Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Депутат рады заявил о потере на Украине «справедливости во всем»
Мир
В NASA подтвердили падение мусора с МКС на крышу дома во Флориде
Общество
В Курганской области число подтопленных домов и участков приблизилось к 1 тыс.
Общество
Собянин сообщил о завершении строительства двух новых корпусов МГТУ имени Баумана
Мир
Сальдо рассказал о провальных попытках ВСУ форсировать Днепр на резиновых лодках
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 см
Здоровье
Пластический хирург предупредила о рисках от ринопластики
Общество
Стало известно, как часто для повышения на работе требуется высшее образование
Армия
Военкор «Известий» показал работу экипажа РСЗО «Град» на южнодонецком направлении
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Общество
Юрист рассказал о выводе средств коррумпированных чиновников через недвижимость
Общество
Апелляционный военный суд получил жалобы и представление на приговор Дарье Треповой
Мир
Байден и его супруга раскрыли свои доходы за 2023 год
Спорт
Россиянка Вероника Кудерметова вышла во второй круг турнира в Штутгарте
Происшествия
В тюменском селе Ильинка уровень воды в реке Ишим превысил критическое значение
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» ночью уничтожили позиции ВСУ на приграничной территории
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Первый зампред комитета ГД РФ по бюджету и налогам Михаил Щапов направил министру финансов Антону Силуанову и министру энергетики Николаю Шульгинову письма с запросом предоставить данные, доказывающие эффективность механизма демпфера (есть у «Известий»). В документах упоминается ряд заявлений госструктур и представителей бизнеса, указывающих, что стабилизация ситуации на топливном рынке после введения механизма так и не была достигнута. С начала года цены на топливо в России растут быстрыми темпами, в ряде регионов оптовая стоимость превысила розничную и сохраняются риски банкротства заправок, отмечают представители бизнеса. Для возможного отказа от демпфера потребуется время, поэтому необходимо срочно прояснить его влияние на топливный рынок, считают в парламенте. В Минэнерго «Известиям» заявили, что без демпфера литр бензина Аи-92 стоил бы сегодня в рознице на 6,5 рубля дороже.

Письма счастья

Михаил Щапов 6 апреля направил министру финансов Антону Силуанову и министру энергетики Николаю Шульгинову письма с запросом о предоставлении данных, доказывающих эффективность механизма демпфера. В письмах упоминается ряд заявлений госструктур и представителей бизнеса, указывающих, что стабилизация ситуации на топливном рынке страны так и не была достигнута после внедрения механизма. Среди них — отчет Счетной палаты за 2020 год, которая отметила риски топливного кризиса в стране и резкого роста розничных цен на бензин, прогноз Независимого топливного союза (НТС) о риске роста цен на моторное топливо вплоть до 14% в 2021 году, а также сообщения Московской топливной ассоциации о том, что цены на бензин и дизтопливо на столичных автозаправках ползут вверх уже более 14 недель подряд. В министерствах «Известиям» получение писем подтвердили.

Парламентарий запросил данные, подтверждающие увеличение объемов продукции переработки в структуре топливного рынка, количественную оценку вклада демпфера в стабилизацию цен на топливо и данные о наличии «сверхприбыли» нефтяных компаний (плательщиков демпфера в 2020 году). Помимо этого он хочет получить информацию о расчетах по прогнозам роста розничных цен в отсутствие демпфирующей надбавки и объеме перечисленных нефтяными компаниями средств по демпферу в федеральный бюджет.

Сотрудник одной из АЗС в Москве заправляет автомобиль
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— Запрошенные депутатом материалы позволят в первую очередь понять, какие основания лежат в тезисах об эффективности демпфера. Это поможет выяснить, на чем основана позиция Минэнерго и насколько она бьется с данными, — заявил «Известиям» президент НТС Павел Баженов.

Если ответ от министерств по этому вопросу будет неудовлетворительным и не представит доказательств эффективности демпфера или если запрос будет проигнорирован, то в Госдуме могут внести в законодательство поправки об отмене демпфера и замене его более эффективным механизмом сдерживания цен, сообщил «Известиям» источник в парламенте.

Механизм демпфера был введен российским правительством с начала 2019 года. Его разработка стала результатом реакции властей на резкий рост цен на моторные виды топлива в конце весны 2018-го, сказал зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Он рассчитывается как разница между нетбэком (мировая цена минус расходы на транспортировку и вывозная пошлина) и условной ценой на бензин, устанавливаемой правительством в начале каждого года, умноженная на специальный коэффициент. Когда мировые цены на бензин превышают условную, государство фактически субсидирует нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) через предоставление налогового вычета.

Деньги на оплату топлива в руке мужчины
Фото: РИА Новости/Евгений Переверзев

— В обратном случае демпфер служит дополнительными выплатами НПЗ в бюджет, что не дает продавцам бензина снижать цены на внутреннем рынке вслед за мировыми. Летом 2019 года Госдумой был принят законопроект о внесении изменений в параметры демпфера. Целью корректировок являлась его донастройка для снижения давления мировых цен на нефть на внутренние розничные. Минэнерго, несмотря на декларирование, ни разу не предоставило фактических данных о его эффективности и прямом влиянии на розницу и рентабельность продаж топлива на АЗС. В ряде регионов оптовая стоимость топлива уже превысила розничную и сохраняются риски их банкротства, — добавил Дмитрий Гусев.

Уверенный рост

Как ранее писали «Известия», начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС России Армен Ханян в своем письме указал, что с 11 января по 24 марта 2021 года оптовая цена на Аи-92 выросла на 8,5% — до 53,9 тыс. рублей за тонну, Аи-95 подорожал на 9,1% — до 55,7 тыс. рублей за тонну. Розничные цены на бензин, по данным Росстата, с начала года выросли только на 3,6%, и средняя розничная цена на автомобильный бензин на российских АЗС составляла 47,56 рубля за литр, отметила заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

— С корректировки демпфера прошло достаточно времени, чтобы оценить его эффективность. При этом цены на топливо продолжают расти постоянно. Если мы решим менять этот механизм или разрабатывать новый, потребуется время, в течение которого автовладельцы будут платить всё больше и больше. Поэтому делать это нужно прямо сейчас. Тут каждый день на вес золота, — заявил «Известиям» Михаил Щапов.

Одним из приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конечных розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции за счет компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка, сообщили «Известиям» в Минэнерго. Его отмена лишит рынок защитного механизма, в настоящее время правительством и топливными компаниями уже приняты все необходимые срочные меры реагирования на ситуацию роста оптовых цен, в частности межведомственно дополнительно проработана корректировка демпферного механизма в пользу его увеличения, добавили там.

Нефтеперерабатывающий завод
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

За период действия механизм демпфера показал свою эффективность: в 2019–2020 годах рост цен на топливо на АЗС не превысил 3% и это были самые низкие показатели за последние несколько лет, сообщили «Известиям» в Минфине.

— Говоря о влиянии демпфера на цену бензина, отметим следующее. По расчетам в апреле фактическая розничная цена Аи-92 составила 45,11 рубля за литр. Без демпфера она составляла бы 51,70 рубля за литр в центральной части страны. То есть если бы розничные цены в России формировались на рыночных условиях в зависимости от мировых цен, то цена на бензин в нынешних условиях могла бы быть на 6,5 рубля за литр выше текущей, — заключили в Минэнерго.

Корректировка демпфера — назревший вопрос и сейчас правительство как раз находится в процессе его решения, сообщил «Известиям» аналитик ГК «Финам» Сергей Кауфман.

— Основные текущие претензии к демпферу состоят в том, что индикативная внутренняя цена, которая вычитается из экспортного нетбэка для расчета выплат, растет на 5% без учета роста реальных цен, — заявил он.

Заправочный пистолет на АЗС
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Эксперт отметил: из-за того, что индикативная цена по итогам 2020 года росла сильнее розничных цен, нефтяники получали от бюджета меньше, чем должны были. Зимой им было предложено привязать рост индикативной цены к росту реальных розничных цен, добавил он. После этого в середине марта вице-премьер Александр Новак провел совещание с соответствующими ведомствами и нефтекомпаниями и также признал необходимость корректировки демпферного механизма. Для более эффективной работы с 1 мая 2021 года механизм будет скорректирован, писали «Известия».

При этом, по мнению члена комитета по энергетике ГД РФ Бориса Гладких, использование демпфирующего механизма для регулирования цен на топливо всё-таки показало свою эффективность, так как за последние годы удалось избежать резких скачков цен на бензин в рознице. Наталья Мильчакова отметила, что без данного механизма розничные цены могли бы быть на 6–7% выше. «Известия» направили запросы в крупнейшие нефтяные компании.

Прямой эфир