Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Кириенко заявил о выходе фестиваля «Таврида.АРТ» на международный уровень
Мир
Сальвадор предложил использовать биткоин в расчетах с Россией
Мир
В СМИ рассказали об угрозе развала фронта для ВСУ при потере Мирнограда
Экономика
Россия к концу года достроит в Сирии мельничный комплекс
Мир
Сальвадор изучает возможность присоединиться к БРИКС
Мир
Ynet сообщила об отсутствии у Израиля планов по полномасштабной войне с Ливаном
Общество
В Башкирии почти 100 человек эвакуировали с подтопленных территорий
Происшествия
Губернатор Орловской области сообщил о повреждении электростанции после атаки БПЛА
Мир
Вице-премьер Словакии отказался ехать на закрытие ОИ-2024 из-за церемонии открытия
Происшествия
Пушилин сообщил о гибели мужчины при атаках ВСУ в ДНР
Культура
Кириенко назвал фестиваль «Таврида.АРТ» академией для молодых творцов
Общество
За полгода в Сеть утекло 140 млн номеров россиян
Происшествия
Украинский беспилотник атаковал заправку в Донецке
Мир
Белый дом обвинил «Хезболлу» в ракетной атаке на Голанские высоты
Спорт
Французская велогонщица Лекомт избежала серьезных травм после падения на Олимпиаде
Происшествия
Губернатор Богомаз сообщил об уничтожении БПЛА над Брянской областью
Мир
В посольстве Ирана сообщили о двусторонней встрече Пезешкиана и Володина
Общество
День ВМФ в Петербурге завершился праздничным салютом
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Роскомнадзоре допустили применение к иностранным ИТ-компаниями «мер принуждения» в рамках закона «О приземлении». Такими мерами может стать запрет на размещение объявлений для российских рекламодателей в сервисах зарубежных интернет-компаний, работающих на территории РФ. Об этом сказали «Известиям» в ведомстве, комментируя неисполнение Google требований российского законодательства и повторное составление протокола в адрес корпорации. Эксперты соглашаются с ведомством в том, что удар по кошельку ИТ-компаний может стать самым эффективным методом воздействия на них. Представители рекламного рынка считают, что такие меры будут неприятны для российских игроков. Впрочем, они уверены, что Google в таком случае пострадает сильнее.

Навались

В Роскомнадзоре не исключают применения в отношении владельцев иностранных интернет-ресурсов, нарушающих требования российского законодательства, «меры принуждения», рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства. Такими полномочиями, уточнили там, службу наделил подписанный президентом РФ в июле закон «О приземлении» (№ 236-ФЗ), который вступает в силу 1 января 2022 года. Исходя из того, что иностранные интернет-компании осуществляют на территории России в первую очередь коммерческую деятельность, наиболее действенными в отношении них могут быть меры экономического характера.

— Одной из таких мер может выступать запрет на распространение рекламы на ресурсе-нарушителе, а также рекламы данной интернет-компании у сторонних рекламодателей на территории РФ, — гласит сообщение регулятора.

Реализация мер, связанных с запретом рекламы, возлагается на ФАС России, уточнили в ведомстве. Решение о применении такой меры будет принимать Роскомнадзор.

«Известия» направили запрос в ФАС.

роскомнадзор
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

В РКН также добавили, что для «принуждения» наиболее злостных нарушителей законодательства Российской Федерации допускается замедление скорости трафика и блокировка интернет-ресурса.

«Меры принуждения» в РКН упомянули, комментируя неисполнение требований российского законодательства компанией Google. Ранее, 27 октября, в отношении корпорации был составлен протокол за повторное нарушение порядка ограничения доступа к материалам, содержащим запрещенную информацию. Такое несоблюдение подразумевает административный штраф, который может составлять 5–10% от годового оборота интернет-компании. Точная сумма штрафа назначается судом.

— Составленный 27 октября повторный протокол в отношении Google содержал ссылки на восемь материалов на видеохостинге YouTube (принадлежит компании Google LLC), которые ранее Роскомнадзор уже требовал удалить. Несмотря на составленный повторный протокол указанные материалы на текущий момент не удалены, — пояснили в ведомстве «Известиям».

Вместе с тем РКН отметил, что Facebook в аналогичной ситуации подчинилась закону и оперативно удалила девять материалов, ставших основанием для составления протокола о повторном правонарушении.

facebook
Фото: REUTERS/Dado Ruvic

В российском представительстве Google отказались от комментариев.

По больному месту

Председатель комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн напомнил, что иностранные ИТ-гиганты регулярно становятся нарушителями законов. И Россия в данном случае — не исключение.

— Комиссия по защите данных оштрафовала мессенджер WhatsApp на €225 млн за нарушение правил Евросоюза по обработке личных данных пользователей. Антимонопольный регулятор Франции требует с Google €500 млн за невыполнение нескольких судебных постановлений, вынесенных в апреле 2020 года. Власти Южной Кореи оштрафовали Facebook и Netflix за нарушение правил конфиденциальности в общей сложности на $5,7 млн, — перечислил эксперт.

Россия, по его словам, как и другие цивилизованные страны мира, может и обязана защищать своих граждан и бизнес от произвола техногигантов и требовать от них беспрекословного исполнения действующего национального законодательства. Экономические санкции в этом ключе становятся самыми эффективными, поскольку технологические корпорации — в первую очередь частные компании, нацеленные на получение прибыли.

программист
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Директор ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков также считает обсуждаемые экономические меры воздействия на ИТ-гигантов справедливыми, поскольку корпорации зарабатывают большие деньги во всех странах, но плохо исполняют законы большинства из них. Удар по заработку таких компаний кажется самым эффективным рычагом давления на них.

— К тому же иностранные компании довольно нехотя тратятся на модерацию контента за пределами США. Например, недавнее раскрытие внутренних документов Facebook показало, что 84% бюджета, которые выделяются на модерацию, тратятся в США. При этом жители Штатов составляют менее 10% аудитории Facebook. По-моему, это довольно показательный пример того, как ИТ-гиганты пренебрежительно относятся к зарубежным рынкам, в том числе и к России, — заметил Владимир Зыков.

Не всё так сладко

Представители рекламного рынка соглашаются, что мера принуждения через запрет рекламы эффективна. Однако отмечают, что в случае его использования могут пострадать и российские игроки рекламного рынка.

Член правления Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) Екатерина Коляда считает, что запрет на размещение рекламных объявлений в сервисах иностранных интернет-компаний, в частности Google, будет неприятен для российских участников отрасли. Впрочем, она соглашается, что Google от такой меры потеряет больше.

Поскольку регулятивные меры в отношении соблюдения законов в данном случае задевают несколько сторон, они будут чувствительны и для рекламодателей тоже. Конечно, за последнее время игроки вынужденно стали гибкими и в случае такого решения найдут другие каналы для нужного трафика рекламы. Поэтому для Google это более существенная потеря доли рынка, — уверена Екатерина Коляда.

гугл
Фото: ТАСС/Сергей Коньков

Директор по маркетингу Epicstars Лейла Салиева согласна с тем, что интернет-компании должны соблюдать российское законодательство. При этом она отмечает, что в случае запрета на размещение рекламы в Google участникам рынка должны быть предоставлены альтернативы.

— Монополии — это всегда плохо, так как пропадает альтернатива при выборе инструментов, а значит, необходимо предложить какие-то другие варианты, и одного «Яндекса» тут недостаточно, — считает Лейла Салиева.

Ее тревогу не разделяет коммерческий директор digital-агентства «Интериум» Андрей Ермошкин. Он считает, что рынок в России изворотлив — всегда есть альтернативные решения, над которыми игроки будут работать.

Говорить о том, что Роскомнадзор блефует, я бы не стал. Все мы прекрасно помним, как недавно они смогли притормозить работу Twitter, — подчеркнул эксперт.

Эксперт заключил, что стопроцентной блокировки сервисов Google в России, по его мнению, пока не предвидится.

Прямой эфир