Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Долина переносила срок сделки по продаже квартиры на 10 дней
Армия
Система «Купол Донбасса» за неделю предотвратила 295 атак ВСУ
Спорт
Овечкин обошел Ягра по очкам в большинстве в НХЛ
Происшествия
В Саратовской области произошло массовое ДТП с участием четырех автомобилей
Происшествия
ФПК изменила маршруты 12 поездов из-за схода вагонов в Пензенской области
Мир
Ушаков усомнился в конструктивности вклада Европы и Украины в мирный план США
Происшествия
В Махачкале сильный ветер снес рекламную конструкцию со здания ТЦ
Мир
В НАТО призвали готовиться к глобальному морскому вызову со стороны России
Мир
Газета Politico сравнила Трампа с Гринчем
Мир
Депутат бундестага Кизеветтер призвал передать Киеву ракеты Taurus
Спорт
«Флорида Пантерз» одержал крупную гостевую победу над «Даллас Старз» в НХЛ
Мир
Таиланд ввел комендантский час вдоль границы с Камбоджей
Армия
ВС РФ уничтожили командный пункт ГУР в Черниговской области
Общество
Песков рассказал о любви Путина к вождению автомобиля
Общество
Пять поездов в сообщении с Крымом задерживаются в пути
Мир
Число жертв тропического шторма на Шри-Ланке достигло 643
Происшествия
В Саратовской области из-за ветра повреждены ЛЭП в 205 населенных пунктах
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Страховщики отметили резкий рост ущерба от системы «Е-Гарант» в ОСАГО. Об этом заявили 63% участников рынка, говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой компании КПМГ, с которым ознакомились «Известия». По мнению респондентов, система требует доработки — необходимо устранить возможности по оформлению фальшивых полисов. Опрошенные «Известиями» компании подтвердили сложности, возникшие с использованием системы. Отсутствие проверки данных по договорам в «Е-Гарант» федеральными органами исполнительной власти, позволяет злоумышленникам указывать ложные данные и получать меньшую цену полиса, отметили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Впрочем, страдают и клиенты — мошенники продают им страховки по полной стоимости, однако автовладельцы рискуют не получить выплаты, предупреждают эксперты.

Лазейка для мошенников

В 2021 году 63% респондентов подтвердили резкий рост ущерба в результате работы системы «Е-Гарант» в ОСАГО, при этом в 2020-м таких ответов было только 6%, следует из данных КПМГ. Компания опросила руководителей страховых компаний, совокупная доля которых на рынке составила 60%. Страховщики отметили, что сервис «Е-Гарант» требует доработки — нужно сделать так, чтобы через него нельзя было мошенничать и оформлять фальшивые полисы.

Справка «Известий»

«Е-Гарант» — это система, созданная РСА для электронного оформления ОСАГО. В нее могут обратиться клиенты, которым отказали в покупке полиса на сайте страховой компании. Чаще всего это потребители из убыточных категорий. Сервис распределяет обратившихся по квотам разным страховщикам, и клиент может выбрать любого из доступных.

В эту систему вытесняется всё больше полисов с признаками мошенничества, так как в других каналах продаж компании ужесточают правила предоставления услуг и усложняют алгоритмы сегментации и тарификации клиентов. Кроме того, в них выше возможности по борьбе с преступностью на этапе заключения договора. Так, в «Е-Гарант» увеличивается количество посредников, оформляющих полисы с искажением информации, рассказал заместитель директора практики по работе со страховыми компаниями КПМГ в России и СНГ Владимир Шур.

Электронное ОСАГО
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В РСА подтвердили проблемы с сервисом «Е-Гарант». При заключении с его помощью электронного договора ОСАГО данные заявления проверяются в федеральных органах исполнительной власти, однако иногда этого не происходит из-за плохого взаимодействия с ними или из-за недостаточной пропускной способности их систем. При отсутствии ответа исполнительных властей сведения полиса проверяются в Автоматизированной информационной системе (АИС) ОСАГО, куда злоумышленники могут заранее загрузить недостоверную информацию. Недобросовестные посредники и клиенты этим пользуются и указывают в заявлении неверные сведения, чтобы снизить стоимость полиса, объяснили в пресс-службе РСА. Так, введенные данные могут содержать меньшую мощность ТС или некорректный адрес собственника или же вообще не иметь никакого отношения к владельцу автомобиля и его машине. Прорабатываются механизмы, которые помогут снизить число таких действий, сообщили в РСА.

Убыточный сегмент

В крупнейших страховых компаниях подтвердили резкий рост ущерба от сервиса «Е-Гарант» в первом полугодии 2021-го. Это связано с повышением числа заключенных в системе договоров ОСАГО и возможностью внесения недостоверных сведений для занижения цены полиса, сообщила руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО компании ВСК Татьяна Кудрявцева.

Для противодействия злоумышленникам требуется улучшить систему ОСАГО и продолжить либерализацию тарифов, уверен руководитель дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. По его словам, на текущий момент сегменты с заниженной стоимостью занимают 20–25% рынка, при этом убыточность постепенно растет, а тарифный коридор остается прежним.

оформление полиса ОСАГО
Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

Убытки от сегмента «Е-Гарант» в первом полугодии 2021-го увеличились почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, рассказал директор по управлению портфелем ОСАГО ПАО СК «Росгосстрах» Юрий Стрекалов. По его словам, сложности с системой также были связаны с выпадением некоторых компаний из распределения продаж, из-за чего показатели у оставшихся росли. РСА ведет работы по созданию перестраховочного пула, который в дальнейшем может заменить эту систему, добавил Юрий Стрекалов. То есть в будущем может появиться объединение компаний, совместно страхующих риски клиентов в отдельных сферах.

Проблемы для всех

На «Е-Гарант» жалуются и страховщики, и клиенты, рассказала директор страховых рейтингов НРА Татьяна Никитина. Первые сообщали, что при обновлении лимитов полисы бронируются третьими лицами и становятся недоступными для обычных потребителей, а вторые обращались из-за неправомерных отказов в заключении договоров — например, якобы из-за несоответствия данных действительности. Купить ОСАГО через «Е-Гарант» часто не получается, так как компании не пропускают клиента через свою систему из-за «технической ошибки», а на самом деле — потому что потребитель относится к убыточной категории. Но и у другой организации клиент не может оформить полис, так как нужно ждать обновления лимитов и доступности других страховщиков, объяснила эксперт. Если доля какой-то компании не исчерпана, новая сессия не начинается. При этом проблема сегментирования и тарификации в ОСАГО существует. Так, максимальные цены полисов для молодых водителей, таксистов и владельцев грузовиков не покрывают расходов страховщиков, уверена Татьяна Никитина.

Оформление ОСАГО
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Другая сложность с «Е-Гарантом» — высокий уровень мошенничества, считает доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Денисов. Наиболее популярной схемой стала перепродажа страховки клиенту с получением с него полной суммы, но оформлением полиса на мотоцикл по самому дешевому тарифу. Мошенничество в этой сфере может достигать 7–12% от числа всех проданных электронных страховок, сообщил эксперт. В первом полугодии 2021-го через «Е-Гарант» было оформлено более 1,25 млн договоров, добавила Татьяна Никитина.

В «Сравни.ру» подтвердили схему обмана. В 2021 году недобросовестные игроки начали зарабатывать, резервируя полисы в системе для последующей продажи. Однако клиенты рискуют не получить выплаты по такой страховке, так как в ней указаны неверные сведения.

Читайте также
Прямой эфир