Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Шашечки наголо: число ДТП по вине таксистов выросло на 56%
2021-06-02 18:46:23">
2021-06-02 18:46:23
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России за пять лет на 56% выросло число аварий, совершенных по вине водителей такси, говорится в исследовании научного Центра безопасности дорожного движения МВД России. Причем еще больший рост, почти на 60%, наблюдается среди тех, кто имеет разрешение на этот вид деятельности, следует из документа. Таксисты не следят за своим здоровьем и грубо нарушают правила предрейсового осмотра, число таких нарушений в этом году составило уже почти половину от уровня прошлого года, сообщили в ГИБДД. Как минимум каждый второй водитель покупает осмотр на месяцы вперед, в такой ситуации данный вид транспорта не может считаться полностью безопасным, предупреждают в Общественном совете по развитию такси. В Госдуме «Известиям» заявили, что у проблемы есть решение — это закон о телемедицине для водителей, который будет внесен в парламент до 18 июня.

Сэкономили на здоровье

Доля аварий с участием легальных такси за пять лет, с 2015 по 2019 год, выросла на 10%. Об этом «Известиям» сообщили в Общественном совете по развитию такси со ссылкой на научный Центр безопасности дорожного движения МВД России.

Наличие у водителя официального разрешения не гарантирует пассажиру безопасность. По данным проведенного центром исследования, 83% аварий, случившихся с участием такси в минувшем году, — это случаи с легальными перевозчиками.

Из 3,5 тыс. попавших в ДТП такси у 2,9 тыс. разрешения были.

За те же пять лет число ДТП, совершенных по вине таксистов, выросло почти на 56%, а среди водителей легальных такси — еще больше, почти на 60%. При этом большинство аварий приходится на транспорт, находящийся в собственности юридических лиц, говорится в документе.

Все эти цифры — повод для тревоги, сказала «Известиям» председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, по заказу которого и проводилось исследование. Рост аварийности может быть связан с плохим самочувствием водителей, а также массовыми нарушениями порядка предрейсового медицинского осмотра, отметила она.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В 2020 году сотрудники ГИБДД выявили более 24 тыс. нарушений порядка предрейсового медицинского осмотра, а в 2021 году всего за четыре месяца нарушений оказалось более тысячи, рассказал замначальника главного управления ГУОБДД МВД России Николай Шеюхин на прошедшем в конце мая в Госдуме круглом столе, посвященном телемедицине для водителей.

Проходить медосмотр водители такси обязаны дважды в смену, отсутствие отметки в путевом листе грозит штрафом в 30 тыс. рублей. Но ходить каждый день к врачу довольно хлопотно, поэтому отметки просто покупают в центрах выдачи путевок на месяц вперед и показывают сотруднику ГИБДД, рассказала Ирина Зарипова.

— Если в общественном транспорте наличие отметок строго проверяется контролирующими органами, то в такси эта система ломается. С точки зрения контроля это брошенная отрасль, поэтому сами предприятия не заинтересованы в медосмотре своих водителей. Соблюдают все условия лишь единичные таксопарки. Можно с уверенностью сказать, что каждая вторая отметка о медосмотре в путевом листе таксиста — липовая, — подчеркнула Ирина Зарипова.

По ее словам, в России работают 2 млн таксомоторов, из них разрешение имеют 430 тыс. Но даже если вы попали к легальному перевозчику, не факт, что вы на 100% защищены, уточнила она.

У компьютера нет насморка

Рост ДТП по вине водителей такси — проблема комплексная: это и переработки, и усталость, и плохие дороги. Но формальное отношение к медосмотру здесь играет ключевую роль, считает Ирина Зарипова.

— Несколько дней назад в Новосибирске водитель такси умер от инсульта прямо во время рейса, — рассказала эксперт. — Инсульт — это повышенное давление, значит, водитель не имел права садиться за руль, но его допустили или он просто этот осмотр купил. А ведь если бы всё сделал по правилам, возможно, остался бы жив.

медосмотр
Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

Бесполезно пытаться решить проблему формальных медосмотров с помощью штрафов — ходить к врачам от этого водители больше не станут, поскольку для них это слишком хлопотно, а для предприятий — накладно, рассказал «Известиям» зампред Госдумы Игорь Ананских. Да и фельдшеров на всех точно не хватит, но их вполне могли бы заменить компьютеры, считает вице-спикер. Как раз на такую замену рассчитан проект закона Минздрава о телемедицине для водителей. Он будет внесен в Госдуму уже в июне.

Телемедицина для нашей страны — вещь новая, сам закон о ней был принят лишь в 2017 году. 18 мая Госдума в первом чтении приняла закон о телемедицине для шахтеров, аналогичный закон для водителей также будет принят, уверен Игорь Ананских.

— У телеосмотра только плюсы: это оперативность, экономия средств и более точные результаты. Компьютер нельзя уговорить, надавить на жалость, как фельдшера. К тому же у техники не бывает насморка, а значит, пары алкоголя он почувствует всегда, — подчеркнул депутат.

Время такого осмотра занимает всего несколько минут — человеку просто нужно сесть перед экраном монитора и замерить основные показатели, которые затем дистанционно отправляются фельдшеру, рассказал «Известиям» председатель совета директоров компании по проведению предрейсовых медицинских осмотров ООО «Арциус» Олег Краус. На их основе медицинский работник принимает решение о допуске водителя на рейс, то есть ставит или не ставит электронную подпись.

Беспристрастный осмотр

В Москве вдоль трасс уже сейчас стоят специальные кабины, где водители могут сами пройти медосмотр, для этого им нужно всего лишь авторизоваться в системе, уточнил Олег Краус. Такими кабинами уже пользуются порядка 25 тыс. человек, но заработать в полной мере новшество сможет только после принятия закона о телемедицине для водителей, считает он.

— При осмотре компьютером водители, в медкартах которых годами красовалось давление 120 на 80, к своему удивлению часто узнают, что больны гипертонией. Поэтому процент недопусков на рейс после телемедицинского осмотра оказывается намного выше, чем после очного, — отметил эксперт.

диагностика
Фото: ТАСС/Артем Коротаев

При обычном медосмотре недопуск водителей к управлению транспортным средством составляет не 1%, а компьютер бракует по здоровью 20 человек из 100, подтвердила «Известиям» директор по персоналу «Мострансавто» Екатерина Гайдо.

Развитие телемедицины улучшит здоровье водителей, а значит, и безопасность на дорогах, считает Ирина Зарипова. Это особенно важно, когда речь идет о водителях такси, которые до этого вообще толком не проверялись, уточнила она.

— Чтобы поставить осмотр водителей на поток, работодателю нужно пойти в больницу, заключить договор. Это сложно, возникает барьер, и человек не идет. А здесь можно организовать удобный сервис: водитель приехал на заправку, а там терминал. Он делает замеры, фельдшер их получает в течение нескольких секунд, и через пару минут выдает решение. Удобно и быстро, — пояснила эксперт.

Еще и финансово выгодно, добавила она. Вместо 100–150 рублей такой осмотр обойдется в 35–50. А при массовом характере цена может упасть еще ниже, отметила специалист.

— Единственная проблема — ГИБДД пока не признает электронную подпись в путевом листе, только синюю печать. За электронную отметку водитель может получить штраф, — уточнила Ирина Зарипова.

Дистанционные осмотры выгодны предприятиям, их повсеместное использование позволит существенно сэкономить. Причем, что важно, не на безопасности, резюмировал Игорь Ананских.

Читайте также