Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Интернет и технологии
Компания Samsung провела первую в 2025 году презентацию новинок
Спорт
Умар Нурмагомедов отстранен от боев на полгода из-за перелома левой руки
Мир
Главного психиатра ВСУ арестовали на два месяца по делу о присвоении $1 млн
Мир
Трамп заявил о «победе США» во Второй мировой войне с помощью России
Спорт
«Автомобилист» обыграл «Авангард» и выиграл седьмой матч подряд в КХЛ
Общество
Панков станет новым художественным руководителем «Ленкома»
Мир
В Киргизии лавина накрыла семь автомобилей
Мир
В Колумбии изъяли одну из крупнейших в истории страны партий кокаина
Культура
Александр Петров впервые вышел в свет с беременной женой на премьере «Василия»
Мир
В Совфеде назвали странным призыв Трампа к России пойти на «сделку» по Украине
Спорт
Единая лига ВТБ временно отстранила от работы судей матча ЦСКА – «Локомотив-Кубань»
Мир
На Украине арестовали обвиняемого в провале обороны генерала ВСУ Горбенко
Мир
Депутат ЕП от Дании нецензурно отверг идею Трампа купить Гренландию
Интернет и технологии
В МВД подчеркнули важность обновления устройств для профилактики взломов
Политика
Политолог оценил заявление Трампа об изучении вопроса поставок оружия Украине
Общество
Тушение пожара на нефтебазе в Лискинском районе Воронежской области завершено
Мир
Число жертв пожара на горнолыжном курорте в Турции возросло до 79
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Главной горячей точкой на карте ДНР вторую неделю остается район села Старомарьевка, захваченный воинскими формированиями Украины (ВФУ). В заложниках находится около 200 местных жителей, из них 37 — граждане РФ, получившие российские паспорта в нынешнем году. Несколько человек уведены СБУ в плен, судьба их неизвестна. Ситуация вокруг населенного пункта, еще недавно входившего в «серую» зону, остается неопределенной: информации о положении людей практически нет, республиканская мобильная связь глушится украинской стороной. Специальный корреспондент «Известий» выяснял, какие вести доходят из Старомарьевки, почему жители окрестных сел опасаются, что подобное может повториться и у них, и какие способы решения проблемы видят военные.

Не силой, а переговорами

Естественная преграда, разделяющая позиции ДНР и ВФУ на обширном (более 20 км) южном участке фронта, — это река Кальмиус. На левом берегу располагаются населенные пункты ДНР, на правом — Украины. Старомарьевка стоит на левом. После заключения Минских соглашений она попала в так называемую демилитаризованную зону, де-юре оставшись с Донецком. В ночь на 26 октября военнослужащие 93-й моторизированной бригады ВСУ совместно, предположительно, с националистическими батальонами в нарушение всех мирных договоренностей перекинули через реку понтон и заняли село, перекрыв его блокпостом. Понтон на следующий день донецкая артиллерия сожгла. Старомарьевка тем не менее оказалась на «правом» берегу Кальмиуса.

Почему украинские вооруженные формирования сумели войти в село? — делится с «Известиями» заместитель начальника народной милиции ДНР Эдуард Басурин. — Потому что никто не мог им воспрепятствовать, по той причине, что наших военных в Старомарьевке нет и быть не может, это прописано в Минских соглашениях. Отмечу, однако, что это не первое вероломное занятие ВФУ нейтральной территории за последние семь лет. Это они делали и раньше. Число «серых» зон неумолимо сокращается.

Как действовать в сложившейся ситуации? По словам Басурина, о военном решении вопроса говорить не стоит.

обстрел
Фото: ТАСС/Валентин Спринчак

— Приведу свежий пример: 2 ноября артиллерия противника обстреляла северную окраину Донецка, под огонь попал пятиэтажный дом, к слову, только недавно отремонтированный, — пояснил он. — Я выехал на место, и жительница дома спросила меня: «Почему вы не пресекли обстрел ответным ударом?» Я ответил: «Тогда могла бы завязаться артиллеристская дуэль и, возможно, были бы человеческие жертвы, не говоря о дополнительных разрушениях. Мы не можем этого позволить, здесь живут люди!» Так и в Старомарьевке: если мы начнем отбивать село — пострадают свои.

Единственный эффективный метод — это переговоры. Договоренности о межпозиционных пространствах прописаны в Минских соглашениях, — добавил Эдуард Басурин. — Если они не соблюдаются — необходимо выработать и задокументировать четкие наказания за их нарушение. Чтобы предотвращать впоследствии появление подобных очагов, способных, к слову, выступить как повод к широкомасштабным боевым действиям.

Вода, уголь, продукты

Как рассказали «Известиям» в представительстве ДНР в Совместном центре контроля и координации (СЦКК), в настоящее время страдают и ближайшие к Старомарьевке населенные пункты. Так, уже через несколько часов после ее захвата силами ВФУ был обстрелян райцентр Тельманово, находящийся в каких-то 6 км по соседству: мины повредили несколько домов, 12 трансформаторных подстанций, оставили город — школы, больницы — без света и воды. Обстрелы продолжились также несколько последующих дней, вплоть до текущей недели.

— Сейчас в Старомарьевку имеет доступ международная организация «Красный Крест» (МККК), — поделилась с «Известиями» заместитель руководителя представительства ДНР в СЦКК Наталия Шуткина. — После захвата села Красный Крест побывал там трижды. Все три раза мы обеспечивали их проезд на место: обращались с соответствующими запросами в ОБСЕ, те, в свою очередь, к украинской стороне, чтобы обеспечить режим тишины.

МККК
Фото: Global Look Press/Alexander Rekun

Как рассказал «Известиям» глава офиса МККК в Донецке Мажд Фархат, во время первого приезда миссии 30 октября жителям Старомарьевки были переданы продуктовые наборы, в которые входят: 2 кг гречневой крупы, 3 кг макарон, 1 кг риса, 1 кг сахара, 5 кг муки, две бутылки растительного масла, четыре банки консервированной сайры, две банки тушенки на человека. Также гигиенические наборы. Плюс питьевая вода — по 18 л (в селе в наличии только техническая вода). И аккумуляторные лампы для автономного энергообеспечения. В последующие два раза, 1 и 2 ноября, доставлен уголь — по 2,5 т на домохозяйство, всего более 150 т. Его должно хватить до конца отопительного сезона.

По поводу положения дел в селе в Красном Кресте ограничились таким комментарием: «Мы оказываем гуманитарную помощь жителям 57 населенных пунктов, большинство из которых находятся на линии соприкосновения. Во всех, включая Старомарьевку, люди продолжают жить в условиях неопределенности, на плечи всех война легла тяжелым бременем».

Звуки разрывов

Что касается других районов на линии фронта, то они подвергаются обстрелам всю неделю: звуки разрывов слышны среди бела дня даже в центре Донецка.

Наиболее вопиющий случай произошел четыре дня назад в поселке Гольмовское, что рядом с Горловкой.

Трое мужчин-сельхозработников — Юрий, Саша и Андрей — стояли рядом с усадьбой, — рассказала «Известиям» глава гольмовской администрации Елена Ходусова. — Со стороны Украины в небе появился беспилотный летательный аппарат, который какое-то время барражировал над поселком, а потом, остановившись над усадьбой, сбросил на людей взрывное устройство, начиненное поражающими элементами.

Все трое получили тяжелые ранения. В состоянии самостоятельно передвигаться был только Юрий. Он пошел к людям, теряя время от времени сознание, приходя в себя и продолжая где-то идти, где-то ползти... Дойти ему удалось. Спустя полчаса на место разрыва прибыли три машины скорой помощи. Все пострадавшие до сих пор находятся в больнице. Один — Андрей — в коме.

История с занятием Старомарьевки предсказуемо сказалась на настроениях во всей республике. Главный вопрос: что ждать дальше, если подобное возможно?

преступление
Фото: ТАСС/Валентин Спринчак

Сложнее всего приходится тем, чьи окна (занавешенные и забитые, чтобы не светить огнем и не провоцировать) выходят на позиции ВФУ — в том же Тельмановском районе, или соседнем Новоазовском, или на окраинах Донецка и Горловки.

Чувства, которые испытываешь, пересекая блокпост и входя в «серую» зону, где на тебя с большой долей вероятности смотрит кто-то с другой стороны в прицел, трудно передать. Жителям нейтральной территории приходится испытывать их каждый день. Теперь сюда добавилось и чувство зыбкости и еще большей незащищенности: как жить дальше, как строить планы, если завтра ты можешь проснуться под чужим флагом? А ведь практически у всех имеются, с точки зрения Киева, террористические паспорта ДНР и автомобильные номера с черно-красно-голубым флагом: и то и другое преследуется на Украине по самым тяжелым статьям.

Многие жители соседнего со Старомарьевкой городка Тельманово категорически отказываются общаться с журналистами, особенно телевизионными, чтобы «не светить свое лицо». «Если завтра сюда придут ВФУ, как быть нам?» — спрашивают они справедливо.

Нынешняя ситуация привнесла новые штрихи в военно-полевую картину жизни Донбасса. У людей появились вопросы. И, вероятно, ответы на них даст дальнейшее развитие ситуации вокруг Старомарьевки.

Сергей Прудников, Донецк

Читайте также
Прямой эфир