Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил о сохранении РФ первенства по поставкам пшеницы в мире
Мир
Глава МИД Украины исключил компромиссы с РФ по вопросу территорий
Общество
В Госдуме объяснили изменения в порядке поступления в вузы
Экономика
Лукашенко спрогнозировал рекордный товарооборот РФ и Белоруссии в 2024 году
Мир
Глава МИД Украины покинул зал СМИД ОБСЕ во время выступления Лаврова
Армия
Расчет FPV-дронов поразил танк ВСУ в курском приграничье
Мир
Лавров указал на усугубление ситуации заявлениями ЕС об отправке войск на Украину
Мир
В Госдепе США предостерегли Румынию о последствиях отказа от прозападного курса
Мир
В МИД РФ озабочены заявлениями Киева о пересмотре безъядерного статуса
Экономика
Сечин заявил о грядущем росте потребления энергии в мире
Общество
Путин поручил создать условия для перелома демографической ситуации в РФ
Армия
ВС России уничтожили два танка Leopard ВСУ в зоне СВО
Общество
Песков сообщил о планах Путина принять участие в акции «Елка желаний»
Армия
Глава «Роскосмоса» заявил о готовности сделать ракеты «Орешник» еще мощнее
Общество
Арбитражный суд прекратил производство по иску кинокомпании к Ивлеевой
Мир
Грузия не получала официальных писем о санкциях со стороны Украины
Общество
Мишустин поручил Минэкономразвития разработать закон «О платформенной экономике»
Авто
Для федеральных трасс закупили более 200 тыс. т «зимних» реагентов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Процесс полной передачи регионам доходов с акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла предложено поставить на паузу. Как выяснили «Известия», несмотря на то, что субъекты должны были начать получать эти средства уже в 2024 году, Минфин подготовил законопроект по увеличению срока поэтапной передачи зачисления доходов от акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты. Согласно изменившимся планам министерства, в стопроцентном объеме «бензиновые деньги» придут в регионы лишь в 2030-м. В большинстве фракций Госдумы отнеслись к инициативе скептически. По мнению депутатов, Минфин мог пойти на эти меры, чтобы получить дополнительные доходы для федерального бюджета, который пострадал после пандемии. Эксперты также не понимают, почему сроки сдвигаются на столь долгое время.

Отдадут к 2030-му

По информации «Известий», Минфин разработал законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Им предлагается с 2025 по 2030 год поэтапно передать регионам 100% доходов с акцизов на нефтепродукты. Согласно тексту документа, который имеется в распоряжении «Известий», доля поступлений в федеральный бюджет за это время будет постепенно сокращаться. Так, в 2025 году казна страны получит 21,1% доходов, а бюджеты субъектов — 78,9%. В 2026 году соотношение изменится 17,1 к 82,9%, в 2027-м — 13,1 к 86,9%, в 2028-м — 9,1 к 90,9%, в 2029-м — 5,1 к 94,9%. Стопроцентная передача этих доходов должна произойти в 2030 году.

Хотя ранее планировалось, что это произойдет уже в 2024 году. Такое поручение в 2018 году давал правительству президент России Владимир Путин. Кроме того, это было прописано и в паспорте национального проекта «Безопасные и качественные дороги», опубликованном на сайте кабмина в 2019 году. Однако Минфин предложил передвинуть сроки и в тексте финансового экономического обоснования уточнил, что нормативы зачисления в федеральный бюджет в 2022–2024 годах акцизов на нефтепродукты останутся на уровне 2021 года. Благодаря чему, по расчетам министерства, казна страны получит дополнительно 428,5 млрд рублей. В ведомстве разработку новых норм «Известиям» подтвердили.

дорога
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

«Законопроект не предполагает увеличения акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, и, следовательно, не приведет к увеличению цены автомобильного топлива. Законопроектом предполагается сохранение нормативов зачисления налоговых доходов федерального бюджета от акцизов на нефтепродукты, направляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, в 2022–2024 годах на уровне 2021 года», — пояснили в пресс-службе министерства.

Также там уточнили, что в 2021 году акцизы зачисляются по нормативу 25,1% в федеральный бюджет, 74,9% — в бюджеты субъектов. Впрочем, как пояснили в ведомстве, все дополнительные средства Минфин хочет отдать в пользу финансирования нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Вызывает вопросы

В профильном комитете Госдумы по транспорту и строительству отнеслись к предложению министерства скептически. Зампред комитета Александр Старовойтов не понимает, зачем нужен перенос этих сроков, да еще на столь длительное время.

— У нас основная масса регионов находится в не очень хорошем финансовом положении: только пять-шесть субъектов — доноры, а остальные живут на дотации. Поэтому для них очень важны эти деньги для решения огромного количества вопросов, связанных с дорожным хозяйством, — пояснил «Известиям» парламентарий.

дорога
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По его словам, Госдума получает огромное количество жалоб из различных уголков страны на качество дорожного покрытия.

— Эти деньги с акцизов были бы очень хорошим подспорьем для решения этих вопросов, поэтому я пока не очень понимаю Минфин. Понятно, что там всегда смотрят с позиции цифр, особенно если они не сходятся. Но мы в Госдуме всё-таки исходим из того, что за этими цифрами стоят люди и безопасность дорожного движения. Поэтому я крайне негативно отношусь к переводу на 2030 год, — подчеркнул депутат.

Во фракциях Госдумы также не понимают логики министерства.

— Мы, конечно, изучим законопроект, когда он будет внесен в Госдуму. Но этот маневр. Где гарантия, что эти доходы федерального бюджета потом не будут перераспределены на другие цели, — заявил «Известиям» зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

По его словам, например, между Ненецким автономным округом, который он курирует, и соседней Республикой Коми до сих пор нет дороги. Если бы субъекты получили эти доходы в 2024 году, она бы, наверное, появилась, отметил парламентарий.

нефть
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Первый зампред комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев предположил, что инициатива Минфина связана с растущей ценой на нефть.

— Смысла действительно в этом переносе никакого нет, если Минфин правда намерен отдать эти деньги регионам. Но если они проговорились о дополнительных доходах федерального бюджета, то думаю, что регионы всех этих денег не увидят. Тем более что сейчас опять начался рост цен на нефть. Жаба заела, и отдавать не хочется, тем более что экономика страны оставляет желать лучшего, — пояснил он «Известиям».

Аналогичного мнения придерживается зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

— Вместо того чтобы отдать деньги регионам, Минфин концентрирует их у себя, а потом как посредник опять их отдает. Совершенно непонятная история. Лично у меня есть сомнения, что все эти средства дойдут до регионов, — заявил депутат.

минфин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Политолог Дмитрий Фетисов считает, что Минфин явно что-то не договаривает. Лично его сильно смущают такие далекие сроки этого переноса. По его словам, возможно, в перспективе Минфин захочет отказаться от передачи этих доходов регионам, так как ему нужны эти деньги в федеральном бюджете. Также эксперт сомневается, что названная в финансово-экономическом обосновании сумма вся будет потрачена на ремонт дорог.

Читайте также
Прямой эфир