Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Переговоры в Брюсселе по ситуации на Балканах завершились условным успехом: Сербия и самопровозглашенная республика Косово договорились об отводе военных от границы. Приштинский спецназ на линии разграничения заменят силы натовской миссии KFOR, сербские баррикады у КПП будут разобраны. Источник текущего кризиса — вопрос с номерными знаками — будет устранять специальная комиссия из представителей ЕС, Сербии и Косово. Однако косовские сербы на КПП Яринье заявили «Известиям», что намерены стоять на баррикадах и ночевать в палатках до тех пор, пока Приштина полностью не отменит решение о номерах и не выполнит пункт Брюссельских соглашений о создании общины сербов Северного Косово. Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что баррикады всё же будут сломаны — самая острая фаза кризиса миновала, а новое соглашение устраивает и Белград, и Приштину.

Баррикады остаются

Реально соглашение Приштины и Белграда вступит в силу только в субботу, 2 октября. В этот день до 16:00 косовские силовики будут отведены от КПП Яринье и Брняк, уточнил спецпредставитель ЕС по Западным Балканам Мирослав Лайчак. Их место займут военные НАТО. Президент Сербии Александр Вучич подчеркнул, что подписанным соглашением Белград «отстоял свободу перемещения».

— Насильственное снятие сербских номеров при въезде в автономный край прекращено. Пошлины в размере €5 прекращают взиматься. Они не смогут снимать наши номера и ставить стикеры, — отметил политик.

Аналогично перестанут взимать €5 за въезд с косовскими номерами и сербы — и это в Приштине считают своей главной победой. Белград взимал плату за таблички 10 лет, теперь же решение этого вопроса передано комиссии ЕС.

Несмотря на соглашение о деэскалации, косовские сербы, которые уже почти две недели — с тех пор, как начался конфликт с номерами — живут на баррикадах, рассказали «Известиям», что уходить не настроены.

ночлег
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Роберт Ланский

— Пока не увижу, что албанцы отвели военных и перестали просить с нас деньги, никуда отсюда не уйду, — уточнил, разжигая на обочине дороги костер, Славко.

Он присоединился к протестующим три дня назад, привез еды и воды. Хотя продовольственного кризиса на границе не наблюдается — на подходах к КПП Яринье с косовской стороны есть пять–шесть кафе, все они заполнены людьми.

Политики ничего не добились, где обещанная община косовских сербов? Ничего не появилось, а Белград закрывает на это глаза, — мрачно бросает Славко. — Посмотрим, что они скажут в субботу, когда мы откажемся уходить.

Подписанное соглашение он не считает победой, но его мнение разделяют здесь не все. Вокруг костра Славко сидят женщины в темных куртках (30 сентября прохладно) и обращают внимание на импровизированный указатель, который они сами распечатали и закрепили на грузовике: «добродошли у заjедницу српских општина» («добро пожаловать в сообщество сербских муниципалитетов»).

В соглашении говорится, что вопрос с сербской общиной сдвинется с мертвой точки. Это же наше достижение, это мы добились на баррикадах, — обращается одна из женщин к соседкам.

Сами баррикады начинаются за полтора километра от КПП. Проезжую часть в обе стороны блокируют десятки грузовиков и машин стройтехники. Часть загружена щебнем — «чтобы было труднее сдвинуть с места, если баррикады захотят убирать силой», поясняет Славко.

На каждом столбе, на каждом грузовике до самого КПП — везде красно-сине-белые флаги Сербии. Между машинами снуют люди, по которым не сразу поймешь: протестующие это или просто те, кто только что перешел границу. В «проталинах» искусственно созданной пробки — обычные туристические палатки, перед ними разложены дрова, кое-где горят костры. Число собравшихся едва превышает 40–50 человек.

полиция
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Роберт Ланский

Сербы с недоверием (надо сказать, взаимным) смотрят на джипы военных НАТО. На дверях машин флаги США и Польши. Молодые солдаты провожают поток людей, идущих от границы, в большей степени безразлично. Чуть дальше в сторону КПП — синие военные джипы косовского спецназа. На дверях по аналогии с натовской техникой — флаги Косово.

В целом атмосфера довольно мирная, из приграничных кафе пахнет жареным мясом и жидкостью для розжига.

Вопрос решили компромиссно

Россия приветствует подписание соглашения о деэскалации между Белградом и Приштиной, заявил «Известиям» первый замглавы международного комитета Совфеда Владимир Джабаров.

— В любом случае то, что пришли к деэскалации и избежали жертв — это хорошо. Думаю, что американцы очень старались, чтобы конфликт не перешел в военную фазу. Поскольку они понимают: Косово — искусственное образование, и в случае наступления армии Сербии оно потерпит крах, — подчеркнул сенатор. — Это никак не меняет позицию России — мы не признаем Косово и считаем его оторванной на незаконных основаниях частью Сербии.

Ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН Елена Гуськова пояснила «Известиям», что подписанный договор полностью снимет напряженность на границе: сербы разбирают баррикады, албанская полиция уходит, еще две недели территорию патрулируют представители НАТО.

— Вопрос с номерами решен компромиссно: вместо покупки отдельных номеров сербам, въезжающим в Косово, нужно будет только наклеить этикетки, чтобы закрыть герб Сербии, и всё. Это никак не осложнит пропускной режим, — отметила эксперт. — Напряжение снято, перспективный план переговорного процесса в Брюсселе намечен, но сколько он продлится — будем следить. Думаю, это будут затянувшиеся переговоры, ведь речь касается не только номеров, но и сербской общины в Косово.

номера
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Роберт Ланский

Соглашение Белграда и Приштины можно считать концом инцидента с номерами, но сам этот кризис был во многом театральным представлением для внутренней и внешней публики, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Павел Кандель.

Конфликт мог использоваться в электоральных целях, у Вучича выборы в начале следующего года, у (премьера самопровозглашенной республики Косово Альбина) Курти тоже. Цели и мотивы воздействия на внутреннюю аудиторию у них одинаковые, — пояснил эксперт.

Кроме того, текущий кризис — средство привлечь внимание Брюсселя. И это сработало, констатирует балканист: в Белграде и Приштине побывали и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, и спецпосланник США по Западным Балканам Габриэль Эскобар. Подписанное соглашение о деэскалации — во многом именно их усилие, подчеркнул эксперт.

— И люди на границе всё же прислушаются к позиции Белграда, в Северном Косово всё схвачено в этом плане, поэтому быстро будет урегулирована ситуация с баррикадами, — заключил Павел Кандель.

Впрочем, вице-председатель Сербской радикальной партии Александр Шешель заявил «Известиям», что соглашение о деэскалации можно считать лишь временным.

Не думаю, что оно станет решением всех наших проблем по вопросу Косово и Метохии. Диалога, который нам нужен, нет в Брюсселе. Необходимо возвращение диалога на площадку ООН, где есть баланс между силами, которые поддерживают независимость Косово, и силами, которые поддерживают территориальную целостность Сербии и международное право, — уточнил сербский политик.

знак
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Роберт Ланский

Беженцы под мостом

Параллельно с трассой на КПП Яринье идет старая железная дорога. О ее заброшенности свидетельствуют ржавые рельсы и прогнившие шпалы. Когда-то «железка» соединяла Косовскую Митровицу с Рашкой, но после 2008 года, когда Косово провозгласило независимость, она не используется.

На ж/д насыпи — небольшие группы мужчин с рюкзаками и пакетами. Это беженцы. Как пояснят мне потом полицейские с сербской стороны границы, это мигранты из Афганистана, Сирии и Ирака. Их никто не останавливает и не досматривает — по железной дороге они беспрепятственно доходят до Рашки, а оттуда в Белград и дальше, в пределы Евросоюза.

«Мархабан», — здороваюсь по-арабски с тройкой мужчин беженцев. Они приятно удивлены, но быстро уходят дальше — до заката солнца им надо дойти до Рашки.

Сербия пропускает всех, ЕС ее хвалит за такое толерантное отношение. И хотя в целом сербы спокойно относятся к мигрантам, поскольку понимают, что эта страна — не их конечная цель, беженцы вызывают всё больше раздражения у части населения. Есть пример соседней Боснии, где мигранты решают остаться. Эта проблема также требует решения, — заключила Елена Гуськова.

Замечаю еще троих мигрантов, ночующих под мостом, прямо на бетонных плитах. Собственно, благодаря мигрантам я и возвращаюсь обратно в Сербию через КПП Яринье — вливаюсь в толпу афганцев, решивших пойти по трассе, и спокойно прохожу границу без досмотров и контролей.

Читайте также
Прямой эфир