Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Вандалы срезали с фасада здания в Гостомеле граффити уличного художника Бэнкси
Общество
Путин указал на повышение внимания к проблемам инвалидов в стране
Мир
Скончался актер сериала «Оранжевый — хит сезона» Брэд Уильям Хенке
Армия
Путин призвал оказать всестороннюю поддержку пострадавшим в СВО
Авто
Марка Livan привезла в Россию свои кроссоверы для сертификации
Экономика
Производитель мороженого Baskin Robbins сменит название бренда в России
Мир
Испанская полиция оцепила территорию вокруг посольства Украины в Мадриде
Мир
Акция памяти детей Донбасса проходит в Тель-Авиве
Происшествия
Водитель маршрутки высадил школьника в 30-градусный мороз под Новосибирском
Происшествия
Украинские боевики ударили по центру Донецка из «Градов»
Общество
Путин пообещал обсудить вопрос об индексации пенсий работающим инвалидам
Мир
В США увидели в решениях Зеленского план «продать Украину с молотка»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ростуризм запустил на сайте контрольтуризм.рф форму для жалоб на завышение цен отелями. Там также можно пожаловаться на стоимость авиабилетов, задержку рейса, отмену брони в гостинице и даже на экологию курорта. Реагировать на соответствующие обращения туристов в ведомстве пообещали оперативно. Эксперты назвали инициативу нужной, однако ее действенность вызывает у наблюдателей ряд вопросов. «Известия» разбирались в предложенных механизмах сдерживания стоимости размещения.

Пресечь недобросовестность

Вопреки ожиданиям, на данный момент пока так и не наступила ясность по одному из главных вопросов: будет ли 1 июня возобновлено полноценное авиасообщение с Турцией. Судя по итогам недавних переговоров главы Оперштаба вице-премьера Татьяны Голиковой с делегацией из Турции, принятие решения, вероятно, затянется.

Ясно, что многие россияне в этом году отдадут предпочтение отдыху на отечественных курортах. Наплыв туристов спровоцировал резкий скачок цен на размещение в некоторых отелях Черноморского побережья. Алексан Мкртчян, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» говорит, что в отдельных случаях зафиксирован рост цен в отелях до 80–100%. Впрочем, по оценке Ильи Уманского, вице-президента АТОР, генерального директора туроператора АЛЕАН, тарифы подросли в пределах 10%, если речь идет об объектах категории 3–4*, и 15–20% в отелях уровня 5*. Между тем, напомнил Уманский, предложениями дорогих отелей пользуются лишь 10–15% клиентов туроператоров.

Бум на внутренний туризм продолжается. Мест в хороших отелях на популярных курортах не хватает, что зачастую приводит к недобросовестному поведению некоторых участников рынка и, конечно, необходимо насколько это возможно держать на контроле ситуацию, прежде всего, с «искусственным овербукингом». Что же касается цен, то их сдерживать непросто. Ведь ценообразование — естественно-регулируемый спросом процесс. Более того отсутствуют рычаги давления на отели, добавил Мкртчян.

пляж
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

В сложившихся условиях запуск Ростуризмом онлайн-платформы для жалоб по случаям недобросовестного завышения цен российскими отельерами выглядит в целом правильным, говорят эксперты.

Соответствующая форма для обращений потребителей запущена на сайте контрольтуризм.рф. Туристы смогут быстро и удобно подать жалобу по фактам намеренного завышения цен и недобросовестных действий участников рынка, заявила глава Ростуризма Зарина Догузова. Она подчеркнула, что такие ситуации будут быстро пресекаться совместными усилиями Ростуризма, ФАС и Роспотребнадзора.

Подойти серьезно

Вице-президент, исполнительный директор ОСИГ Алексей Волков назвал инициативу правильной, но выразил сожаление относительно того, что предпринимаемые меры не системны и представляют собой реакцию на уже сложившиеся трудности.

«Во внутреннем туризме пока нет системы или института поддержки туристов и отрасли в целом. Это факт. Туристов никто не защищает, кроме Роспотребнадзора. Единственный инструмент, который сегодня более или менее знаком обычным людям — книга жалоб и предложений. Но и к ее эффективности и актуальности давно есть вопросы. Поэтому, конечно, инициативу с онлайн-платформой жалоб мы поддерживаем», — говорит Волков.

отель
Фото: РИА Новости/Артур Лебедев

По словам эксперта, ее нужно масштабировать, популяризовать и для качества реализации подключить ее к центру управления регионами, усилить Ростуризм специальным подразделением, которое бы работало с этой платформой, а не оставлять на уровне пиара, который потом обернется массовыми жалобами на сам сайт.

«Жалоб будут тысячи, десятки тысяч в этом сезоне. Ясно, что реагировать на них нужно оперативно, для того чтобы туристы действительно получили обратную связь. Также необходимо дорабатывать законодательство в вопросе регулирования отмены бронирования, завышения стоимости, овербукинга и так далее», — заявил Волков.

Сложности контроля

Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин», поставил под сомнение действенность идеи контроля за ценами на отели. Эксперт напомнил, что цены на размещение в отелях выросли в среднем на 16–18% по сравнению с 2019 годом. «Маловероятно, что жалобы на высокие цены в отелях приведут к изменениям в ценообразовании. Это рынок, который и правит ценовой политикой, зависящей от очень многих факторов, незаметных глазу туриста», — говорит Ромашкин.

Схожего мнения придерживается и Алексан Мкртчян. «Что до цен, то их регулирует рынок, как и положено в бизнесе. Ну и самый важный момент — как Ростуризм будет определять факт намеренного завышения цены? Отельеры будут говорить либо о динамическом ценообразовании, либо объяснят рост цен увеличением затрат, например, на персонал. Также практически невозможно будет определить факт «искусственного» овербукинга». Всегда можно сослаться на технические причины», — заявил Мкртчян.

отель
Фото: Depositphotos

Филипп Обручев-Миронов, руководитель коммерческого подразделения «Интуриста», не исключает, что реализация проекта выльется в серьезные затраты для бюджета и налогоплательщиков, плюс в первые же дни будет понятно, что неразработанная схема даст, скорее, сугубо отрицательный результат.

Кто-то, по словам Обручева-Миронова, будет использовать эту платформу, чтобы свести счеты с конкурентами, кто-то из исключительно личной выгоды, другие — чтобы «убить время» и написать любой текст, чтобы выразить недовольство, без содержания и на каждый подобный спам нужно будет реагировать.

Эксперт задается вопросом: какую информацию должны представлять жалобщики? «Нужна профессиональная оценка, трезвый узкоспециализированный взгляд на критерии сравнения, объективность изменений, произошедших в отеле, санатории, гостинице и т. д.», — говорит Обручев-Миронов.

Решает спрос

«Ценовую политику диктует и достаточно быстро корректирует спрос. Если объективно занижать цену и «прогадать» с ее реалиями, как это ни казалось бы странным, окажется только куда хуже: если таким образом получится сделать хорошую загрузку на объективно провальные даты, миссию можно считать выполненной. Однако «в сезон» подобная вещь приводит к массовым перепродажам, реализации номеров «из-под полы», коррупции и еще большим негативным эмоциям конечных покупателей, которых в сфере туризма не должно быть», — говорит Обручев-Миронов.

отель
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

В любой стране мира, говорят эксперты, где пытались идти путем жесткого регулирования отельного рынка, получали только еще более полную закрытость туристических услуг для прозрачной цены и достойного отдыха. «Помимо проблем с дефицитом, это приводило к нежеланию владельцев улучшать условия пребывания гостей, работы с сервисными проблемами и отсутствием должного персонала в силу мотивационно-стимулирующих высоким сезоном конкурентных преимуществ и желанием достойного и объективного заработка», — рассуждает Обручев-Миронов.

Таким образом, регулирование ценовой политики объектов размещения объективно решает рынок и в самый пик сезона этот естественно-регулируемый процесс реально показателен. Стремление же появления государства, как регулятора тех или иных сезонных колебаний цены, а также всплески повышения и понижения цены, могут привести и к общему ухудшению динамики по развитию внутреннего туризма на его массовой основе для той категории граждан, которые привыкли к достойному отдыху, вариантам цена-качество, конкурентоспособными местами размещения, сравнимыми с зарубежными аналогами.

Остаться с жильем

Генеральный директор объединенной сети «ТБГ и Горячие туры» Олег Мельник, полагает, что инициативу надо четко разделить на два направления: прием жалоб на необоснованное увеличение цен и конкретная помощь в тех случаях, когда объекты разорвали в одностороннем порядке договорные отношения для последующей перепродажи другим клиентам. В каждом из этих вариантов должна быть четко отработана инструкция (памятка, регламенты) и конкретная система мер, о которой должен быть проинформирован потребитель.

«Если это первый сценарий, то потребитель должен понимать, зачем он оставляет информацию, и система должна ему доложить о результате. Во втором случае, всё более конкретно, но и здесь непонятна судебная практика. Все что может попытаться клиент, это потребовать восстановить свою бронь в судебном порядке, но это тоже нервы, время и непрозрачный механизм», — говорит Мельник.

отель
Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Разбираться с отказом от предоставления подтвержденных и предоплаченных и оплаченных полностью услуг по причине изначально проданной низкой цены в угоду тех, кто готов платить больше уже на этапе заезда, сознательные перепродажи, откровенные нечестные схемы неисполнения контрактов перед юрлицами, когда виновными оказываются конечные потребители — это куда более важная вещь для короткого сезонного туризма, соглашается с коллегой Обручев-Миронов.

Сергей Ромашкин и Илья Уманский разделяют мнение коллег: прежде всего, стоит обратить внимание и держать на контроле ситуацию с «искусственным овербукингом» (перепродажа забронированных и ранее реализованных номеров с неправовым отказом в размещении туристам, купившим тур по более низкой цене, в пользу размещения туристов по более высокой цене).

«Подобные действия в ситуации высокой плановой загрузки курортов в этом году и фактического отсутствия свободных мест проживания, приведут к невозможности замены варианта проживания туристов. В случае возникновения подобных ситуаций, согласно действующему законодательству, вся ответственность лежит на туроператоре, однако, как-либо повлиять на ситуацию, с целью недопущения подобных случаев туроператор не в силах», — говорит Уманский.

Напомним, ФАС, Ростуризм и Роспотребнадзор уже сделали туроператорам и отелям предупреждение о недопустимости односторонней отмены бронирований туров и номеров с целью их дальнейшей продажи по завышенной цене.

фас
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Туристы, попавшие в такую ситуацию, вправе обратиться в суд для защиты своих прав. Также обратиться в арбитраж могут и представители территориальных органов Роспотребнадзора.

Читайте также
Реклама