Цифровая реакция: кабмин даст 280 млрд на трансформацию промышленности
Правительство готово направить на поддержку электронной промышленности 280 млрд рублей. Об этом премьер-министр Михаил Мишустин рассказал на пленарной сессии 11-й международной выставки «Иннопром» в Екатеринбурге. Также глава правительства заявил, что перед страной стоит задача за 10 лет достичь двукратного роста эффективности оборудования, в 1,5 раза увеличить количество высокотехнологичных рабочих мест и вдвое сократить затраты на вывод высокотехнологичной продукции на рынок. Из-за пандемии торговля, банки, медиа и городской транспорт уже полностью трансформировались, теперь пришло время и промышленности стать более гибкой. По оценкам опрошенных «Известиями» экспертов, уровень цифровизации в ней достаточно высок, но предприятиям не хватает стимулов для внедрения передовых технологий.
Полная трансформация
В Екатеринбурге стартовала 11-я международная выставка «Иннопром», главную пленарную сессию «Гибкое производство. Максимальная адаптация» открыл глава правительства Михаил Мишустин. Пандемия разрушила сложившиеся цепочки поставок продукции, сломала привычную структуру спроса на ключевых рынках, а также отразилась на темпах роста промышленности и объемах производства, отметил премьер. Поэтому, по его словам, производителям нужно оперативно реагировать на изменения предпочтений потребителей.
— Сегодня гибкость становится одним из ключевых условий эффективного производства. Она позволяет минимизировать риски и снизить ущерб. Речь идет о принципиально новом формате организации промышленных мощностей, который основан на широком использовании цифровых технологий, — подчеркнул Михаил Мишустин.
Он отметил, что банки, розничная торговля, медиа, телеком, городской транспорт уже прошли полную трансформацию. Чтобы избежать личных контактов, многие услуги были переведены в цифру. Также ограничения сформировали среду для развития телемедицины и дополнительного дистанционного образования. Бурный всплеск произошел и в сегменте интернет-торговли, которая в прошлом году выросла почти на 60% — до 3,2 трлн рублей.
Следующий на очереди — промышленный сектор, уверен премьер. На практике это значит, что в ближайшие годы нужно сделать шаг к полной автоматизации технологических процессов и производства, а также логистики. Причем серьезные истории успеха у России в этом отношении уже есть: к примеру, отечественный рынок аддитивных технологий (так называемая, 3D-печать) за последнее десятилетие вырос более чем в 10 раз.
— Правительство продолжит поддерживать развитие электронной промышленности. В трехлетнем бюджете на эти цели предусмотрено около 280 млрд рублей, — сказал премьер.
Для автобизнеса пандемия создала большую проблему — производители столкнулись с нарушениями в цепочках поставок, отметил уполномоченный концерна Volkswagen по России и СНГ, председатель правления Skoda Auto Томас Шэфер. В то же время компании получили много уроков того, как можно стать более цифровыми, заметил он. Например, представители тех или иных структур уже не могли путешествовать в другие страны с деловыми поездками, но сумели поддерживать контакт с иностранными коллегами за счет автоматизации.
Председатель правления «Сибур Холдинг» Дмитрий Конов согласен: технологии и цифровизация приносят совершенно другой уровень автоматизации процессов. Он напомнил, что нефтехимическая отрасль всегда считалась грязной, скучной, опасной и удаленной индустрией. Модернизация и автоматизация позволяют уйти от этих определений, добавил он.
По словам председателя совета директоров, заместителя главного исполнительного директора Pirelli Марко Тронкетти Проверы, изменения всегда подталкивают к получению новых компетенций. Пандемия не только оказала на всех негативное влияние, но и дала возможности, отметил он.
Цифра — в помощь
Чтобы быстро и безопасно перевести промышленность в цифру, необходимо решить ряд сложных задач. Прежде всего речь идет об обеспечении кибербезопасности, организации надежных способов защиты данных, а также эффективных систем энергосбережения, отметил Михаил Мишустин. Плюс к этому, нужно добиться и полного охвата населенных пунктов широкополосным интернетом и связью.
— Модель производства будущего — «быстро, качественно, дешево». За ближайшие 10 лет необходимо достичь двукратного роста эффективности оборудования, увеличить количество высокотехнологичных рабочих мест в 1,5 раза, сократить затраты на разработку и вывод высокотехнологичной продукции на рынок вдвое, — сказал глава кабмина. — Именно такие целевые ориентиры правительство заложило в Стратегию цифровой трансформации промышленности. В ближайшее время она будет утверждена.
Подобного рода преобразования неминуемо потребуют специалистов с другими квалификациями. Для рынка труда нужны будут новые профессии: например, оператор робототехнических комплексов, архитектор информационных систем и даже кибер-исследователь. Важно, чтобы система образования и рынок труда были скоординированы между собой, подчеркнул Михаил Мишустин.
По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, развитие новых технологий в производстве создаст спрос на новые профессии и навыки.
— Многие боятся, что будут уходить какие-то специальности, что у людей возникнет проблема с отсутствием рабочих мест. На самом деле это не так: по всем международным экспертным мнениям, к 2025 году уйдут 83 существующих специальности. При этом 95 — появятся, — отметил министр на пленарной сессии «Иннопрома».
По его словам, к 2035 году возникнет уже 350 новых специальностей.
Технологии — на уровень
Цифровизацию в российской промышленности можно оценить на высоком уровне, это признает и мировое сообщество, сказал «Известиям» директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович. IT — одна из ведущих отечественных отраслей на мировой арене с точки зрения конкурентоспособности. А с точки зрения инноваций, знаний — она передовая.
По словам эксперта, необходимо, чтобы инвестиции в цифру осуществлялись за счет частных средств, как это происходит за рубежом, например в проектах Илона Маска. Препятствием может стать недостаток финансирования (хотя нужный объем оценить сложно), а также необходимость кадров с серьезной квалификацией — их пока нет в нужном количестве.
По словам бывшего советника президента России по развитию интернета Германа Клименко, сегодня есть проблема не с внедрением цифры, а с переоборудованием предприятий — в регионах используют технику 1970–1980-х годов, и ее цифровизировать крайне сложно. На этом фоне Россия пока несколько отстает от мировых стран, отметил он.
Директор института стратегического анализа Grant Thornton Игорь Николаев считает, что в банковской или финансовой сферах Россия находится на уровне передовых стран по технологическому развитию. В целом в отечественной промышленности он неплохой, с определенным прогрессом, уверен эксперт. Россия способна догнать другие государства в этом направлении, но предприятиям не хватает стимулов для внедрения передовых технологий. Они проявляются, когда есть высокий уровень конкуренции. Иными словами, у России еще есть потенциал развития в технологическом уровне и повышении производительности труда, считает он.