А пил ли мальчик: начался суд над студентом, сбившим насмерть двух женщин
25-летний студент Хусен Сомон, который в марте этого года сбил на тротуаре в Москве насмерть двух женщин, проведет под арестом еще шесть месяцев. Такое решение принял 21 июня Головинский суд Москвы. Хусен — спортсмен, входил в сборную Таджикистана по настольному теннису, он признал свою вину и все эти три месяца не находил себе места, как и вся его семья, рассказал «Известиям» его адвокат Равиль Сабитов. Другие эксперты не исключают, что молодой человек, который сутки скрывался от органов, в момент аварии мог быть пьян. К тому же в 2019 году нарушение ПДД, повлекшее смерть двух и более лиц, по тяжести санкций фактически приравняли к убийству. Что грозит обвиняемому и на что рассчитывает сторона потерпевших, выяснили «Известия».
Смертельный исход
В понедельник, 21 июня, Головинский суд Москвы продлил на шесть месяцев арест Хусена Сомона, который в марте этого года на севере Москвы сбил насмерть двух женщин.
ДТП произошло вечером 23 марта на пересечении Пулковской улицы и Конаковского проезда. Автомобиль Mercedes, которым управлял подсудимый, сначала столкнулся с припаркованным Mitsubishi, в которой находился водитель. От удара Mercedes откинуло на дерево, рядом с ним в это время на тротуаре находились две женщины. Для обеих столкновение с неожиданно вылетевшим на них автомобилем оказалось смертельным — от полученных травм пострадавшие умерли в больнице.
Как позже установит следствие, водителем иномарки был 25-летний студент Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) Хусен Сомон. С места аварии он скрылся и сутки был в бегах. Его искали повсюду: в университетском общежитии, на месте работы, но Сомона нигде не было.
Когда его задержали, он толком так и не смог объяснить, почему сбежал с места аварии. На допросе сидел с низко опущенной головой и выглядел подавленным. Свою вину признал сразу, но при этому путался в показаниях.
Рассказал, что накануне аварии ужинал с другом в кафе, при этом алкоголь не употреблял и в тот вечер был трезв. После ужина якобы решил отправиться в больницу, чтобы показать врачу ногу после сросшегося перелома. Во время езды никуда не спешил и скорость не превышал — ехал 70-60 км/час. На тротуар вылетел, потому что «наверное, не сработали тормоза».
На вопрос, почему он покинул место аварии, Хусен сказал, что был в шоковом состоянии, но понял, что сильно ударил больную ногу. Поэтому сразу после столкновения взял такси и поехал в больницу. По его словам, из всего ДТП он запомнил только, как врезался в машину и как сработали подушки безопасности, остальное из памяти якобы стерлось. Уверял, что хотел вернуться и сдаться правоохранителям, но не сделал этого.
В конце мая суд заключила беглеца под стражу. Следователи возбудили уголовное дело по ч. 6 ст. 264 УК РФ («Нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц»).
«Не пил и не курил»
Побег с места аварии сильно осложнил положение Хусена Сомона, рассказал «Известиям» его адвокат Равиль Сабитов. Его подзащитный испугался и плохо что-либо понимал, поэтому убежал, добавил он. Если бы он остался, то срок наказания варьировался бы от нуля до семи лет, а теперь в его действиях появился еще один отягчающий признак — оставление места ДТП. И ему уже грозит от восьми до 15 лет. Однако защита надеется, что суд учтет раскаяние и признание вины и даст Хусену «ниже низшего предела».
— Он очень жалеет о случившемся, — отметил адвокат. — Вся его семья в Таджикистане сильно переживала, а отец на этой почве в ходе следствия умер от инфаркта. Это большое горе и большая трагедия — погибли две женщины. Хусен признает, что совершил непростительную оплошность.
Со слов адвоката, сейчас студент больше не говорит, что у его машины не сработали тормоза — уверяет, что во время обгона не справился с управлением. При этом экспертиза подтвердила, что спустя сутки после аварии в его крови не было следов алкоголя и наркотиков, заверил адвокат.
— Он вообще очень положительный парень, входил в сборную Таджикистана по настольному теннису, не пил, не курил, вел здоровый образ жизни. В общежитии о нем хорошо отзываются, никогда ни в чем плохом он замечен не был, — сказал он.
По его словам, в момент аварии в машине Хусена сидел его товарищ, теперь он будет выступать в суде очевидцем.
Сторона защиты уже встретилась с потерпевшими, это сын одной из погибших женщин, рассказал Равиль Сабитов.
— Для него гибель мамы — огромная потеря, но он не настроен кровожадно. Мы обговорили сумму возмещения морального вреда, не буду ее называть, это некорректно, — сказал защитник.
Он добавил, что близкие второй погибшей от общения отказались.
Приравнено к убийству
Рассчитывать на мягкое наказание Хусену Сомону не стоит — в 2019 году нарушение ПДД, повлекшее смерть двух и более лиц, по тяжести санкций фактически приравняли к убийству (ч.1 ст.105 УК РФ), рассказал «Известиям» адвокат Игорь Бушманов. А если водитель покинул место ДТП, закон приравнивает это к состоянию алкогольного опьянения, так как утрачивается возможность реально проверить, трезв он был или нет, говорит адвокат.
Причиной мартовского ДТП на севере Москвы вполне мог стать алкоголь, считает Игорь Бушманов.
— Хотя сам подсудимый говорит обратное, отбрасывать эту версию до конца нельзя. Целые сутки он был в бегах и узнать наверняка его состояние в момент происшествия сложно. Но какой бы ни была причина аварии, для суда решающим фактором станет гибель двух человек, — отметил эксперт.
При назначении наказания по этой статье суд учитывает несколько факторов: позицию потерпевших, меры, принятые к возмещению причиненного им вреда, отношение подсудимого к предъявленному обвинению, фактические обстоятельства ДТП, рассказал «Известиям» адвокат Александр Иноядов.
— Полагаю, что наказание по данному уголовному делу может превысить девять лет лишения свободы. Нет оснований для назначения минимального наказания. Потерпевшие, скорее всего, будут настаивать на максимально строгой мере. Ориентир для суда укажет прокурор. Но вспомните громкое дело Михаила Ефремова — там один погибший и восемь лет тюрьмы, а тут погибших двое, — напомнил адвокат.
Причиной выезда Хусена Сомона на тротуар могли стать плохие навыки вождения, считает член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Наталья Агре. По ее словам, все больше смертей происходит на встречной полосе — там, где обгон разрешен. Это говорит о том, что водители не нарушают правил дорожного движения напрямую, но им не хватает навыков для совершения обгона, потому что в автошколе их этому не научили, сказала она.
Также не исключено, что причиной аварии мог стать мобильный телефон, в который мог смотреть подсудимый, находясь за рулем, полагает Наталья Агре.
— За те три секунды, на которые обычно отвлекается водитель, чтобы посмотреть в телефон, машина продвигается вперед на 60-100 метров. И когда человек снова поднимает глаза на дорогу, никакой возможности сманеврировать уже не остается. Водитель в таких случаях обычно пытается избежать столкновения с впереди стоящим авто и сворачивает либо на «встречку», либо на пешеходов, — пояснила эксперт.
Рассмотрение по существу дела Хусена Сомона отложено на 7 июля.