Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил организовать спасательные работы в Керченском проливе
Мир
В Финляндии прошли демонстрации за открытие КПП на границе с Россией
Общество
Эвакуацию экипажа танкера «Волгонефть-239» приостановили из-за непогоды
Политика
В Совфеде назвали провокацией нежелание Зурабишвили уходить с поста президента
Армия
Минобороны показало кадры боевой работы ЗРПК «Панцирь-С» в Курской области
Мир
Посол РФ в Молдавии указал на готовность к диалогу Москвы с Кишиневым
Общество
Мишустин создал рабочую группу по ликвидации последствий ЧП в Керченском проливе
Мир
Президент Словакии назвал условие урегулирования конфликта на Украине
Экономика
Новак заявил о запасах угля в России на 500 лет
Политика
Захарова посоветовала послу ФРГ призвать немецкие власти к миру на Украине
Общество
Опубликована запись разговора капитана «Волгонефти-212» и диспетчера
Общество
ИИ обработал более 900 тыс. обращений граждан к прямой линии с Путиным
Мир
Нарышкин назвал профессионалом кандидата на пост главы ЦРУ Рэтклиффа
Мир
Россия эвакуировала часть персонала загранпредставительств в Сирии
Мир
Экс-депутат сейма Латвии рассказал о запрете в стране обучения в школах на русском
Общество
Брат рассказал о состоянии попавшей в реанимацию чемпионки ОИ Сметаниной
Спорт
Российский пловец Пригода стал серебряным призером ЧМ в Будапеште
Мир
Президента Бразилии выписали из больницы после перенесенных операций
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российские легкие боевые машины выходят на мировой рынок. Как рассказали «Известиям» военно-дипломатические источники, за последний год отмечается рост интереса иностранных заказчиков к нашим бронеавтомобилям. Помимо традиционных машин семейства «Тигр» потенциальные покупатели направляют запросы и для ознакомления с новейшими «Тайфунами». В том числе возможные заказчики рассматривают варианты «К», «У» и даже «ВДВ».

До недавнего времени отечественные производители практически не были представлены на международном рынке вооружения в сегменте легких бронеавтомобилей. Там прочные позиции занимали американские и британские фирмы. Но ситуация начала меняться с началом российской операции в Сирии. Тогда впервые «Тигр», «Тайфун» и «Урал» показали себя в ходе реальных боевых действий. В чем преимущество наших бронеавтомобилей и что нужно сделать отечественным производителям, чтобы потеснить иностранных конкурентов, разбирался военный эксперт Андрей Фролов.

Сирийский опыт

Не секрет, что российская армия активно применяет новые образцы боевой техники в локальных конфликтах последнего времени. Не стала исключением и современная техника сухопутных войск, многие современные образцы которой прошли обкатку боевыми действиями в первую очередь в Сирии, она стала полигоном для тестирования новых изделий и выявления путей их дальнейшей доработки и развития. В условиях, приближенных к боевым, пришлось действовать и в ходе миротворческой операции в Нагорном Карабахе, куда в конце прошлого года также были переброшены колесные бронеавтомобили.

Но основной боевой опыт всё же был получен в сирийской кампании. Обращает внимание, что в первую очередь в республику были направлены все новые российские колесные бронемашины. По известным данным, в составе нашей группировки, если не считать танков Т-90А и БМПТ «Терминатор», имелись только колесные бронированные автомобили (БТР-82, АМН-233114 «Тигр-М», Iveco 65E19WM «Рысь», К-63968 «Тайфун-К», К-53949 «Тайфун-К», К-4386 «Тайфун-ВДВ» и Урал-432009 («Урал-ВВ»). Сирийской армии было передано некоторое количество бронемашин К-43269 «Выстрел» ранних серий выпуска. Насколько можно судить по открытым данным, современная российская легкобронированная гусеничная техника в Сирии не применялась, хотя отгрузки армии республики БМП-1 с баз хранения имели место.

Бронеавтомобиль «Тигр-М» с боевым модулем «Арбалет-ДМ» на военно-спортивном празднике в честь 91-й годовщины образования Воздушно-десантных войск (ВДВ) на полигоне "Алабино" в Московской области

Бронеавтомобиль «Тигр-М» с боевым модулем «Арбалет-ДМ» на военно-спортивном празднике в честь 91-й годовщины образования Воздушно-десантных войск (ВДВ) на полигоне Алабино в Московской области

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Сирийский опыт оказался весьма ценным как для заказчика, так и для разработчиков. Колесные машины применялись для решения широкого спектра задач. Это охрана авиабазы Хмеймим, сопровождение колонн, перевозки личного состава и гражданских лиц, а также участие в специальных операциях. К примеру, группы российских журналистов по территории Сирии перевозили именно на защищенном автомобиле К-63968.

К сожалению, не обошлось без потерь. Из открытых данных известно о гибели в боевых условиях нескольких бронемашин «Тигр-М» и «Выстрел», а также минимум двух защищенных бронеавтомобилей «Рысь». В бою в сентябре 2017 года, когда боевики напали на пост российской военной полиции, участвовала одна машина К-63968. Несмотря на полученные повреждения, она смогла прорвать кольцо окружения и вывезти «красные береты» из-под огня.

Опыт эксплуатации новых российских бронемашин показал, что автомобили формулы 6х6 предоставляют максимальный комфорт десанту, но при этом они крупнее по размерам и дороже. Стало очевидным, что в современных конфликтах уровень противоминной защищенности — важнейшая характеристика бронемашины, так как основные потери были понесены именно от мин и фугасов. С такими же вызовами столкнулись и американцы в Афганистане и Ираке — там основные потери в бронетехнике также пришлись на различные взрывные устройства.

Бронированный автомобиль «Урал-ВВ» (Урал-432009) Росгвардии во время парада, посвященного Победы в Великой Отечественной войне

Бронированный автомобиль «Урал-ВВ» (Урал-432009) Росгвардии во время парада, посвященного Победе в Великой Отечественной войне

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Автомобили колесной формулы 4х4 показали себя более оптимальными с точки зрения критерия «стоимость–эффективность». В них используются агрегаты от серийных машин, что позволяет существенно снизить стоимость изделия и увеличить ресурс до нескольких сотен тысяч километров. Это же облегчало и доставку на театр военных действий подобной техники военно-транспортной авиацией — к примеру, самолетами Ан-124-100, Ил-76МД. Хотя во время сирийской операции имели место и отдельные поставки морским транспортом бронеавтомобилей «Рысь» и «Выстрел». Важным достоинством колесной техники стала высокая надежность. Так, в очень непростых условиях Сирии у отдельных бронемашины пробег достиг показателя в 100 тыс. км. И при этом машины продолжают эксплуатироваться.

Бронированный дом на колесах

В то же время стало понятно, что современная бронемашина не должна представлять собой «бронированный автобус» исключительно для перевозки личного состава из «пункта А в пункт Б». Нужен фактически «дом на колесах» для личного состава, который может перевозить не только личные вещи и оружие, но и необходимое вооружение и боекомплект. Это станет особенно актуально в условиях массового применения боевой экипировки «Ратник», а также перспективного «Сотника». С подобной проблемой столкнулись, например, французские военные в ходе операции в Мали. Колесные БМП VBCI, хотя и разрабатываемые с учетом требований нормального функционирования в них военнослужащих в боевой экипировке Felin, оказались не совсем пригодными в условиях реальных боевых действий. То есть вопрос размещения в бронекорпусе личного оружия, боекомплекта и группового вооружения будет всё более насущным как при разработке новой техники, так и при эксплуатации уже имеющихся серийных образцов.

В то же время стали очевидны и дальнейшие пути совершенствования подобных машин. Это в первую очередь новые подходы к обитаемому пространству, которое должно давать больше возможности для размещения личных вещей и вооружения военнослужащих. С учетом ограничений по габаритам и массе этого можно добиться за счет снижения численности десанта, а также внедрения новых компоновочных решений (еще более широкое использование модульности, а также новых видов трансмиссий, например, полностью электрической). По этому пути двинулись и имеющие богатый опыт ведения локальных конфликтов американцы, которые в итоге пришли к снижению численности десанта в защищенных автомобилях Oshkosh L-ATV и M-ATV, по сравнению с такой крупной и тяжелой машиной, как International MaxxPro, которая закупалась изначально.

Бронеавтомобиль «Тайфун-ВДВ» во время репетиции военного парада в честь 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Москве

Бронеавтомобиль «Тайфун-ВДВ» во время репетиции военного парада в честь 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Москве

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Другим направлением стало развитие шасси по типу «багги», в которых ставка делалась на подвижность в ущерб защищенности, хотя и потребители подобного рода техники были немногочисленны. Традиционно это силы специальных операций и высокомобильные подразделения.

В целом же конфликты последнего десятилетия показали, что бронированной колесной технике нет альтернативы, так как у нее выше скорость передвижения, дешевле обслуживание и больше ресурс, особенно по сравнению с гусеничной. Уровень защищенности большинства машин оказался достаточным для условий локального конфликта и того вооружения, которое применяли боевики. Модульность конструкции позволяла оперативно дорабатывать автомобили в полевых условиях для конкретной боевой задачи.

Полученный такой дорогой ценой опыт будет явно востребован и на экспортных рынках. После начала операции в Сирии в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) поступило немало обращений из других стран на ту технику, которая прошла там обкатку. Не стала исключением и колесная бронетехника, которая после САР стала активно экспортироваться, и заявки на нее продолжают поступать.

Читайте также
Прямой эфир