Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Угол падения: зацепинг убивает молодых россиян
2021-05-26 21:57:56">
2021-05-26 21:57:56
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С началом летнего сезона совпало сразу несколько трагических происшествий с подростками на железнодорожном транспорте. Причина увечий — так называемый зацепинг (он же трейнсерфинг), катание на крышах, буферах и других внешних частях железнодорожных составов. Разумеется, ни власть, ни общество не могут безразлично относиться к этой серьезной проблеме. Что делается для борьбы с этой опасной «забавой», выясняли «Известия».

Наверх за инвалидностью

Переломом позвоночника и ожогом 70% тела закончилась попытка двух несовершеннолетних прокатиться на электропоезде в Вологде. 25 мая приятели залезли на крышу состава у станции Вологда-2, после чего одного из них ударило током. 13-летний мальчик получил сильный удар током, загорелся и упал вниз, его приятель испугался и убежал. Потушил несчастного с помощью огнетушителя помощник машиниста, заметивший яркую вспышку на крыше состава, сообщает Северо-Западное управление на транспорте СКР. В крайне тяжелом состоянии несовершеннолетний доставлен в областную детскую больницу. Возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Подобная трагедия случилась и в Нижегородской области — госпитализирован 17-летний подросток с ожогами более 50% поверхности тела. Он вместе с другом хотел сделать селфи на крыше электропоезда. По данным Минздрава, потерпевший получил разряд в 27 тыс. вольт. Следователи проводят проверку.

электричка
Фото: агентство городских новостей "Москва"/Кирилл Зыков

По данным управления на транспорте МВД по ЦФО, на апрель текущего года только в Центральной России погибли девять зацеперов.

«Статистика показывает снижение количества случаев зацепинга на 10% в этом году по сравнению с началом прошлого года. Однако эта статистика не совсем успокаивает: далеко не все факты мы можем выявить», — сообщил руководитель Управления охраны общественного порядка УТ МВД России по ЦФО подполковник полиции Валерий Свистунов.

Как быть с агитацией

В апреле на проблему с зацеперами обратил внимание глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Он указал на необходимую профилактическую работу в этой области. В частности, он обратил внимание на судьбу 11-летнего ребенка, лишившегося в декабре 2020 года из-за зацепинга ног. Аркадий Аксёнов и его мама Мария согласились помогать силовикам бороться с пропагандой смертельного увлечения. Мужественный мальчик снимается в видеороликах, где откровенно рассказывает свою историю, чтобы уберечь других ребят от беды.

В Совете Федерации весной предложили привлекать к агитации против зацепинга популярных у подростков поп-музыкантов и рэперов. Кроме того, сенаторы подчеркнули важность обустройства материальной базы для спортивного досуга подростков.

«Понятно, что остановить [подростков] только запретительными мерами будет сложно. А вот предоставить альтернативу — построить скейт-парки, делать другие действия в этом направлении, [вести] контрпропаганду — вот это очень важно. Это повод [действовать] для молодежных объединений, организаций. Нужно привлекать лидеров общественного мнения, рэперов. Зацепинг — это ведь добровольное самоубийство», — сообщил во время пресс-конференции сенатор Владимир Круглый. Правда, пока никто из известных музыкантов не заявил о готовности участвовать в подобных акциях.

Кто становится зацепером

В «Методических рекомендациях по профилактике зацепинга» (есть в распоряжении «Известий»), адресованных специалистам по борьбе с безнадзорностью, дается характеристика основного сегмента нарушителей. Для них характерны склонность к рискованному поведению, потребность в автономии, потребность изменения своего статуса в социуме, дисгармоничность личности. Кроме того, есть и социальные факторы этой проблемы — часто родители зацеперов не занимаются их воспитанием, не способны наладить с ними контакт, организовать совместную деятельность. Согласно данным социологов, зацеперы рассматривают свое увлечение как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди («пройти путь героя»), найти новые ощущения. Многие подростки полагают, что таким образом они смогут улучшить свою физическую форму.

электричка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Чаще всего несчастные случаи происходят из-за потери равновесия во время движения; обрыва конструкций из-за подпила, усталости металла, ржавчины; соскальзывания с поезда из-за обледенения поручней, резкого рывка состава или сильного ветра. Смерть несут и препятствия по ходу движения (платформы, светофорные столбы, мосты, порталы тоннелей). Особую опасность таит в себе запрыгивание на ходу на подножки товарных вагонов — дети гибнут из-за падения на рельсовый путь под колесо. Кроме того, большой риск грозит при соприкосновении (из-за электродуги) с контактной сетью, токоприемником, тормозным резистором и близости к токоведущим высоковольтным шинам.

Битва с модой

Эксперты обращают внимание и на опасность социального фактора. «[Подростки] объединяются в сообщества, используя интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних», говорится в методичке. Специалисты обращают внимание на то, что в подобных группах формируется циничное отношение к тем членам сообщества, которые погибли или стали инвалидами.

Профилактика — это не только беседы с подростками в школах и других учебных заведениях. Сегодня это и работа в соцсетях. Но, увы, у тематических видео и постов об опасности зацепинга в тысячи раз меньше просмотров, чем у рекламирующих смертельно опасное развлечение блогеров. С 2018 года Роскомнадзор начал борьбу с запретным контентом в Сети. В 2020 году ведомство заблокировало около полумиллиона материалов с деструктивной информацией, сообщил замглавы службы Вадим Субботин на итоговом заседании коллегии. В эту цифру, помимо зацепинга, также входят и ресурсы с другим опасным контентом. Субботин отметил активность граждан, сообщающих о вредном содержании — число жалоб на странички увеличилось в 16 раз.

— Процесс удаления опасной информации достигает по времени от одного до трех часов с момента выявления. Это те цифры, на которые в ближайшее время нам нужно ориентироваться по всему сегменту социальных сетей, — сказал Субботин.

Однако, по мнению главы Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимира Зыкова, блокирование соцсетей с появлением TikTok стало малоэффективным.

— Там видео расходится довольно быстро на большую аудиторию, и даже если его удалят через сутки, то охваты у видео могут быть десятки тысяч, — говорит Зыков. По его словам, удаление видео — это борьба не с причинами, а со следствием. И до тех пор, пока в этом сегменте не будет налажена быстрая работа, существенных изменений ждать не приходится.

Те, кто собирает аудиторию на опасном контенте, неплохо зарабатывают.

— Правда, заработок косвенный, на рекламодателе. Плюс если есть просмотры на YouТube и подключена монетизация, то заработок идет на просмотрах. Стримы же популярны тогда, когда «форсятся» на приличную аудиторию.

Что с ответственностью

Проблема стоит на повестке не первый год, поскольку ведет к росту травматизма и смертности в уязвимой детской и подростковой среде.

— В целях противодействия такому явлению регулярно проводятся рейды, ведется профилактическая работа, обсуждаются различные законодательные инициативы, направленные на усиление ответственности, — говорит Ольга Митева, член Ассоциации юристов России.

Однако радикального снижения популярности зацепинга не происходит. В том числе из-за отсутствия в законе существенных юридических последствий как для взрослых, так и для несовершеннолетних зацеперов.

— На настоящий момент ответственность зацеперов установлена нормами КоАП. Так, ст. 11.17 КоАП РФ закрепила, что посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах влечет наложение штрафа в размере 100 рублей, — поясняет Митева.

По словам юриста, субъектом правонарушения является лицо, достигшее возраста 16 лет. Если же на подножке поезда проехал подросток до 16 лет, то родителям или иным законным представителям грозит административная ответственность по ст. 5.35 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

— Как следует из указанных законоположений, ответственность можно назвать необоснованно мягкой, поскольку штрафы в размере 100 рублей не будут способствовать исправлению правонарушителя, более того, они могут спровоцировать возникновение ощущения безнаказанности, что прямо противоречит цели института юридической ответственности, — считает Митева.

Читайте также