Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Центральное командование ВС США показало кадры запусков ракет по целям в Иране
Общество
Балицкий заявил о непризнании МАГАТЭ вины ВСУ в обстрелах территории ЗАЭС
Здоровье
Ученые доказали пользу четырехминутной тренировки для пожилых людей
Мир
Иран атаковал силы Пятого флота ВМС США в Бахрейне
Армия
Военнослужащие России и Лаоса провели совместную тренировку спецназа
Происшествия
Три человека пострадали в результате ударов БПЛА в Краснодарском крае
Армия
Операторы БпС сбросили на позиции ВСУ листовки с призывом сдаться в плен
Происшествия
Еще один беспилотник сбит силами ПВО на подлете к Москве
Мир
CENTCOM сообщило о завершении ВС США ударов по Ирану
Мир
КСИР приступил к первой фазе наступательных действий на Ближнем Востоке
Общество
В Роспотребнадзоре перечислили условия сокращения часов работы в жару
Мир
CENTCOM сообщило о прохождении судов через Ормузский пролив
Мир
Глава Пентагона пригрозил Кубе конфронтацией из-за попыток получить оружие
Наука и техника
Nature сообщил об обнаружении в Индийском океане крупнейшего кладбища китов
Общество
В Минздраве сообщили об изменениях перечня медицинских специальностей
Мир
Mehr сообщило о сработавшей ПВО на юге Ирана
Мир
КСИР сообщил об ударах по 18 целям армии США в регионе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Регулярное потребление молока нельзя связывать с повышенным уровнем холестерина. К такому выводу пришли исследователи Редингского университета и нескольких других научных учреждений Великобритании и Австралии и Новой Зеландии. Работа была опубликована в Международном журнале ожирения (International Journal of Obesity). Подробности — в материале «Известий».

Белое тепло

По наблюдениям ученых за тремя крупными группами населения, люди, употреблявшие молоко на регулярной основе, имели более низкие уровни как «хорошего», так и «плохого» холестерина, хотя индекс массы тела у них в среднем был выше, чем у людей, молоко не пьющих. При этом оказалось, что риск ишемической болезни сердца у любителей молока на 14% меньше.

Новая работа была опубликована после нескольких противоречивых по своим результатам исследований, авторы которых попытались найти связь между большим потреблением молока и молочных продуктов и кардиометаболическими заболеваниями вроде ожирения и сахарного диабета. Чтобы исключить влияние разных по размеру выборок или факторов вроде этнического происхождения, группа провела мета-анализ данных 1,9 млн человек из британского биобанка.

молочное
Фото: Depositphotos/makidotvn

Кроме того, был применен генетический подход, учитывая в своих расчётах ген, ответственный за выработку фермента лактаза, который нужен для расщепления молочных сахаров (лактозы).

Согласно выводам анализа, хотя обладатели соответствующего гена в среднем имеют на 11% меньшую предрасположенность к диабету второго типа, исследование не обнаружило никакой связи между большим потреблением молока и повышением риска диабета или появлением связанных с ним признаков вроде увеличения уровня глюкозы воспалительных биомаркеров.

Риска нет

Как заявил профессор нутригенетики Редингского университета Вимал Карани, исследование ясно показывает, что никакого увеличения риска сердечно-сосудистых заболеваний от потребления молока нет, несмотря на то что любители молочных продуктов в среднем имеют более высокий индекс массы тела и больше телесного жира. Впрочем, работа, по признанию ученого, не смогла определить причину данного явления. «Непонятно, является ли низкий холестерин следствием содержания жиров в молочной продукции или вмешался какой-то не изученный до настоящего времени «молочный фактор», — отметил учёный.

Дискуссия о потенциальном вреде или пользе молока и молочных продуктов ведется среди врачей и диетологов в течение многих лет. Американские врачи в своих диетических предписаниях на 2015–2020 год призывали взрослых употреблять «молочку» до трёх раз в день. Однако Всемирная организация здравоохранения в последние годы настоятельно рекомендовала снизить употребление молока из-за насыщенных жиров, которые содержатся в молочных продуктах и, как считалось, вызывают повышенные риски заболевания сердца. ВОЗ считает, что молоко и его производные должны составлять не более 10% ежедневных калорий, получаемых человеком.

исследование
Фото: ТАСС/Егор Алеев

В то же время врачи отмечали, что молочные продукты содержат множество полезных соединений, включая некоторые аминокислоты и фосфолипиды. Кроме того, в 2018 году в журнале The Lancet вышла работа, согласно которой употребление трех порций молочной продукции в день снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний в три раза. Исследователи подчеркнули, что схожую разницу по смертности показали страны и слои населения вне зависимости от уровня дохода.

Для сердца можно

Другое исследование, проведенное в Гарвардском университете, не нашло связи между молоком и сердечно-сосудистыми недугами. Авторы отметили, что многое зависит от того, что люди едят вместо молока — растительную пищу или красное мясо. При этом специалисты посоветовали диету, в меньшей степени полагающуюся на насыщенные жиры. Интересно, что обезжиренное молоко оказалось более вредным для детей, чем цельное: последнее давало на 39% меньше рисков ожирения. Находка осталась исключительно эмпирической, причинно-следственную связь ученым не удалось установить и в этом случае.

В 2019 году испанские учёные из Гранадского и Мадридского университетов пришли к выводу, что молоко может снижать риски возникновения рака. В российском Минздраве, в свою очередь, обратили внимание, что научно обоснованных данных по этому вопросу нет.

молоко
Фото: ТАСС/Ведомости/Андрей Гордеев

Россия находится в числе 20 крупнейших потребителей молока в мире. На душу населения в стране в 2017 году приходилось 165 кг молока. Лидер — Финляндия с 458 кг на человека. Потребление молока быстро растет по всему миру. В период 2019–2028 годов ожидается рост на уровне 1,7% в год, причем основной прирост дают развивающиеся страны (как за счет увеличения населения, так и благодаря увеличению потребления на душу). В развитых странах рост замедлится до 0,3% в год. При этом по прогнозу немецких исследователей спрос на молоко в мире к концу следующего десятилетия может значительно обогнать производство, что приведет к глобальному росту цен на молоко.

Читайте также
Прямой эфир