Крепкое плечо: где родители могут получить психологическую помощь
В Костроме с начала года более 2,5 тыс. родителей детей дошкольного возраста получили поддержку в консультационных центрах психолого-педагогической помощи. При этом такие центры работают и далеко за пределами Костромской области. Какую помощь могут получить российские родители и с каким проблемами они чаще всего сталкиваются в воспитании детей — в материале «Известий».
Помощь в воспитании
В Костроме с начала года более 2,5 тыс. родителей детей дошкольного возраста получили поддержку в консультационных центрах психолого-педагогической помощи. Работа центров организована в рамках проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», а сами они функционируют на базе детских садов. Там родители могут получить практическую квалифицированную помощь психологов, логопедов, дефектологов, методистов. Кроме того, центры оказывают услуги по обучению родителей практическим навыкам в разных видах деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста. Например, специалисты могут подсказать, как заниматься с ребенком физической культурой, чтением художественной литературы, как правильно организовать игровую деятельность.
В общей сложности на реализацию проекта в Костроме было направлено более 12,9 млн рублей из федерального бюджета, при этом финансовую поддержку получают дошкольные учреждения в случае победы в конкурсном отборе. В прошлом году на средства грантов была приобретена специализированная техника, оборудование и мебель для организации занятий.
Всего только в Костроме консультационные центры работают в 26 дошкольных учреждениях. В целом услугами этих центров воспользовались порядка 20 тыс. родителей детей, проживающих на территории города. Все занятия проводились на бесплатной основе. Обратиться за консультацией могут все желающие родители детей, как посещающих детский сад, так и готовящихся прийти в дошкольное учреждение.
Тонкости работы с родителями
Естественно, очень много вопросов родителей связаны непосредственно с развитием детей, рассказала «Известиям» заведующая детского сада № 2 города Костромы, руководитель консультационного центра Наталья Давыдова. Так, в центре очень востребованы услуги логопедов и дефектолога: развитие речи, постановка звуков, а также консультации, как родитель сам может помочь ребенку с такими проблемами.
— Что касается психологов, в первую очередь вопросы родителей к специалистам касаются кризисных периодов развития детей, а также адаптации ребенка, например, в условиях детского сада. Очень часто такие вопросы появляются у родителей и перед тем, как ребенок идет в школу. Никто не отменял и кризис трех лет, часто он совпадает как раз с адаптацией ребенка в детском саду. У нас также есть психолог, ориентированный именно на школьников, на период подросткового возраста. В основном темы консультаций связаны со страхами детей, трудностями такого возраста, а также проблемами во взаимоотношениях «ребенок-сверстник», «родители-ребенок».
Обращаются и родители детей, находящихся на домашнем обучении. Так, воспитатели, методисты консультируют мам, как можно самостоятельно подготовить ребенка к школе в домашних условиях, что ребенок должен знать, рассказывает собеседница «Известий».
— У нас нет как таковых занятий с детьми, — объясняет Наталья Давыдова. — Мы оказываем родителям психолого-педагогическую, методическую, консультационную поддержку в вопросах развития, воспитания, обучения. Но опять же, что касается логопеда, родитель же не может прийти без ребенка. Поэтому логопед смотрит, а затем объясняет, как можно какой-то звук поставить, какие упражнения необходимо проделывать с ребенком, какую литературу почитать, при этом родитель всегда может оставаться на связи со специалистом по телефону, через мессенджеры или соцсети. Все консультации индивидуальны, бесплатны и не имеют ограничений по времени.
Самые проблемные категории
Между тем подобные консультационные центры есть далеко не только в Костромской области. Про проект в Пензенской области «Известиям» рассказала заместитель руководителя консультационного центра «Малышкина школа» Екатерина Маркина. По ее словам, в Пензе такой консультационный центр функционирует в виде сетевого сообщества. «В рамках проекта «Малышкина школа» мы привлекаем специалистов дошкольных образовательных учреждений Пензы и Пензенской области к работе в этом консультационном центре. То есть на базе каждого образовательного учреждения создается консультационный пункт и оказывает консультации в своем образовательном учреждении по запросам родителей», — рассказывает собеседница издания. По ее словам, центр старается охватывать практически все возрастные категории, которые относятся к дошкольному детству, но к специалистам также обращаются и родители детей, обучающихся в начальной школе.
Так с какими же проблемами чаще всего обращаются родители?
— Что касается категории детей от 0, это родители, которые вот-вот родили детей и, естественно, у них есть вопросы по развитию и воспитанию детей до 1,5 года. Вопросы связаны в основном с физическим развитием ребенка и ранним развитием детей, то есть это игры, игрушки, пособия, развивающие занятия. Чаще всего мы даем консультации родителям по правильному подбору игр для своего ребенка, потому что, как показала практика за почти четыре года нашего функционирования, многие родители совершенно не разбираются в игрушках для своего ребенка, а также в том, как влияют на развития ребенка, — этого не знают.
Еще одна категория родителей — родители детей от полутора до трех лет, здесь проблемы уже более практического характера, связанные с тем, что ребенку практически пора выходить в детский сад, а он не приучен к элементарным культурно-гигиеническим навыкам, рассказывает Екатерина Маркина.
— Следующая отдельная категория — это родители трехлеток. Это самая тревожная и проблемная категория. Это связано с тем, что ребенок выходит в детский сад, а родители выходят на работу. И мало того, это всё еще сопряжено и с кризисом трех лет. Здесь мы даем консультации по правильной организации распорядка дня для ребенка и родителя, по преодолению этой психологической тревожности, а также о том, что вообще такое кризис трех лет и как его сгладить, — продолжает специалист. — Дальше родители как-то успокаиваются до 7 лет, а именно до поступления в школу. И тут они сталкиваются с проблемами подготовки ребенка к школе и в принципе его готовности к школе. Хоть педагоги и психологи и проводят диагностику, но индивидуальные консультации здесь обязательно нужны, потому что очень часто бывает так, что родители не могут адекватно оценить степень развития ребенка на данном этапе.
И отдельные категории — это родители детей с отклонениями в развитии и родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Вторая категория предполагает сугубо индивидуальный подход. «Более того, у родителей очень много проблем именно психологического характера. Бывает такое, что родители не принимают своего ребенка, стесняются, это всё очень тяжело. И у нас очень мало специалистов, именно педагогов-психологов, которые работают именно на адаптацию родителей», — говорит Маркина.
Миллионы услуг
По данным Минпросвещения, только в 2019 году в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» за услугами психолого-педагогической, методической и консультативной помощи обратилось около 1,4 млн граждан, которым оказано более 2,051 млн услуг.
Согласно информации за 2020 год, в регионах работает 163 консультационных центра, оказывающих поддержку гражданам по любым вопросам воспитания и обучения детей.
В 2020 году на едином бесплатном государственном портале по поддержке родителей «растимдетей.рф», созданном Минпросвещения России в рамках нацпроекта «Образование», также был запущен навигатор консультационных центров, с помощью которого можно увидеть полный список центров, работающих на территории определенного субъекта, с телефонами их горячих линий и, обратившись туда, получить квалифицированную помощь специалистов.