Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Самая малость: Счетная палата проанализировала процесс приватизации в России
2021-05-28 12:43:56">
2021-05-28 12:43:56
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

План приватизации на 2017–2019 годы исполнен на четверть. Это самый низкий показатель, говорится в отчете Счетной палаты, где проанализированы причины и даны рекомендации, как улучшить процент приватизации в последующие годы. «Известия» совместно с экспертами разбираются, насколько эффективной может быть приватизация в дальнейшем.

Приватизация — это инструмент, который позволяет сократить долю государства в рыночной экономике. Процесс, который длится уже 30 лет, регламентирован № 178-ФЗ «О приватизации...», на основе которого разрабатывается Прогнозный план приватизации, как правило, на три года. План приватизации на 2017–2019 годы определен распоряжением правительства РФ от 08.02.2017 № 227-р. В документе содержится перечень объектов, который подлежит приватизации, и основные процедуры.

Аналитики Счетной палаты определили причины неудачного процесса приватизации: «дыры» в нормативной базе; отсутствие крупных сделок; высокая доля «вторичных» сделок в структуре продаж; низкий уровень согласованности между Росимуществом и агентами по продаже бизнеса с госучастием. Остановимся на этих причинах подробнее.

«Неправильный» план

По мнению аналитиков Счетной палаты, изначально план приватизации был обречен на провал из-за излишне формализованного подхода на этапе составления. О низком качестве проработки говорит число внесенных изменений — 58. В общей сложности из плана исключили 158 объектов, включили 1026 по сравнению с изначальной версией.

счетная палата
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Причин несколько. Во-первых, возникли разногласия по объектам, которые подлежат приватизации, с рядом крупных государственных структур. Потребовались дополнительные согласительные совещания. Во-вторых, в перечень включили 121 объект, изначально непригодный для приватизации. Из них 10 ФГУП находились в стадии банкротства, восемь подведомствены Минобороны, а в одном случае приватизацию приостановил лично президент России. Так, в перечне оказалось ФГУП атомного флота в Мурманске. Предприятие запрещено к приватизации, поскольку входит в организации ядерного оружейного комплекса РФ и подчиняется Федеральному агентству по атомной энергии.

Технические моменты плана приватизации были проработаны крайне слабо, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. По его словам, изменения в плане «крайне мешают заинтересованным лицам и компаниям участвовать в приватизации: так, из отчета Счетной палаты следует, что приватизация 21 пакета акций была приостановлена». Эксперт считает этот и другие факторы (недостоверную информацию, отсутствие регистрации имущественных прав) «непреодолимыми барьерами».

Ни одной крупной сделки

В 2019 году зафиксирована единственная крупная сделка, да и та номинальная. По замечанию экспертов из Счетной палаты, такого рода контракты не снижают госучастия в экономике. Всего таких сделок планировалось девять.

стенд
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Тем не менее в 2020 году ситуация выправилась, утверждает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. «В прошлом году реализовано две крупных продажи. Это АО «Племенной форелеводческий завод «Адлер», который полностью выкупили у государства за 539,1 млн рублей, и ПАО «Совкомфлот». Во втором случае удалось снизить долю госучастия со 100 до 82,8%. Таким образом, всего за полгода 2020 года удалось больше, чем по итогам прошлой приватизации, поэтому оцениваю тенденцию как однозначно позитивную».

Мало первичных продаж

На долю т. н. первичных продаж, а это реализация имущественного права и прямые торги, приходится только 36% приватизированных предприятий. На вторичные сделки (публичное предложение, продажа без объявления цены) приходится 64% контрактов. С каждой новой «трехлеткой» приватизации процент продаж с дисконтом растет, а бюджет недополучает деньги.

Счетная палата обнаружила ряд нарушений, связанных с реализацией государственного имущества. Иногда объект оценивается по кадастровой стоимости и в документах проходит как действующее предприятие, а затем выясняется, что он интересует покупателя исключительно как площадка для редевелопмента. Так, в процессе торгов одному из объектов поменяли кадастровый статус и цена взлетела в 46,4 раза. Случаи, когда «не увидели» несоответствие заявленной цены реальной, тоже есть: здание на Тверском бульваре в столице оценили в 188,6 млн рублей, по итогам торгов оно продано за 329 млн рублей, а сейчас его рыночная стоимость оценивается в 887,6 млн рублей.

курс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

По мнению Екатерины Косаревой, в плане анализа приватизации интереснее рассматривать именно небольшие объекты бизнеса и некрупное имущество. «Темпы замедлились, но объяснить это можно пандемией и предшествующими ей экономическими событиями: старые санкции и угроза новых, скачки рубля и нефти, «звоночки» кризисов. По мере восстановления экономики таких сделок следует ожидать всё больше. По прогнозам Счетной палаты, которая критически разбирает результаты приватизации, темпы сокращения числа предприятий с госучастием будут расти». А вот на покупку-продажу крупных предприятий, по оценке аналитика, пандемия никак повлиять не могла.

Предложение на рынке приватизации крайне избирательное, считает Алексей Коренев. «То, что могло бы заинтересовать потенциальных инвесторов, или к продаже не предлагается, или оказывается настолько технически запутанным и непроработанным, что до конечной реализации дело всё равно не доходит».

Отсутствие координации

Продажей государственных объектов занимаются Росимущество (67% объема продаж) и его агенты — АО «Российский аукционный дом» и ООО «ВЭБ Капитал».

Слабым местом приватизации, по оценке Счетной палаты, является работа агентов. Выяснилось, что 20% объектов, подлежащих продаже, вообще не выставлялись агентами на торги. Росимущество при этом не получило отчет о причинах. Аудиторы объясняют невыполнение плана слабой предпродажной подготовкой для привлечения инвесторов. А часть объектов из перечня, как выяснилось, вообще не принадлежит государству по документам.

портфель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Осведомленность потенциальных инвесторов также невысока. Согласно отчету, на сайте Росимущества разрозненная, неструктурированная информация по объектам, подлежащим приватизации.

Рекомендация Счетной палаты структурировать и опубликовать полную информацию об объектах в Интернете, а также доработать техническую интеграцию баз данных РФИ, ЕГРН и системы бухучета ГИИС «Электронный бюджет» — критически важная к исполнению, отмечает Екатерина Косарева. «К сожалению, не все государственные органы так развиты с точки зрения цифровых технологий, как та же ФНС. Упорядочение и открытая публикация полной информации о сделках сделает систему приватизации прозрачнее, а значит, привлекательнее для инвесторов».

Алексей Коренев смотрит на реализацию плана приватизации глобальнее: проблемы носят системный характер: «С грустью приходится констатировать, что попытки проводить приватизацию, используя в качестве базовых механизмов всё те же рычаги госрегулирования, обречены быть невыполненными или недовыполненными».

Читайте также