Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Иране сообщили об интеграции платежных систем «Мир» и Shetab
Мир
Захарова назвала заготовкой заявления США о якобы несвободных выборах в Иране
Мир
В МИДе проверят данные NYT об убийстве боевиком ВСУ российского военнопленного
Мир
Глава МВД Ирана рассказал о процедуре вступления Пезешкиана в должность президента
Мир
Депутат рады обвинила ВВС Украины в фальсификации данных о сбитых БПЛА
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о штурме позиций ВСУ на угледарском направлении
Политика
В Кремле сообщили о богатой повестке визита Моди в Россию
Мир
Буркина-Фасо, Мали и Нигер объединились в конфедерацию
Общество
«Аэрофлот» сообщил о стабилизации ситуации с отправлением рейсов из Шереметьево
Общество
Выставка «Россия» вошла в топ-10 самых посещаемых мест планеты
Мир
Премьер Словакии поддержал мирную инициативу Орбана по Украине
Общество
Минтруд предложит сделать 31 декабря 2025 года выходным
Экономика
Правительство РФ продлило ограничение на экспорт риса до конца 2024 года
Мир
Welt узнала о планировании подрыва «Северного потока» еще 10 лет назад
Спорт
Первая ракетка мира Свентек проиграла Путинцевой в третьем круге Уимблдона
Мир
Эстония передала Украине ЗРК малой дальности Mistral
Спорт
Сборная Англии обыграла швейцарцев и вышла в полуфинал ЧЕ по футболу
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Розничные цены на бензин удастся удержать в рамках инфляции до конца года, считают в отрасли. При этом власти не будут вводить запрет на экспорт нефтепродуктов из России. Такое решение было принято 9 августа на совещании в правительстве под председательством вице-премьера Александра Новака, сообщили «Известиям» три источника, знакомых с ходом встречи. Компаниям выдали рекомендации увеличить объем предложения на бирже, в том числе за счет резервов, а также обеспечить равномерные и регулярные поставки. Всё это может способствовать снижению цен на бензин. По мнению экспертов, мера, предложенная Минэнерго, изначально не была похожа на реальную.

Откуда ветер дует

Биржевые цены на топливо в России летом этого года несколько раз обновили исторические рекорды.

В рознице, по данным Росстата, средняя цена бензина в июле выросла на 0,7% по сравнению с июнем, с начала года он подорожал на 5,17%. При этом инфляция в стране в июле составила 0,31% в месячном выражении, а с начала года потребительские цены выросли на 4,51%. В годовом выражении розничные цены на бензин в РФ в июле выросли на 5,84%. Инфляция за этот период составила 6,46%.

Бензин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Сложная ситуация на топливном рынке в России сложилась в связи с повышенным спросом на бензин на фоне роста внутреннего туризма из-за закрытых границ. Вместе с тем ряд нефтеперерабатывающих заводов стоит на ремонте.

После роста цен на топливо Минэнерго выступило с инициативой запретить экспорт бензина на три месяца. Позднее министерство предложило правительству РФ выпустить поручение о запуске процедуры эмбарго в ускоренном порядке. Кроме того, для снижения цен обсуждались соглашения с нефтяниками и повышение нормативов продаж топлива через биржу. После заявлений Минэнерго, подкрепляемых сообщениями ФАС России, стоимость бензина на бирже перешла к снижению.

Быстрее, больше, сильнее

В начале августа цена бензина марок Аи-92 и Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) снижалась несколько дней подряд.

В пятницу, 6 августа, стоимость бензина марки Аи-92 по территориальному индексу европейской части России по итогам торгов опустилась на 0,87%, до 56 879 рублей за тонну, отдаляясь от своего рекорда в 57 947 рублей за тонну. Бензин Аи-95 подешевел на 0,38%, до 58 849 рублей за тонну. Его рекордная цена 22 июля составила 60 029 рублей за тонну.

Цена дизельного топлива также продолжила снижение — на 0,5%, до 51 318 рублей за тонну. Рекорд цены дизеля был зафиксирован 16 июня — 52 012 рублей.

Бензин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Накануне описываемых событий компания «Роснефть» скорректировала сроки плановых ремонтов на своих нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и увеличила объем производства топлива, а также долю продаж на бирже, чтобы не допустить дефицита на рынке, сообщили журналистам в компании.

По словам источника «Известий», «Роснефть» отправила часть своих заводов на ремонт еще весной.

— Наверное, это проблема подрядчиков, заводы компании намерены были войти в строй в июне, — сказал источник «Известий», знакомый с ситуацией.

Тем не менее, как заявил в свое время представитель компании, «даже в условиях отрицательной рентабельности розничного сегмента «Роснефть» увеличивает объем производства топлива, максимально задействуя все производственные мощности с целью снижения угрозы дефицита на внутреннем рынке и стабилизации цен».

По его словам, в период пикового спроса компания скорректировала план-график ремонта крупнейших НПЗ, а также максимизировала продажи топлива на бирже.

По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, лепту в увеличение объемов поставок топлива на биржу внес также «Сургутнефтегаз». А в «Лукойле» заявили, что планируют в августе нарастить объем предложения бензина и дизтоплива на бирже для стабилизации ситуации на топливном рынке, сообщили журналистам в компании.

Бензин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Нормативы по продаже на бирже составляют 11% объема произведенного бензина и 7,5% дизтоплива.

В «Лукойле» также подчеркнули, что перерабатывающих мощностей компании достаточно для обеспечения повышенного спроса на нефтепродукты в России и стабильных поставок.

Обошлось рекомендациями

По словам президента Независимого топливного союза Павла Баженова, «мера (запрет на экспорт. — «Известия») изначально не была похожа на реальную. Скорее это был сигнал в сторону ВИНК о том, что пора бы что-то сделать с высокими оптовыми ценами. Но вместо значимого повышения нормативов обошлись, как обычно, рекомендациями».

— На самом деле мера изначально выглядела сырой и непроработанной. Во-первых, какие товары запрещать? Если запретить только товарный бензин, проще начать экспортировать сырье, а это привело бы к снижению уровня производства и падению биржевой реализации — ведь нормативы привязаны к производству. Если запретить более широкий перечень, то это ставит под угрозу многие НПЗ, которые экспортируют нетоварные нефтепродукты, — поделился мнением Павел Баженов. — Даже если производство не снизится, то как будет распространяться на внутреннем рынке продукт? Через мелкий опт? Тогда это никак не повлияло бы на ситуацию. Только один вариант помог бы — перенаправление объема через биржу. Но для чего тогда запрещать экспорт? Почему бы просто не увеличить нормативы?

Исторически в среднем через биржу проходило 18% от произведенного объема топлива, максимально — 25%. Действующий норматив по бензинам — 11%.

Бензин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Учитывая, что задача регулятора — сделать так, чтобы крупные игроки вели бы себя на рынке конкурентно, реализация в 25% по нормативу совсем не выглядит драконовской мерой. И именно это пора бы давно уже сделать, — считает Павел Баженов.

В разговоре с корреспондентом «Известий» глава Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что «к концу года розничная цена вряд ли будет идти вразрез с инфляцией». Однако у него вызывает опасение состояние независимых сетей, которые зависят от колебания оптовых и биржевых цен.

— Или отпускайте розницу, отменяйте дискриминационный демпфер и вводите адресное субсидирование потребителя. Да и вообще, разве справедливо, что экспортные 10% от объема производства определяют цену 90% бензинов, идущих на внутренний рынок? Пора уже пересмотреть действующие правила игры и создать полноценный рынок, — заключил Павел Баженов.

«Известия» направили запросы в аппарат вице-премьера Александра Новака и в Минэнерго.

Прямой эфир