

Антон Шапарин отметил, что предложения ЦБ регулируют технику взаимодействия страхователя и страховщика, при этом они не решают основные проблемы, существующие в системе ОСАГО.

«Существенное превышение сборов над размером выплат — выплачивается только 54% от сборов вместо положенных по закону 77% — пока остается без внимания регулятора. Постоянное изменение правил работы рынка ОСАГО говорит о непродуманности законодательства. Регулятор вынужден постоянно принимать правовые «заплатки», которые делают нормативную базу еще более фрагментированной», — заявил Шапарин.

Читайте также
Реклама