Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США призвали Украину к переговорам с РФ во избежание скорого поражения
Экономика
Международные резервы РФ выросли в апреле на $7,537 млрд
Мир
Израиль обеспокоился возможным сокращением помощи от США из-за доклада Госдепа
Общество
В Москве «Волонтеры Победы» раздали прохожим георгиевские ленты
Пресс-релизы
Парад Победы на Красной площади 9 Мая на уличных экранах увидят более 50 млн раз
Мир
Полиция в Эстонии оштрафовала выставивших из автомобиля флаг РФ граждан
Мир
В Венгрии исключили участие страны в расширении миссии НАТО на Украине
Мир
Посол России в ФРГ возложил цветы к военному мемориалу в Берлине
Общество
ФСБ рассекретила документы о преступлениях гитлеровцев против жителей Донбасса
Мир
В НАТО раскритиковали Бельгию за недостаточные усилия в сфере обороны
Мир
Британия ввела новые ограничения при получении дипломатических виз россиянами
Мир
Трое туристов из России пропали в горах в Киргизии
Общество
Собянин поздравил 99-летнего фронтовика Ивана Слухая с Днем Победы
Спорт
ФК «Факел» оштрафовали за оскорбление болельщиками игроков «Зенита»
Происшествия
Тракторист снес восемь бетонных столбов ограждения аэропорта Липецка
Мир
Глава ВОЗ исключил уход организации из Рафаха
Мир
Си Цзиньпин заявил об уважении к Сербии всего мира за ее курс на независимость
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Карен Кавалерян считает эпоху модерна самым прекрасным временем в истории России, признается, что «Ночное рандеву» написал, пока пил чай с плюшками, и уверен, что задавать тренды способны только молодые. Об этом поэт, писатель и драматург рассказал «Известиям», отметив 60-летие и выпустив новый роман «Легенды отеля «Метрополь».

«Я не сводил ни с кем счеты»

— Ваш новый роман переносит читателя в период между двумя русскими революциями — 1905 и 1917 годов. Среди его персонажей — Шаляпин, Рахманинов, Вертинский, Макс Линдер, Мандельштам, Северянин, Брюсов. Чем вам так близок этот исторический этап и само место, где происходят события?

— Я всегда хотел быть романистом. Но кто бы мне дал это сделать после «Ночного рандеву»? Проекты сменяли друг друга с такой скоростью, что некогда было дух перевести. И так четверть века подряд. Может, если бы не пандемия, у меня бы до романа не дошли руки.

Эпоха русского модерна — самое прекрасное время в истории России, полное надежд и самых светлых ожиданий. Время, когда отечественное искусство находилось в своей высшей точке. Язык той эпохи — наиболее комфортный для меня. Мне нравится читать не только литературу того времени, но и газеты. Когда я написал несколько первых страниц, то понял, что ничего более органичного своей природе я не писал никогда.

— В сюжет романа вплетено немало подлинных фактов. Вы явно провели немало времени в архивах, не исключено, что последовали личные открытия?

— Я не вылезал из Российской государственной и Российской исторической библиотек, перечитав и откопировав огромное количество газетных статей в самых разнообразных изданиях. Самый главный вывод, который я сделал, — точкой невозврата для европейской цивилизации, и в частности для России, стала Первая мировая война. А февраль и октябрь 1917-го — ее фатальные последствия.

Кутиков

С Александром Кутиковым, 1991 год

Фото: Личный архив

— Роман абсолютно кинематографичен. Модный сериальный формат уже рассматриваете?

— Я этого очень хочу, он даже скроен по принципу современного сериала и состоит из эпизодов, объединенных общей локацией и главными героями. Сейчас веду переговоры, но вопрос с экранизацией — долгая история.

— Ваша первая книга «Танцы в осином гнезде» — своего рода ироничное подведение итогов. Почему вы решили, что нужно поделиться своими впечатлениями от поп-закулисья?

— Шоу-бизнес занимал слишком большое место в моей жизни и в моей голове. В этой книге я не сводил ни с кем счеты, просто описал всё, как было на самом деле. Можно назвать ее руководством по выживанию в шоу-бизнесе для чайников. Конечно, всей правды не скажешь, но можно говорить только правду, это несложно. Саша Кутиков признался, что не мог лечь спать, пока не дочитал ее до конца, а Дима Колдун сказал, что это самое увлекательное его чтиво со времен «Кода да Винчи». Но они — мои друзья, поэтому, наверное, преувеличивали, желая сделать мне приятное.

«Москонцертовские солисты выглядели нафталином»

С чего началась ваша песенно-поэтическая история?

— Я почти ничем не отличался от своих одноклассников, слушавших в середине 1970-х The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin, Deep Purple, Uriah Hip и Nazareth, но мое первое по-настоящему мощное музыкальное впечатление — это две кассеты, взятые для перезаписи году в 78-м, на которых были Tower Of Power — Urban Renewal, Earth, Wind & Fire — All’n’All, Innervisions Стиви Уандера и Brother To Brother Джино Ванелли. Это была действительно моя музыка. Фанк, соул и джаз до сих пор составляют основу моей музыкальной коллекции и остаются источником вдохновения.

Хотя это вряд ли повлияло на выбор профессии. В 1980-м я завалил сессию и ушел в академический отпуск. Устроился в Москонцерт и почти год мотался по турам в составе технической группы — с Валерием Ободзинским, а потом с женским ВИА «Москвички». Осенью я вернулся в институт, но шоу-бизнес — это билет в один конец. Я собрал группу, игравшую диско-фанк в духе Kool & the Gang. Частично она состояла из студентов МАДИ, где я учился. У меня, кстати, играл будущий бас-гитарист «Браво» Тимур Муртузаев, а пел известный ныне эстрадный артист Сергей Пенкин. Группе нужны были тексты песен, но все знакомые поэты, к которым я обращался, писали нам какую-то бардовскую дичь. Пришлось самому. На самом деле я хотел быть продюсером, уж точно не поэтом. Но какие-то вещи просто написаны на звездах. Потом, когда через пару лет группа развалилась, Тимур притащил меня на репетицию «Браво» и я сочинил им «Старый отель».

— Это хит, без которого редко обходились дискотеки конца прошлого века. Как он создавался?

— Я часто адаптировал идеи и принципы великих музыкантов к русскому пространству. Мой «Старый отель» — вольная интерпретация текста большого хита 1930-х авторства Ричарда Роджерса и Лоренца Харта There's a Small Hotel. Но прямых пересечений по тексту там нет, это не более чем источник вдохновения.

«Старый отель» претерпел вмешательство — из него был вырезан третий куплет, вместо него музыкант «Браво» Саша Степаненко сыграл впечатляющее соло на саксофоне. Кстати, первым исполнителем песни был Тимур Муртузаев — в то время, а это была весна 85-го, Агузарова еще досиживала срок (в 1984 году Жанна Агузарова из-за обнаружения у нее паспорта на чужое имя попала сначала в Бутырскую тюрьму, а затем отправилась на полтора года в Тюменскую область на принудительные работы. — «Известия»). Начало текста я написал по пути с репетиции в метро. У меня не было с собой блокнота, и я записал первые строки на своих белых кроссовках. Пассажиры посматривали на меня с опаской, но у меня тогда вообще не было комплексов.

С Женей Хавтаном мы написали еще «Марсианку», но наше сотрудничество не продолжилось — вернулась Жанна, у которой по поводу авторов были свои планы и мне в них места не было. Впрочем, я благополучно продолжил карьеру с «Бригадой С», написав им полдюжины песен, в частности «Бродягу» и «Человека в шляпе».

— А как создавались «Ночное рандеву» и «Танцы на воде»?

— «Ночное рандеву» сочинялась легко и быстро — на кухне у Криса Кельми, когда он разучивал какую-то новую песню с новым солистом «Рок-ателье» Вадимом Услановым. Я написал два куплета и припев, пока пил чай с плюшками. Крис вернулся, прочитал текст и сказал: «Хитом она, конечно, не станет, но номер, кажется, крепкий». «Много ты понимаешь», — подумал я и оказался прав. О переделках исполнителем песни речь никогда не шла, даже все знаки препинания остались нетронутыми, а у меня очень индивидуальная пунктуация.

«Танцы на воде» — мой первый хит без примеси андеграундной культуры. Я написал его с Сашей Рыбкиным, бас-гитаристом «Альфы» Сергея Сарычева. С этой песни началось мое расставание с рок-н-роллом. [Вадим] Усланов, кстати, пел в «Рок-ателье» и именно его голос звучит в оригинальной записи, которая и стала мегахитом. Потом он ушел из группы играть на бас-гитаре у Оли Кормухиной, но быстро опомнился и начал сольную карьеру. К сожалению, несмотря на большой талант, она у него не задалась.

— Эти хиты действительно разительно отличались от эстрады тех лет. Молодому автору решительно не нравилось то, что на ней происходит, и он решил взяться за дело сам?

— Так сложились обстоятельства. Но музыкальный контент радио и ТВ того времени действительно навевал тоску и казался мне провинциальным продуктом третьего сорта. Я был уверен, что могу писать лучше большинства этих авторов.

— На какие еще достойные западные и отечественные аналоги вы ориентировались?

Я человек системный, если занимаюсь чем-то, стараюсь идти от корней. Это, например, Tin Pan Alley, ныне именуемый Great American Songbook. Я знаю этот каталог даже лучше, чем русскую поэзию Серебряного века.

За отечественной эстрадой я не следил. Там работали несколько больших авторов — в частности, Илья Резник, Леонид Дербенев, Михаил Танич, но ни их наследие, ни техника не были мне близки, в отличие от Лоренца Харта, Джонни Мерсера или, если говорить о более позднем времени, Берни Топина. Наверное, всему виной или причиной мой свободный английский.

Насчет достойной эстрады я ничего не помню. По сравнению, допустим, с Spirits Having Flown группы Bee Gees, гремевшим, когда я делал первые шаги, ВИА и москонцертовские солисты выглядели в равной степени нафталином. Поэтому я ни к кому из истеблишмента не лез и искал свое счастье в андеграунде.

— То есть вы проводите границу между песнями для рок-групп и поп-музыкантами?

— По мне, никакой разницы между ними нет. Более того, я считаю, рок-движение частью поп-культуры. Им всем одинаково нужны хиты, радио-плей, телеэфиры, красивые фото в медиа, корпоративные концерты и жирные рекламные контракты. Так что в моем случае это было просто естественным продолжением карьеры. Я никому в жизни не давал клятвы на верность, кроме своей любимой женщины, и если мне было интереснее и с художественной, и с коммерческой стороны сотрудничать с условным Пресняковым, чем с условным «Черным кофе», то что могло меня остановить ?

«Российский номер на «Евровидении» не выдерживает критики»

— Тем не менее на определенном этапе вы прекратили писать тексты песен, как и многие другие авторы вашей эпохи, в результате мы имеем то, что имеем. Так что же случилось с современной поп-песней?

— Не думаю, что уровень сегодняшних песен как-то связан с моих уходом из шоу-бизнеса. На этой улице всегда очередь из желающих, и им не видно конца. Как пел умница Фрэнк Синатра, There is no business like show-business. Тебе всегда найдется замена. Игра важнее, чем игроки. Я ушел, во-первых, потому что нельзя быть актуальным песенным автором на шестом десятке. Да, можно написать хит и в девяносто, но актуальность — это способность задавать тренды. А такое доступно только молодым, именно они определяют и язык, и повестку.

Во-вторых, я уперся в потолок — у меня в каталоге более тысячи официально зарегистрированных песен, две сотни из которых до сих пор находятся в радио-плее, 18 дипломов «Песни года» и восемь финалов «Евровидения» с артистами из пяти стран. Я не представлял, за что мне еще биться. Все мои амбиции были реализованы, а реальный шоу-бизнес — место для злых и голодных.

И в-третьих, я всегда любил музыкальный театр и видел продолжение своей карьеры именно там. Так что всё произошло в нужное время и в нужном месте. Может, я еще и припозднился. Не хочу никого ничему учить или думать о том, «как нам обустроить шоу-бизнес». Но по впечатлению со стороны, мы наблюдаем закат цивилизации — музыка вернулась к танцу с трещоткой у костра под бубнеж обкуренного шамана, литература — к рекламным слоганам, а живопись — к наскальным рисункам. Причем это общемировая тенденция.

ромео

С труппой мюзикла «Ромео VS Джульетта ХХ лет спустя», 2019 год

Фото: Личный архив

— Вы работали над песнями для певцов, представляющих Россию на «Евровидении». Следите за этим конкурсом ли сейчас, как вам песня Манижи?

— Я дважды писал для российских участников, столько же для артистов из Армении и Украины и по разу для Белоруссии и Грузии. Российский номер этого года не выдерживает никакой критики, это интровертная, бессмысленная, а главное, обреченная на провал песня, что было ясно с самого начала. Можно, конечно, считать удачей сам факт озвучивания этой феминистской декларации с такой трибуны, но во-первых, «Евровидение» предназначено не для того, а во-вторых, это удача деятелей фемдвижения, но не России. Мы опять таскаем каштаны из огня для других.

— От музыки вы ушли недалеко: занялись мюзиклами, ставшими для вас новым творческим этапом. В каком качестве вы выступаете здесь и какие постановки считаете максимально удачными?

Переход к драматургии 12 лет назад дался мне нелегко — я не был уверен, что у меня получится заложить такой вираж. Сейчас мои девять спектаклей идут более чем в 30 городах России и за рубежом. Лучшими, на мой взгляд, стали спектакли Московского театра оперетты — «Джейн Эйр», который два года назад выиграл приз «Звезда Театрала» в категории «лучший музыкальный спектакль», и «Ромео VS Джульетта ХХ лет спустя» — кассовый хит, которым я по-настоящему горжусь.

— Какие горизонты у неугомонного 60-летнего поэта-песенника, драматурга и писателя еще не охвачены?

— Я просто живу день за днем, как и прежде, ничего не выбирая. Мой выбор сам находит меня.

Прямой эфир