«Большинство россиян не имеют представления о важности персональных данных»
В России создан первый Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде, специалисты которого будут бесплатно консультировать россиян, ставших жертвами незаконного использования персональных данных, насчет отстаивания их прав и интересов. Об этом в интервью «Известиям» рассказала первый заместитель генерального директора ФГУП «Главный радиочастотный центр» (предприятие, подведомственное Роскомнадзору, которое занимается научно-исследовательскими и экспериментальными работами в сфере связи, ИТ и инфобезопасности) Людмила Куровская. Юристы и ИТ-специалисты центра уже в этом году начнут рассматривать обращения граждан и помогать им составлять правильные исковые заявления в суд по теме персональных данных.
«Защищать право на неприкосновенность частной жизни»
— «Известия» узнали о создании Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде. Чем будет заниматься новая структура?
— Главная задача центра — это защита прав и интересов граждан при нарушениях и незаконных действиях, которые связаны с использованием их персональных данных. Я имею в виду причиненный материальный, моральный и иной вред.
К сожалению, большинство россиян не имеют представления о важности персональных данных, не знают своих прав, зачастую не вникают в текст документа, который им предоставляют для подписания в организациях, на сайтах. Приходится констатировать: далеко не каждый человек может вспомнить, кому и когда он оставил сведения о себе и для каких целей.
Закон встает на защиту персональных данных каждого гражданина, но не будет работать эффективно без поддержки самого человека. Мы надеемся, что пострадавшие будут сами сообщать о незаконном использовании их данных в соответствующие органы, включая наш центр, а он в свою очередь — оказывать гражданам консультативные, юридические услуги и правовую помощь, в том числе защищать право на неприкосновенность частной жизни, чести, достоинства и деловой репутации гражданина в цифровой среде.
— Услуги для граждан будут платными?
— Любую помощь граждане будут получать бесплатно. Наш центр — это социальный проект. И создается он как самостоятельное структурное подразделение ФГУП «Главный радиочастотный центр».
Также мы будем заниматься просветительской работой — разъяснять широкой аудитории, какой информацией в каком случае можно делиться с коммерческими компаниями, госучреждениями, онлайн-ресурсами, когда лучше ограничиться лишь самыми основными сведениями и когда данные следует держать в строгом секрете.
— Вы — первый заместитель генерального директора ГРЧЦ, а теперь возглавите Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде. Почему?
— Здесь много общего с моей прежней работой. Более 40 лет я отдала службе в органах прокуратуры. Я кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ. В 2019 году я ушла на пенсию с должности начальника управления методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-разыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В 2019-м начался новый виток моей карьеры — во ФГУП «ГРЧЦ», где я стала первым заместителем генерального директора. В ближайшее время по предложению руководства Роскомнадзора я перейду на должность директора Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде.
— Когда начнется активная работа экспертов?
— Юристы и ИТ-специалисты центра уже в этом году начнут рассматривать обращения граждан. Консультация, подготовка жалобы в соответствующий орган власти, формирование искового заявления, обращение в суд и представление в нем требований заявителя — всем этим в первую очередь мы и будем заниматься.
Более того, мы уже начали подготовку к исковой работе и получили первые отзывы — знаем, над чем нам предстоит работать.
— Почему с точки зрения государства потенциально опасно то, что интернет-сервисы собирают персональные данные россиян?
— Недобросовестные сервисы могут эти данные перепродать. В последнее время едва ли не каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда ему под видом сотрудников какого-либо учреждения звонят на мобильный телефон, называют его полное имя, домашний адрес, возраст, имена членов семьи и раскручивают отработанную мошенническую схему с вымогательством денег или выуживанием дополнительной информации, чтобы впоследствии очистить банковский счет. Откуда у них все эти данные? Очевидно, что некто имеющий доступ к базе фирмы, с которой гражданин вступил в деловые отношения, передал или продал личную информацию мошенникам.
— Считаете ли вы, что некоторые сервисы собирают избыточные данные?
— Да, считаю. Государство обязано обеспечить безопасность граждан, в том числе защитить их персональные данные, помимо прочего убавить аппетиты некоторых онлайн-сервисов, которые собирают избыточную информацию о своих клиентах. Так, на сайтах некоторых автомобильных дилеров вы не узнаете цену интересующей модели, пока не оставите ФИО, адрес почты и номер телефона во всплывающем окне. Грешат и мебельные салоны, и сетевые ритейлеры электроники, которые фактически принудительно собирают вашу личную информацию через чат-боты перед тем, как ответить на вопрос о характеристиках товара или его наличии. Часто это делается в корыстных интересах, например для рассылки рекламы. С моей точки зрения, любая информация до заключения сделки должна предоставляться без условия обработки персональных данных.
Правовой нигилизм
— В каких ситуациях чаще всего становятся уязвимыми персональные данные в Сети?
— Операторы нередко, получая от человека согласие на обработку персональных данных только в части предоставления их конкретным лицам, на самом деле распространяют их где угодно. Эта ситуация порождает криминальные возможности использования персданных.
— Идут ли россияне в суд с такими кейсами?
— К сожалению, люди редко обращаются в суд или в Роскомнадзор, что связано с правовым нигилизмом наших соотечественников. Да, это очень острая проблема. Надеюсь, с помощью нашего центра мы ее решим, и обращение в суд за защитой своих интересов станет нормой, а не исключением.
— Связана ли эта проблема с недочетами в современном российском законодательстве?
— Да. Сегодня в законе персональные данные рассматриваются только с точки зрения их обработки. Не оцениваются такие действия, как снятие и наложение конфиденциальности. Необходимо более четко закрепить действия операторов в случае, если человек сначала сделал информацию о себе общедоступной, а затем ее скрыл.
В законе недостаточно прописан сам механизм защиты прав субъекта персональных данных.
Чрезвычайно важный вопрос — защита тайны личной жизни при условии свободы слова в СМИ. Часто информация личного характера в соцсетях получает распространение без согласия пользователя. Это дает возможность публиковать недостоверные, а иногда умышленно искаженные сведения. Очевидно, что в федеральном законе «О персональных данных» пора предусмотреть нормы, которые обеспечивали бы конфиденциальность персональных данных граждан во взаимоотношениях со СМИ. Полагаю, что центру предстоит большая работа и в этом направлении.
— Что еще нужно сделать, чтобы государство удовлетворяли отношения россиян и интернет-сервисов в плане охраны обработки персональных данных?
— Необходимо добиться, чтобы персональные данные понимались не как некая фикция, а как ценность. Их конфиденциальность должна гарантироваться по умолчанию. А для этого не только операторы должны действовать в интересах граждан. Мы сами обязаны с осторожностью передавать свои персданные и оценивать связанные с этим риски.
Известны факты, когда пользователь интернет-ресурса нажатием соответствующей кнопки требует прекратить действия с его персональными данными, но недобросовестный оператор, а по существу нарушитель, продолжает их обрабатывать.
Например, такая порочная практика выявлена прокурором американского штата Аризона в действиях компании Google, которая вопреки протоколу использования функции геолокации при отказе субъекта персональных данных от такой опции продолжала следить за его передвижениями. Сейчас ИТ-гиганту предъявлен соответствующий иск.
Мы надеемся, что о подобных фактах наши граждане будут информировать центр для оказания им надлежащей правовой помощи.
— Последнее время в ИТ-сфере набирает обороты мода на так называемую прозрачность. Одним из следствий этой моды стало то, что на многих сайтах и сервисах появляется возможность удалить аккаунт и свои персональные данные. Не кажется ли вам эта кнопка лишь иллюзией безопасности?
— Действительно, многие интернет-ресурсы стремятся к прозрачности в своих сервисах, в том числе при работе с аккаунтами пользователей. Чтобы этого добиться, следует упростить алгоритм удаления аккаунта пользователя через нажатие кнопки «Удалить аккаунт». Иллюзией безопасности можно назвать случаи, когда оператор настолько усложняет доступ к этой опции, что она становится практически невозможной. Но способы удаления аккаунта «кнопкой» не ограничиваются, поскольку у пользователя зачастую есть возможность просто обратиться в службу поддержки интернет-ресурса с требованием удалить профиль и прекратить обработку персональных данных.
— Возможен ли какой-то законодательно утвержденный механизм, чтобы пользователь или хотя бы государство убеждались в том, что персональные данные были действительно удалены?
— Согласно действующему законодательству, гражданин вправе отозвать свое согласие на обработку персональных данных в любое время. К сожалению, убедиться в том, что они действительно были удалены оператором, пока невозможно. ГК РФ установлен принцип добросовестности участников гражданских правоотношений, и мы исходим из того, если оператор сообщил о прекращении обработки персональных данных, значит, она прекращена. Но, конечно, необходим и инструментальный контроль, и мы готовы экспертно участвовать в обсуждении таких законопроектов.
Если гражданину продолжают поступать от оператора SMS-сообщения, телефонные звонки, электронные письма с рекламой и прочее, это означает, что оператор не прекратил обработку персональных данных. Следовательно, вы вправе обжаловать его действия, обратившись в Роскомнадзор или суд, а в ближайшем будущем и в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде.
— Что собой представляет разрабатываемая специалистами Главного радиочастотного центра автоматизированная система мониторинга нарушений прав субъектов персональных данных, которая появится в 2022 году?
— По сути, это поисковый робот. Центр с помощью автоматизированной системы будет мониторить информационное пространство, выявлять признаки нарушений законодательства в области персональных данных и оказывать правовую помощь в восстановлении интересов и прав граждан.