Странные в ЕС: члены Евросоюза не согласовали общий подход к энергокризису
Лидерам стран ЕС во время саммита, открывшегося 21 октября, не удалось достичь единого подхода к способам преодоления энергетического кризиса. Если северные государства посчитали скачок цен краткосрочным последствием выхода экономики из пандемии, то южные потребовали структурных изменений на энергетическом рынке. Как заявили «Известиям» эксперты и европейские политики, главной причиной свалившихся проблем стал поспешный переход на зеленую экономику, вследствие чего традиционные энергоносители стали стоить почти столько же, сколько альтернативные. В действительности выйти из кризиса ЕС помог бы скорейший запуск «Северного потока – 2» (СП-2), который обеспечил бы стабильные поставки газа в долгосрочной перспективе, уверены опрошенные европейские депутаты.
Переходный период
Главной темой саммита лидеров стран Евросоюза стал газовый кризис, нагрянувший в Европу еще в преддверии отопительного сезона. Цена ноябрьских фьючерсов на газ в Европе к закрытию торгов 21 октября хотя и снизилась на 6% к расчетной цене среды, но всё равно осталась выше $1050 за 1 тыс. куб. м, свидетельствуют данные торгов на ICE Futures.
По итогам первого дня саммита лидеры стран — членов объединения частично одобрили пакет мер, предложенных Еврокомиссией (ЕК). «Набор инструментов, представленный в сообщении ЕК по борьбе с ростом цен на энергию, содержит полезные меры как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе», — говорится в итоговом документе.
Евросовет предложил следующее:
— незамедлительно использовать странам-членам и ЕК набор инструментов для оказания краткосрочной помощи самым уязвимым потребителям и европейским компаниям, принимая во внимание разнообразие и специфику ситуации в странах-членах;
— оперативно рассмотреть среднесрочные и долгосрочные меры, которые способствовали бы ценовой доступности для потребителей и компаний, повышению устойчивости энергосистемы ЕС и внутреннего энергетического рынка, а также обеспечению безопасности поставок и поддержке перехода к климатической нейтральности;
— Европейскому инвестиционному банку нужно изучить способы ускорить инвестирование в энергетический переход с целью снижения рисков и сбоев в будущем, а также удовлетворения глобальных амбиций Европы.
Тем не менее достичь единого подхода к решению энергетического вопроса странам пока не удалось. Так, предложение Испании, Италии и Греции о совместных закупках газа не встретило отклика со стороны ФРГ, Нидерландов и других стран, которые расценивают нынешнее повышение цен как краткосрочное явление. Польша, Чехия и Испания попросили ЕС ограничить действия спекулянтов на углеродном рынке, из-за которых, по их словам, поднялись цены на квоты за выбросы CO2 до рекордных высот.
В беседе с «Известиями» замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отметил, что цены на газ в Европе не отражают реальную ситуацию со спросом и предложением.
— Цены спекулятивно завышены относительно других энергоносителей. Можно было бы сказать, что в них заложены опасения относительно доступности газа в течение наступающего отопительного сезона, но тогда рост произошел слишком рано. Думаю, регуляторы могли бы пригрозить биржевым спекулянтам и создать условия для дополнительного притока газа в ЕС, — подчеркнул эксперт.
Тем не менее, по его словам, Евросоюз ограничивается декларациями о поддержке малоимущих потребителей, пострадавших от высоких спотовых цен. Это, по мнению Алексея Гривача, подтверждает подозрения, что столь высокие цены в Европе возникли как минимум с одобрения руководства ЕС, чтобы оправдать гигантские затраты на энергопереход и реабилитировать предстоящий рост цен на энергию для потребителей в связи с отказом от традиционных источников энергии.
— Уже сейчас цены [на газ] в Европе в два раза выше, чем цены на нефть, он в 4–5 раз дороже угля. И возможны новые скачки в течение зимы, если будет холодно и возникнет реальный дефицит газа, — заключил эксперт.
Опьянение зеленой политикой
Позицию по отношению к энергетическому кризису еще 20 октября во время пленарной сессии Европарламента представила глава ЕК Урсула фон дер Ляйен. По ее словам, основная причина скачка цен на энергоносители — это восстановление мировой экономики после пандемии. При этом она подчеркнула, что ЕС слишком сильно зависит от импорта газа, и потому важно расширять число его поставщиков. Косвенно причастной к газовому кризису в ЕС Урсула фон дер Ляйен назвала Россию. По ее словам, «Газпром» выполнял долгосрочные контракты, однако «не ответил на более высокий спрос, как он делал это в предыдущие годы».
О том, что Москва на самом деле готова поставить Европе больше газа, но не в ответ на претензии политиков с трибун или страниц газет, заявил 19 октября постпред РФ при ЕС Владимир Чижов. По его словам, к российским поставщикам, в том числе к «Газпрому», должны обратиться конкретные покупатели, которые предоставили бы определенные заявки по соответствующим ценам. «А заявок-то нет», — отметил дипломат.
Как пояснили «Известиям» в Европарламенте — основная причина газового кризиса в Европе кроется в поспешном переходе на альтернативные источники энергии.
— В энергетическом кризисе виновата не Россия, а непродуманная энергетическая политика ЕС под руководством ФРГ, опьяненной идеями о зеленом переходе. ЕС не заключает долгосрочных контрактов на поставку энергии в течение многих лет, а покупает газ и нефть на нестабильных спотовых рынках. Предположение о том, что цены на ископаемое топливо будут продолжать падать из-за климатической политики, теперь оказывается очень дорогостоящей ошибкой, — заявил «Известиям» депутат Европарламента от немецкой партии «Альтернатива для Германии» Гуннар Бек.
По его словам, механизм ценообразования квот на выбросы CO2 делает все традиционные виды энергии почти такими же дорогими, как и альтернативные. Как следствие, инфляция в одной Германии выросла до 5%, и негативная тенденция, по прогнозам экспертов, сохранится, посетовал евродепутат.
О том, что «утопические фантазии ЕК» в области климатической политики стали причиной энергетического кризиса в ЕС, заявил перед началом саммита 21 октября и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
Особенно интересно в этом контексте звучит замечание Урсулы фон дер Ляйен от 20 октября. Тогда глава ЕК подчеркнула, что, помимо наращивания темпов по переходу на зеленую экономику, крайне важно сохранить газ в качестве «переходного топлива».
Поток сознания
Обвинительная риторика в адрес РФ исходит зачастую от Анналены Бербок, сопредседателя партии «Зеленые», которая, вероятно, попадет в новое правительство ФРГ. «Нынешние высокие цены на газ являются прежде всего результатом высокого спроса и низкого предложения. При этом можно наблюдать и игру России в покер», — заявила недавно политик. По ее словам, РФ намеренно снизила поставки в ЕС, чтобы таким образом добиться скорейшего ввода в эксплуатацию «Северного потока – 2».
Тем не менее опрошенные депутаты бундестага выражают альтернативную позицию.
— Само собой разумеется, что Россия и ЕС должны тесно сотрудничать, чтобы преодолеть газовый кризис. В том числе помочь может скорейший запуск проекта СП-2, — заявил «Известиям» экс-глава партии «Левые» Грегор Гизи.
Как отметил в беседе с «Известиями» депутат бундестага от партии «Альтернатива для Германии» Ян Нольте, обвинения в адрес России в намеренном сокращении поставок — безосновательны, поскольку «Газпром» уже представил показатели, согласно которым поставки газа даже увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года.
— Мы не должны забывать о том, что многие политики, которые сейчас обвиняют Россию в газовом кризисе, хотели бы предотвратить запуск СП-2. Тем, чья непродуманная политика привела к энергетической катастрофе для менее обеспеченных слоев населения в Европе, стоило бы воздержаться от обвинений. Как раз благодаря диалогу с РФ у нас появился трубопровод, с помощью которого мы можем улучшить ситуацию, — подчеркнул депутат.
По его словам, скорейший запуск СП-2 снизит цены на газ и электроэнергию, что облегчит нагрузку, которая упала на плечи простого населения.
Споры по поводу реакции ЕС на кризис продлятся на экстренной встрече министров энергетики 26 октября. В итоговом заявлении саммита от 21 октября говорится, что главы ведомств обсудят, какие дальнейшие меры, включая использование финансовых инструментов Евросоюза, могут быть предусмотрены.