Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Истина в беде: COVID-19 заставил россиян отказываться от алкоголя
2021-06-17 13:09:18">
2021-06-17 13:09:18
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

COVID-19 заставил россиян сократить потребление алкоголя. Как выяснили «Известия», с начала 2021 года граждане стали меньше пить водки, вина и пива по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, когда пандемия еще не успела охватить страну. В тройке лидеров по потреблению спиртного предсказуемо оказались Москва, Московская область и Санкт-Петербург. А самыми непьющими стали Ингушетия, Чечня и Чукотка. Эксперты считают сокращение потребностей в алкоголе парадоксальным. Однако, по их мнению, россияне могли испугаться, что спиртное сделает неэффективным лечение от COVID-19.

После спада

Как выяснили «Известия», пандемия COVID-19 снизила спрос россиян на алкогольные напитки. По данным Росалкогольрегулирования, за I квартал этого года население приобрело 66 млн декалитров спиртного, в то время как за тот же период прошлого года 67,87 млн. Меньше всего россияне стали пить винодельческой продукции (86,8% к прошлому году), пива и пивных напитков (94%), водки и ликероводочных изделий (98%), зато увеличили употребление игристых вин и шампанского (105%). Единственным товаром, на который спрос остался на том же уровне, стал коньяк.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Лидером по потреблению алкоголя в абсолютных показателях в этом году стала Москва. За I квартал, по данным Росалкогольрегулирования, горожане приобрели 6,4 млн декалитров водки, коньяка, шампанского, вина и других спиртосодержащих напитков (в прошлом году 6,7 млн). На втором месте, лишь немного отстав от столицы, оказалась Московская область — 6 млн ( 6,35 млн), а на третьем — Санкт-Петербург — 3,37 млн декалитров (3,5 млн.).

Также в десятку любителей спиртного вошли Свердловская область (2,34 млн), Краснодарский край (2,16 млн), Татарстан (1,63 млн), Нижегородская область (1,62 млн), Башкирия (1,48 млн), Челябинская (1,5 млн) и Ленинградская (1,3 млн) области.

При этом первое место по потреблению водки заняла Московская область, а шампанского, вина и коньяка — Москва.

Лидером по минимальному употреблению алкоголя оказалась Ингушетия. Жители республики за тот же период приобрели всего 6 тыс. декалитров. Второе место в списке наименее пьющих субъектов заняла Чечня — 11 тыс. декалитров, а третье — Чукотка — 28,7 тыс.

Также в десятку регионов с минимальным потреблением алкоголя вошли Тыва (36,7 тыс.), НАО (37,4 тыс.), Карачаево-Черкессия (42,3 тыс.), Кабардино-Балкария (46 тыс.), Северная Осетия — Алания (49 тыс.), Калмыкия (67,2 тыс.) и Еврейская автономная область (86 тыс. декалитров).

Если говорить о федеральных округах, то больше всего купили спиртного в ЦФО — 21 млн, на втором оказался ПФО — 12,16 млн, а на третьем СЗФО — 9,17 млн декалитров.

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Росалкогольрегулирования, причиной снижения цифр стал COVID-19, когда в России во многих регионах были введены ограничения по работе ресторанов, баров и кафе, а также по продаже спиртного населению.

— Сейчас постепенно мы возвращаемся к допандемийным значениям, — пояснили в ведомстве, предложив изучить более поздние цифры по итогам этого года.

Ковидный парадокс

Гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что говорить о сокращении выпитого россиянами пока не совсем правильно, так как эти цифры не учитывают работу баров, кафе, ресторанов и другие факторы. Однако он признает: роста потребления спиртного не было.

— Это удивительно! Тем более что весь средний класс, а это миллионов 20 потребителей, который обычно два раза в год уезжали в отпуск за границу, с апреля сидели и пили в России. Лично мне трудно это объяснить, — заявил «Известиям».

По его мнению, в России однозначно вырос рынок нелегального алкоголя, также увеличилось количество самогонщиков среди населения, которое изготавливает спиртное для своих потребностей.

— Это же творческое занятие. То есть люди могут себе позволить купить алкоголь, но из-за пандемии у них появилось время его приготовить в домашних условиях. Поэтому тут нюансов очень много, — пояснил эксперт, отметив, что в этот году показатели продаж должны быть как минимум на уровне 2020 года.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что население могло сократить потребление алкоголя из-за опасений по поводу неэффективности лечения от COVID-19 и страха ухудшения финансово-экономического положения.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Во время пандемии люди больше думали о своем здоровье. Во-первых, россиянам объясняли, что COVID-19 и алкоголь несовместимы, во всяком случае на первых порах, когда население было переведено на удаленный режим работы. Затем стали говорить, что алкоголь несовместим с лечением пандемии и прививками, которые теряют свою эффективность, — отметил в разговоре с «Известиями» эксперт.

По его словам, еще одним фактором отсутствия роста потребления алкоголя стала борьба за выживание, когда многие граждане в результате сокращений остались без работы. «Ведь есть употребление от безнадеги, а есть от стабильности, когда у человека всё хорошо с деньгами и с работой», — считает политолог. Если человек не уверен в своем будущем, он мобилизуется и выбирает трезвый образ жизни, подытожил эксперт.

Инфографика

Читайте также