Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

20 лет танца: фламенко, танго и катхак

Что смотреть в юбилейном сезоне фестиваля Dance Open
0
Фото: vk.com/dance_open
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Балетная азбука и испанские традиции. Индийский катхак и танцовщики-птицы. А в завершение — грандиозное гала с участием лучших солистов и трупп. Фестиваль Dance Open, проходящий в Санкт-Петербурге с 6 по 14 ноября, объявил программу XX сезона. «Известия» выбрали главные события юбилейной афиши.

«Балетная азбука»

Чтобы ответить на вопрос, почему и в XXI веке по-прежнему актуален балет, хореограф Алексей Мирошниченко сочинил видеоэкскурс, став и его сценаристом, и ведущим.

Зритель узнает, что такое гран-па, почему балерина — это профессиональный титул, а не имя нарицательное, зачем танцовщику учитель фехтования, чем отличается классика от неоклассики, а contemporary dance — от характерного танца. Помогут в этом путешествии гиперссылки на события и эпохи, персоны и судьбы, школы и шедевры, учеников и учителей. В проект включена кинохроника с участием ведущих танцовщиков мира.

6 ноября, 19:30, кинотеатр Angleterre Cinema Lounge

Вечер одноактных балетов: программа «Обращения» Национального балета Испании

«Зов болеро»

Хореография: Рубен Ольмо. Музыка: Мануэль Бустос

Поклон мастерам прошлого, определившим линию развития этого танца. После «Болеро» Мориса Бежара, вскрывшего его магические ритуальные основы, кажется, что этот танец, завораживающий своим ритмом, существовал и в глубокой древности. Тем не менее возник он сравнительно недавно, в XVIII веке, когда Европу сотрясала Война за испанское наследство. В эту эпоху кружев и шпаг танцы Андалусии обрели академическую стройность и название: la Escuela Bolera (школа болеро).

«Хауленья»

Хореография: Рубен Ольмо. Музыка: Мануэль Бустос

Танцевальный кроссворд для знатоков Испании. Возможность приобщиться к миксту из традиций болеро (la Escuela Bolera), испанского стилизованного танца (la Danza Estilizada) и неистового фламенко (el Flamenco). Арабо-мавританская гранаина (Granaina) и виртуозный сапатеадо (Zapateado) в интерпретации Рубена Ольмо.

«Вечная Иберия»

Хореография: Антонио Нахарро. Музыка: Мануэль Морено-Буэндия

Образец испанского стилизованного танца (la Danza Estilizada). Всего здесь пять частей: «Бурлеск», «Фаррука», «Праздничный танец», «Скорбная любовь Ронды» и «Танец смелых». Не для сторонников модного аутентизма, но для поклонников мощной энергетики. Еще Геродот писал о знойной Иберии, имея в виду Пиренейский полуостров, известный всему эллинскому миру. А сам спектакль появился благодаря находке старой партитуры: в 1963 году композитор Мануэль Морено-Буэндия по просьбе хореографа Антонио Руиса Солера написал для балета Eterna Castilla («Вечная Кастилия») симфоническую поэму Celtiberia («Кельтиберия»). Именно эта композиция вдохновила Антонио Нахарро представить свое видение испанского танца.

«О, фламенко. Памяти Марио Майя»

Хореография: Марио Майя, Милагрос Менхибар, Рафаэла Карраско, Исабель Байон, А. Руэда Тона, Маноло Марин. Музыка: Марио Майя, Диего Карраско, Хесус Торрес, Мораито Чико, Лос дель Рио

Посвящение Марио Майя — танцовщику, хореографу, композитору. В 1994 году он основал Театр танца Андалусии (Compañía Andaluza de Danza), ныне — Балет фламенко Андалусии (Ballet Flamenco de Andalucía). Ему танцевальный мир обязан новым стилем, синтезирующим искусство балета с фламенко.

8 и 9 ноября, театр-фестиваль «Балтийский дом», основная сцена

Вечер одноактных балетов: программа «Золотой сезон» труппы Introdans (Нидерланды)

Труппа из Нидерландов Introdans отмечает 50-летие — и одно из немногочисленных в период пандемии юбилейных выступлений она представит на фестивале Dance Open.

«Что если...»

Хореография: Акрам Хан. Музыка: Нитин Соуни, Джон Освальд. Сценография: Аниш Капур

Акрам Хан давно имеет негласное звание гуру мирового танца, сочетая в своих композициях на первый взгляд несочетаемое. Древний индийский катхак сливается с европейским contemporary dance. Любители мифологических историй прочтут здесь сюжет о созидательной и разрушительной силе великого Шивы, сотворившего Вселенную. Балетоманы отметят неисчерпаемую фантазию и свободу в воплощении сложных телесных практик. А знатоки индуистской религии насладятся магией храмового ритуала. Сам хореограф, ставя свои балеты, не требует от зрителей каких-либо специальных знаний. «Те, кто ходит на мои спектакли, должны разглядеть в них себя», — утверждает он.

«Прихоть»

Хореография: Александр Экман. Музыка: Антонио Вивальди, Марсель де Лакур, Эдмундо Рос, Нина Симон

Александр Экман не считает балетное искусство чем-то загадочным и далеким от реальности. Балерины-небожительницы и принц из сказок никогда не были героями его композиций. Он, не задумываясь, приземляет романтику и вносит в балет повседневность. А также не делит музыку, к которой обращается, на «высокую» и «повседневную». Самые же главные достоинства Экмана — не покидающее его чувство юмора, ирония и самоирония. Всё это есть в «Прихоти». Здесь Вивальди мирно уживается с Ниной Симон, а танец — с кашлем, зеванием и перебранками. Этот балет для 14 танцовщиков уместно назвать историей капризов. А вот жанр представления определить затруднительно: это и мюзикл, и перформанс, и скетч.

«Прогулка»

Хореография: Роберт Баттл. Музыка: Джон Маки

Успешная попытка поменять стандартный взгляд на привычный жанр. Когда-то танго было дерзким танцем завсегдатаев портовых таверн, но затем вышло на профессиональные подмостки и «заглянцевалось». Роберт Баттл славится умением возвращать вещам первоначальную суть — вот и на этот раз он словно взрывает танец изнутри. За каждым лирическим движением ансамбля и солистов следует другое — инстинктивное, площадное, а то и вовсе природное. Приближаясь к финалу, танцовщики уже напоминают птиц: то клюющих друг друга, то толкущихся на насесте. Музыка Джона Маки, специально созданная для этого балета, изобретательно подчеркивает все интриги танцевального сюжета.

11 и 12 ноября, Театр музыкальной комедии

Гала звезд мирового балета

Одно из самых ожидаемых балетных гала, и не только в России. Организаторы всегда стараются насытить его премьерами, представив лучшее, что свершилось в мировом балете за отчетный год. В этом сезоне ожидаются эксперименты с составом: в гала примут участие не только примы и премьеры с сольными номерами, но и целые труппы, как, например, Introdans и Antonio Najarro Dance Company.

14 ноября, Большой концертный зал «Октябрьский»

Читайте также
Реклама
Прямой эфир