Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Курс доллара впервые с 30 октября 2023 года поднялся выше 94 рублей
Мир
В NASA подтвердили падение мусора с МКС на крышу дома во Флориде
Экономика
В России самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2 млрд рублей
Общество
Собянин сообщил о завершении строительства двух новых корпусов МГТУ имени Баумана
Мир
Пентагон указал на «серьезную угрозу» дронов и ракет Ирана
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 см
Общество
В Донецке задержали руководителя промышленного объекта за дачу взятки
Политика
Кудрявцев стал первым мэром Новосибирска после отмены прямых выборов
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Происшествия
Средства ПВО уничтожили украинский МВШ в небе над Курской областью
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожено три украинских дрона
Общество
Задержан подорвавший машину экс-сотрудника СБУ в Москве украинский агент
Общество
Камчатка стала участником программы стимулирования занятости
Экономика
Мишустин сообщил о рекорде в 4,2 трлн рублей товарооборота РФ и Белоруссии
Общество
Блогера-сыроеда Лютого приговорили к 8 годам колонии по делу о смерти ребенка
Мир
Reuters сообщило о сорванных Киевом переговорах о судоходстве в Черном море

Союз с мультфильмом: главной анимационной студии исполнилось 85 лет

Вспоминаем самые яркие шедевры прошлого, актуальные в настоящем
0
Фото: ТАСС/Гавриил Григоров
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Союзмультфильм» появился 85 лет назад. Тогда полукустарные мастерские объединились в одну большую фабрику, организованную по диснеевским производственным принципам. За эти годы были сняты тысячи мультфильмов, составивших славу отечественной анимации. «Известия» выбрали десять популярных и знаковых из них, без которых нельзя представить нашу культуру.

«Снежная королева» (1957)

Лев Атаманов, выпускник мастерской Льва Кулешова, случайно попал в анимацию еще в 1920-е годы — и остался в ней навсегда. После войны режиссер стал работать на «Союзмультфильме», где снял свои лучшие ленты. Из них в первую очередь приходит на ум полнометражная «Снежная королева» — один из первых настоящих хитов советской анимации.

«Золотой фонд» студии стал пополняться еще в 1930-е годы, первые международные награды она получила в 1940-е, но настоящий зрительский успех пришел к ней именно в 1950-е — причем, как внутри страны, так и за рубежом. По словам Хаяо Миядзаки, именно после фильма Атаманова он решил стать аниматором.

Автор типажей — художник Леонид Шварцман, которому в этом августе исполнится 101 год. Часть персонажей оживили методом «эклера» (артистов снимали вживую, а потом покадрово обводили их движения — технологию назвали в честь фирмы станка), но сказочник Оле Лукойе родился под пером мультипликатора Федора Хитрука.

«Шайбу! Шайбу!» (1964)

Борис Дежкин — один из первых мультипликаторов (одушевителей) и один из лучших за всю историю. В годы войны он потерял левый глаз, но успешно проработал художником еще полвека. Дежкин пришел в профессию, когда буквально всех аниматоров заворожил диснеевский трюковой фильм, но ему быстро удалось выработать собственную, легко узнаваемую манеру.

В рамках чужих замыслов Дежкину было тесно, поэтому вскоре он сам стал режиссером, а коронным жанром выбрал спортивные комедии с обаятельными плохишами — клоунский нос, улыбка до ушей, прыгающая походка. Раз увидев, забыть их невозможно. Маски с дежкинскими негодяями, например, носят злодеи из недавнего «Майора Грома».

Наверное, самый известный фильм этой серии — хоккейный «боевик» «Шайбу! Шайбу!». Всего Дежкин сделал с десяток спортивных фильмов, но работал и в других жанрах. Среди прочего, ставил и сказки («Чиполлино»).

«Крокодил Гена» (1969)

С 1954 года заработало кукольное объединение, а на 1960–1970-е годы пришелся расцвет объемной анимации. Считается, что дети кукольные мультфильмы не любят — но, как правило, речь идет о более поздних годах и производстве других студий. Такие картины «Союзмультфильма», как «Кто сказал мяу?», «Я жду птенца», «Клубок» и, конечно, же «Варежка» отлично смотрятся и сегодня.

Наибольший успех — причем, мгновенный — кукольной мультипликации принесла серия про Чебурашку и Крокодила Гену от создателей «Варежки», режиссера Романа Качанова и художника Леонида Шварцмана, основанная на произведениях Эдуарда Успенского. Чебурашка немедленно стал всенародным любимцем, игрушкой пришел в дома по всему Союзу, а в 2000-е стал талисманом Олимпийской сборной.

«Винни-Пух» (1969)

Кажется, секрет, куда идут Винни с Пятачком, все дети нашей страны будут знать всегда. Федор Хитрук, выдающийся мультипликатор, пришел в режиссуру довольно поздно, в 44 года, но ворвался громко — мультдетектив «История одного преступления» (1962) считается вехой в истории студии и всей советской анимации. Стало понятно, что мультфильмы могут быть разными, и необязательно детскими и просто развлекательными.

Любимый жанр Хитрука — философская притча, но наибольшую зрительскую любовь ему принесли два других фильма: ироничная комедия про кинематографическую кухню «Фильм, фильм, фильм» и сериал про мишку-философа Винни-Пуха по мотивам сказки Алана Милна. Художниками цикла стали Владимир Зуйков, ушедший от нас в феврале этого года, и Эдуард Назаров, будущий автор хита «Жил-был пес».

«Веселая карусель» (1969)

Свои фильмы 1960-х годов Хитрук создавал вместе с группой единомышленников. Начиная с самого раннего этапа активное участие в работе принимали мультипликаторы — и это была новация: обычно их привлекали на этапе производства, когда основной творческий процесс был позади. В конце 1960-х этот костяк талантливых мультипликаторов продавил идею сборника миниатюр, где они могли бы проявить себя как абсолютные авторы — сценаристы, режиссеры, художники, мультипликаторы. Так началась история альманаха «Веселая карусель», ставшего полигоном для обкатки новых художественных идей, стилей, жанров.

Именно здесь появились знаменитые новеллы про Антошку, «На лугу пасется ко…», «Мы делили апельсин» и многие другие хиты нашего детства. Основатели альманаха — Анатолий Петров, Галина Баринова, Леонид Носырев, Валерий Угаров, Геннадий Сокольский — впоследствии стали классиками анимации, и сняли множество шедевров, от «Шкатулки с секретом» до «Полигона». Выпуски «Веселой карусели» выходят до сих пор, в них дебютируют новые и новые поколения авторов.

«Ну, погоди!» (1969)

В первом же выпуске «Веселой карусели» появились и главные персонажи отечественной анимации — Волк и Заяц. Их придумали популярные молодые сатирики Аркадий Хайт, Александр Курляндский и Феликс Камов. Правда, выглядела знаменитая парочка несколько иначе — режиссер и художник Геннадий Сокольский (впоследствии он снимет «Пингвиненка Лоло») нарисовал их в более авангардном ключе — в духе загребской школы анимации.

Дирекция быстро разглядела потенциал в персонажах и передала сериал в руки более опытного режиссера и мультипликатора, ученика Дежкина Вячеслава Котеночкина. Именно он вместе с художником Светозаром Русаковым и запустил всем известную серию, придав Волку и Зайцу чуть более «народный», диснеевский облик. Классическая серия продержалась 20 лет и 16 выпусков — абсолютный рекорд «Союзмультфильма».

«Ежик в тумане» (1975)

Как Хитрук и многие другие режиссеры, Юрий Норштейн начинал мультипликатором. Став режиссером, он, как и его коллеги по «Веселой карусели», в своих фильмах стремился к «рукодельному» творчеству — большинство функций он выполняет самостоятельно, и даже «под себя» усовершенствовал мультстанок. В то же время его фильмы невозможно представить без постоянных соавторов — художника Франчески Ярбусовой, операторов Александра Жуковского и Игоря Скидана-Босина. Картины он делает в уникальной и чрезвычайно трудоемкой технике многослойной перекладкой мультипликации — причем, порой даже признанные профессионалы за рубежом не могут понять, как сняты некоторые сцены.

«Ежик в тумане» — третья самостоятельная режиссерская работа, которая немедленно вывела Норштейна в первый ряд постановщиков не только студии, но и всего мира. По результатам многочисленных международных опросов эта философская и глубоко личная сказка делит одно из первых мест среди лучших анимационных фильмов из всех когда-либо созданных. Причем нередко она пропускает вперед четвертый фильм Норштейна — «Сказку сказок».

«Трое из Простоквашино» (1978)

Главные сериалы советской анимации были сняты друг за другом в довольно короткий промежуток времени — на рубеже 1960–1970-х годов. Кроме упомянутых циклов про Чебурашку, Винни-Пуха и «Ну, погоди!», это две части про Малыша и Карлсона, а также дилогия «Бременских музыкантов». Чуть позднее студия выпустила еще один бессмертный хит — и снова по мотивам сказок Эдуарда Успенского.

Первоначально сериал про дядю Федора и кота Матроскина начал выходить на телевизионной мультстудии, но Успенскому он не понравился, и он передал персонажей «Союзмультфильму». И не прогадал. Новую и успешную жизнь «Простоквашино» дали режиссер Владимир Попов (который ранее в тандеме с Владимиром Пекарем сделал «Умку») и художники Николай Ерыкалов, Левон Хачатрян и Аркадий Шер.

Среди других сериалов позднего СССР также стоит отметить «38 попугаев», «Котенка Гав», «Мартышек» и «Блудного попугая».

«Жил-был пес» (1982)

Эдуард Назаров как режиссер тоже начал с «Веселой карусели» — для разных выпусков альманаха он снял две миниатюры (в том числе про принцессу и погоду, которые были прекрасные и ужасные попеременно). Но безусловный и ошеломляющий успех ему принесла вторая «полнометражная» десятиминутка «Жил-был пес» по мотивам украинской сказки.

Фильм разошелся на цитаты («Ты заходи, если чё» — фраза, которая, кажется, вошла в национальный культурный код), а роль старого волка, озвученная Арменом Джигарханяном, стала одной из самых узнаваемых в фильмографии артиста. В 2012 году по опросу индустрии «Жил-был пес» был признан лучшим отечественным мультфильмом в истории, обогнав даже «Ежика в тумане».

«Очень одинокий петух» (2015)

Современный «Союзмульфильм» снова стал фабрикой и ежегодно выпускает анимационных минут больше, чем когда-либо. Среди его сериалов есть как перезапуски классических мультфильмов («Простоквашино», готовится «Ну, погоди!»), так и оригинальные проекты — вроде «Оранжевой коровы» или «Пластилинок».

Выпускает студия и авторскую анимацию, которая собирает призы на многих фестивалях. Из них трудно выбрать лучшую, поэтому пусть будет самая необычная — абсурдистский аттракцион Леонида Шмелькова про глупого и одинокого петуха.

Прямой эфир