Судьба резидентов: компаниям в ОЭЗ предложены новые льготы
Новые льготы для развития технологий в рамках импортозамещения предлагаются в законопроекте о пониженных тарифах по уплате страховых взносов для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ), который планируют внести в Госдуму. Это может стать хорошим стимулом развития для работающих в России инновационных компаний, рассказали «Известиям» эксперты.
Внедряем лучшее
Законопроектом предлагается установить тариф по уплате страховых взносов в течение 10 лет в размере 7,6% для резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа, проекты которых направлены на создание новых технологий и разработок. Пока такая льгота действует только для резидентов ОЭЗ, работающих в IT-сфере.
«Технико-внедренческий тип компаний означает, что эти компании придумывают и запускают новейшие разработки, продукты, технологии», — объяснила «Известиям» управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.
Нанимаем сильнейших
Развитие технологий, особенно прорывных, требует найма дорогих, уникальных специалистов. В результате доля затрат на фонд оплаты труда в бюджете разработок по проекту может доходить до 70–100%, подсчитал для «Известий» исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов. По его словам, не все сотрудники понимают, что работодатель платит 30% от ФОТ в качестве страховых взносов. «То есть в случае разработки новой технологии, ее себестоимость может стать дороже на 20–30% за счет страховых взносов. Снижение страховых взносов до 7,6% для резидентов ОЭЗ позволит в 3–4 раза снизить расходы на страховые взносы. В результате себестоимость разработок снизится на 12–22%, это существенная разница», — рассказал Артем Тузов.
Как подсчитали в Совфеде, где и подготовлен законопроект, средняя заработная плата в компании-резиденте технико-внедренческой ОЭЗ составляет более 60 тыс. рублей, напоминает Екатерина Косарева.
«Любое снижение социальных взносов позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции и сократит сроки выхода инвестиционных проектов на окупаемость», — подтвердил управляющий партнер SBS Consulting Владимир Самохвалов.
Проекты технико-внедренческого типа требуют существенных инвестиционных и временных затрат, добавил Артем Тузов. «Фактически инвестор несколько лет тратит деньги, без гарантий на положительный исход проекта. Было бы разумным сделать отдельный налоговый режим для таких компаний, при котором налоги платятся только после того, как инвестиции окупятся, то есть развернуть налоговую систему в сторону защиты капитала инвестора», — сказал он.
Модернизация и импортозамещение
Развитие ОЭЗ и территорий опережающего развития (ТОР) крайне необходимо для модернизации отечественной экономики, ухода от сырьевой зависимости, создания значительного количества предприятий перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных и наукоемких производств.
«Именно такие компании, создающие наиболее современные разработки и технологии, которые направлены не только на импортозамещение, но и на импортоопережение, конечно, в первую очередь нуждаются в поддержке со стороны государства», — отметил гендиректор «Глобалтехэкспорт» Филипп Тупоносов. По его словам, распространение льгот на более широкий спектр компаний помимо IT поможет активному развитию высокотехнологичных продуктов и инновационных разработок.
С ним согласен Алексей Коренев. «Наличие налоговых и иных преференций исключительно для ограниченного круга предприятий, ориентированных, к примеру, только на IT-направления, не только сдерживает рост компаний других направлений, но и в итоге негативно сказывается на темпах развития самих IT-корпораций. Ведь те, кто в конечном итоге должен пользоваться их продукцией, но не имеет соответствующих льгот в тех же ОЭЗ, а значит, и не может в полной мере использовать имеющийся у IT-специалистов потенциал», — подчеркнул аналитик.
Само по себе неравенство в части льгот по производственному признаку не совсем логично. «Так что предложение установить пониженные тарифы по уплате страховых взносов для резидентов ОЭЗ, необязательно относящихся к IT-сегменту, выглядит вполне разумным и своевременным, тем более что в конечном итоге данные меры должны принести в федеральный и региональные бюджеты дополнительно порядка четверти триллиона рублей», — заявил Алексей Коренев.
«Очевидно, что Россия нуждается в новых технологиях, не только в сфере IT. Часть санкций направлена на то, чтобы затруднить нам доступ к высокотехнологичным разработкам и оборудованию, в результате приходится самостоятельно получать к ним доступ за счет собственных НИОКР. В России есть уникальный опыт еще со времен СССР по импортозамещению технологий, но такая деятельность в основном находится в военных и аэрокосмических областях, а резиденты ОЭЗ смогут вести ее и на коммерческой основе для гражданского применения», — добавил Артем Тузов.
Что дальше
Законопроект предусматривает создание к 2022 году более 22 тыс. рабочих мест в ОЭЗ технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Московской, Томской областях. «В целом можно сказать, что первоначальный долгий и затратный процесс по созданию научных кластеров в регионах РФ на базе вузов и с привлечением внешнего капитала для коммерческого внедрения разработок завершается. И законопроект направлен на то, чтобы государственный капитал в таких кластерах постепенно разбавлялся частным, ориентированным на доходность от проектов», — говорит Артем Тузов.
«После апробации льгот на резидентах ОЭЗ нужно поднимать вопрос о распространении данной практики в целом в обрабатывающей промышленности — машиностроении, легкой промышленности, глубоких переделах химической промышленности и так далее. В этом случае мультипликативный эффект от подъема производства должен перекрыть выпадающие платежи вследствие снижения ставок», — резюмировал Владимир Самохвалов.