Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин указал на самостоятельность и самодостаточность ЕАЭС
Общество
Семьи погибших при обстреле Льгова в Курской области получат по 1,5 млн рублей
Происшествия
Ликвидации последствий ЧП с танкерами в Черном море присвоят статус федеральной ЧС
Мир
Посол России в Гаване назвал приглашение Кубы в БРИКС признаком престижа страны
Мир
Лавров призвал к надежным договоренностям по вопросу мира на Украине
Общество
В МВД призвали не поддаваться на провокации с призывами совершить преступление
Мир
Посольство РФ в Мозамбике призвало россиян воздержаться от поездок в страну
Наука и техника
Чернышенко указал на лидерство России в создании технологий ИИ
Общество
Песков призвал не выдвигать гипотез причин крушения самолета до выводов следствия 
Мир
Лавров заявил о заинтересованности РФ в диалоге с Сирией по региональным вопросам
Мир
СМИ сообщили об активизации кампании по повышению рождаемости в Китае
Мир
NYT указала на расстройство Байдена из-за завершения срока на посту президента
Интернет и технологии
В ГД высказались о возможном введении штрафов за использование VPN
Общество
Главу минсельхоза Бурятии задержали по подозрению в превышении полномочий
Общество
Суд в Москве оштрафовал историка Эйдельман за дискредитацию ВС РФ
Экономика
Патрушев заявил о сохранении в 2025 году объемов льготного кредитования аграриев
Общество
Судовладелец «Волгонефть-212» оштрафован за нарушения трудового законодательства
Мир
В Европе резко снизилось число готовых поддерживать Киев «до победы»

Смотри и думай: как обезопасить детей на дорогах

Простые советы, которые помогут спасти жизнь ребенка, — в материале «Известий»
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Практически каждый третий ребенок, пострадавший в ДТП, передвигался в качестве пешехода. Частой причиной дорожных происшествий с детьми становится невнимательность юных участников дорожного движения и, как следствие, нарушения правил дорожного движения. Многие происшествия напрямую связаны с использованием гаджетов — как пешеходами, так и водителями. В чем особенности работы механизмов внимания детей и какие подходы можно применить для воспитания у ребенка правильного поведения на дороге, разбирались «Известия».

На аварийном положении

Справка «Известий»

За семь месяцев 2021 года в России произошло 8916 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, следует из данных Госавтоинспекции. Около 40% детей, которые стали участниками ДТП, были пешеходами.

Существенная доля аварий с участием детей, по словам экспертов, происходит из-за невнимательности при переходе через дорогу, переходе проезжей части дороги на запрещающий сигнал светофора или вовсе переход вне пешеходных переходов, а также при выходе из-за припаркованного транспорта или деревьев и иных сооружений.

Нередки случаи, когда дети устраивают игры около проезжей части дороги и, заигравшись, выскакивают на проезжую часть дороги, рассказал председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. А подростки часто и вовсе намеренно идут на риск, выходя на проезжую часть дороги ради эффектных фотографий и видео, отметил он.

Порой тому, чтобы ребенок нарушал правила безопасности, к сожалению, способствуют и сами родители, отметил генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.

— Родители переходят дорогу с детьми на запрещающий сигнал светофора, потому что торопятся. Или, будучи водителями транспортного средства, нарушают скоростной режим, когда ребенок в машине. Дети начинают копировать поведение взрослых, — отметил он.

Нескольких часов в год, отведенных в школе на изучение материала по ПДД, недостаточно, считает Владимир Соколов.

— Самое главное в таком деле — это практика. А по школьному учебнику практических знаний не наберешься. У нас практические знания дают такие организации, как ЮИД («Юные инспекторы движения»). И хорошо бы эту практику расширить, — отметил он.

Справка «Известий»

Отряды ЮИД («Юные инспекторы движения») — это объединение школьников, которые стремятся к безопасному и осознанному участию в дорожном движении. ЮИД включает в себя уже около 430 тыс. участников, объединенных более чем в 33 тыс. отрядов ЮИД по всей России.

Неявное и явное

Дети в силу особенностей своего механизма внимания воспринимают дорожные ситуации через призму избегания опасности, а не анализа угроз, объясняет методист экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Каминская.

— Детям сложно поставить себя на место водителя или другого участника дорожного движения, — отметила она. — Восприятие ребенком дорожной ситуации субъективно: «Я же есть, как меня может быть не видно?» Их мотив поведения на дороге сводится к тому, чтобы быстрее избежать некомфортной ситуации. То есть быстрее пересечь проезжую часть дороги — бегом или вприпрыжку. Это происходит потому, что дети не привыкли к постоянно высокому уровню внимания. У них нет сформированного чувства опасности и бдительности.

— При этом уровень бдительности пешехода в принципе значительно ниже, чем у водителя. У него ниже скорость перемещения, а вот отвлекающих внимание факторов намного больше, — подчеркнула Наталья Каминская.

— Прежде всего внимание сосредотачивается на факторах, имеющих явную угрозу жизни. Затем внимание привлекают неявные угрозы. Способность предугадать развитие ситуации и того, что потенциальные угрозы станут явными, развивается с возрастом. Поэтому детям сложно быстро и верно оценить неявную угрозу и вовремя среагировать на опасную ситуацию, — считает эксперт.

Психологи полагают, что существует несколько видов внимания. Первый вид — зрительный. Нужно увидеть происходящее и оценить угрозу. Второй — аудиальный. Как правило, человеку недостаточно информации, поступившей этим путем. И он стремится получить зрительный контакт с источником звука: то есть сначала услышать, затем увидеть, после принять решение. То есть аудиальный путь принятия решения имеет большее значение по времени. Третий и четвертый виды внимания — тактильный и вкусовой — как правило, не используются людьми для анализа ситуаций на дороге.

— Пешеходы, как и водители, при разговоре по мобильному телефону, читая сообщения или слушая музыку, отвлекаются и не способны должным образом контролировать окружающую обстановку, в результате чего могут не заметить приближающееся транспортное средство, — считает Наталья Каминская.

К тому же следует помнить о том, что в холодную погоду многие надевают капюшоны, которые ограничивают обзор. Поэтому, подходя к проезжей части дороги, до того как ступить на нее, нужно закончить разговор, отключить музыку, снять капюшон, отвлечься от переписки, и внимательно осмотреться по сторонам. В отрядах ЮИД детей, в частности, научат фокусировать внимание на анализе дорожной ситуации, а также дадут интересные упражнения, которые помогут избавиться от «гаджетовой зависимости» при переходе проезжей части дороги, — заключила она.

Справка «Известий»

Детям рекомендуется пользоваться алгоритмом из пяти шагов, который в большей части случаев может спасти жизнь:

1. СТОЙ! — дай время осмотреться водителю и себе.

2. СЛУШАЙ! — если автомобиль не виден — не значит, что его нет! Иногда его можно услышать.

3. СМОТРИ! — прежде чем начать переход проезжей части дороги, посмотри несколько раз по сторонам: налево — направо — налево.

4. ДУМАЙ! — убедись в том, что все автомобили остановились и опасности больше нет.

5. И только после этого ИДИ, не забывая продолжать смотреть по сторонам.

Научиться правильно вести себя на дороге может, например, участие ребенка в деятельности отрядов юных инспекторов движения (ЮИД).

Читайте также
Прямой эфир